Странная эпидемия 1518 года и другие загадочные психические заболевания, охватывающие целые поселения
Атипичная пневмония, птичий грипп, свиной грипп… Это краткий хит-парад глобальных угроз человечеству по версии Всемирной Организации Здравоохранения. Что объединяет все эти заболевания? Их виртуальная природа и отсутствие фантазии "первооткрывателей". То ли дело раньше — и заболевания реальные и названия интереснее. Например, Танцевальная чума, Эпидемия смеха.. или боязнь побега гениталий…
В июле 1518 года в Страсбурге во Франции женщина по имени фрау Троффеа вышла на улицу и принялась выделывать танцевальные па, что продолжалась несколько дней. К концу первой недели к ней присоединились 34 местных жителя. Затем толпа танцующих разрослась до 400 участников, сообщает телеканал Discovery о достоверно зафиксированном историческом эпизоде, который получил название "танцевальная чума" или "эпидемия 1518 года".
Тогда власти посчитали, что излечить танцоров-мучеников можно только продолжением танца, однако к концу лета среди танцующих десятки погибли от сердечных приступов, инсультов и просто от истощения.
После многих неудачных попыток вскрыть подоплеку этого необычного явления лишь сейчас историку Джону Уоллеру, профессору Мичиганского университета и автору книги "Время танцевать, время умирать: экстраординарная история танцевальной чумы 1518 года", удалось разгадать столь долго занимавшую умы ученых загадку. Статью на эту тему публикует журнал Endeavour.
Эти люди, пишет Уоллер, "не просто тряслись, содрогались или бились в конвульсиях, как если бы впали в транс, их ноги и руки двигались так, как если бы они целенаправленно выполняли танцевальные движения".
Юджин Бэкмэн, автор книги "Религиозные танцы в христианской церкви и в популярной медицине" еще в 1952 году обратил внимание на биологические или химические причины подобной танцевальной мании. Он, как и другие эксперты, полагал, что в подоплеке подобных массовых явлений лежали попавшие с хлебом споры плесени, образующейся в стогах влажной ржи.
Да, соглашается Уоллер, подобная плесень может вызвать жуткие конвульсии и галлюцинации, но "никак не скоординированные движения, которые могут продолжаться в течение многих дней".
Кроме того, настаивает исследователь, совершенно отсутствуют свидетельства того, что танцующие хотели плясать. Более того, они испытывали отчаяние и страх.
"Эпидемии плясок", между тем, предшествовали некоторые не совсем обычные явления — страну терзал голод, вызванный серией холодных зим и засушливых жарких летних сезонов, заморозки, сильнейший град.
Все это происходило накануне маниакальных танцев. Множество людей умерли от голода. Те, кто выжил, были вынуждены убивать своих домашних животных, затем залезать в долги и, как результат, оказывались на улице попрошайничая.
Регион поразили также такие болезни, как оспа, сифилис, проказа и новая напасть, прозванная "английский пот".
В итоге, указывает Уоллер, весь регион охватили страх и тревога.
Одним из подобных страхов, берущих начало в религиозной легенде, было то, что если тот или иной человек вызовет проклятие святого Вита, сицилийского мученика начала IV века, канонизированного церковью, он сможет ниспослать на людей напасть в виде ничем необъяснимых приступов танца — "пляски святого Вита".
Уоллер считает, что именно феномен, известный как "массовое психогеническое заболевание", своего рода форма массовой истерии, которому обычно предшествуют невыносимые уровни психологического стресса, вызывают подобные "танцевальные эпидемии".
Жертвы, поясняет ученый, часто впадают в состояние непроизвольного транса, которое подогревается психологическим стрессом и ожиданием перехода в навязанное состояние: "таким образом, в группах людей, которые столкнулись с тяжелейшими социальными или экономическими неурядицами, транс может быть крайне заразителен".
В районах вокруг Страсбурга в средние века известны по меньшей мере семь вспышек "танцевальных эпидемий".
В новой истории известен случай на острове Мадагаскар, где в 1840-х годах жители, согласно медицинским хроникам, "дико отплясывали, находясь в состоянии транса, будучи убежденными, что их душами завладели злые духи".
В 1962 году наблюдалась иная вспышка психогенического заболевания — эпидемия смеха 1962 года в зоне озера Танганьика. Это происходило так: неконтролируемый смех у учениц интерната в Танзании вызвала обычная шутка. Смех продолжался и продолжался, длился днями.
Жертвы, практически все — женского пола, начали затем испытывать боль и задыхаться, теряли сознание, у них появлялась сыпь и приступы плача. И все это имело прямое отношение к истерическому смеху, доказывая старую истину, что смех может быть заразителен.
От школьниц эпидемия затем перекинулась на их родителей, а также на другие школы и окружающие населенные пункты. Прошло полтора года, прежде чем эпидемия исчерпала себя.
Бывали случаи иррационального поведения мужчин, опасающихся, что их гениталии могут быть похищены, либо фатально "уйти в тело". Подобные панические настроения отмечались в разных частях света с 300 года до н.э., особенно в Африке и Азии. Они известны под названием "коро" (koro).
Самая последняя по времени эпидемия охватила в 1967 году Сингапур, когда свыше 1 тыс. местных мужчин прибегали ко всякого рода ухищрениям — использовали подпорки, или прищепки, лишь бы защититься и не допустить утраты столь ценного органа и вообще — мужского достоинства.
Такие эпидемии, особенно уходящие глубоко в историю, считает Уоллер, имеют огромное историческое значение. Например, "танцевальная эпидемия" говорит о чрезвычайной вере людей позднего средневековья в сверхъестественные силы. Это также свидетельствует о том, к каким экстремальным проявлениям могут привести людей страх и отсутствие рационального восприятия действительности.
Как думает ученый, на свете мало что способно столь отчетливо указывать на экстраординарный потенциал человеческого мозга.
2. Эпидемия смеха в Танганьике в 1962 году
Этот кошмар начался 30 января 1962 года с обычной шутки. Три ученицы школы для девочек в Танганьике начали хохотать и не смогли остановиться. Вскоре смех охватил 95 школьниц. Размах эпидемии оказался совсем нешуточным, и школу пришлось закрыть на два месяца.
Смех сменялся рыданиями, сопровождавшимися приступами страха и, в некоторых случаях, вспышками агрессии. Эти симптомы быстро распространялись по школе (возможно, путём контакта с инфицированным), и могли продолжаться от нескольких часов до 16 дней.
Школу закрыли в марте, когда число заражённых достигло 95 из 159 учащихся школы. Через 10 дней после закрытия произошла новая вспышка — в одной из соседних деревень. Несколько девочек закрытой школы были родом из этой деревни и, видимо, привезли заразу домой. В результате, с апреля по май в этой деревне жертвами загадочной эпидемии стали 217 человек.
Все жертвы были психически здоровыми людьми. У них не наблюдалось ни жара, ни судорог, в их крови не было найдено ничего необычного. Теории о воздействии некоего психотропного грибка при отсутствии других симптомов не оправдались. Загадка по сей день остаётся нераскрытой.
3. Дромомания, или патологический туризм
Большинство из нас время от времени любит сменить обстановку. Но есть и такие, кто, однажды начав, уже не в состоянии вернуться к оседлому образу жизни. Эпидемия дромомании или неконтролируемого влечения к перемене мест охватила Францию 1886-1909 годов.
Человек, который послужил образцом дромомании для европейского медицинского истеблишмента, был слесарем-газовщиком из Бордо по имени Жан-Альберт Дада. В 1886 году, после того, как он вернулся из своего поистине эпического путешествия, его поместили в госпиталь Сант Андре. Мужчина был, конечно, измождён до крайности, но это ещё полбеды — он был как в тумане, не мог вспомнить, где был и что там делал.
Докторам удалось по крупицам воссоздать его историю и составить медицинский журнал под названием «Безумный путешественник». Оказалось, что страстное желание путешествовать появилось у Дада в 1881 году, когда он где-то на юге Бельгии покинул французскую армию и двинулся сначала в Прагу, потом в Берлин, а затем через восточную Пруссию добрался до Москвы. В Москве Дада арестовали (только что произошло убийство Александра II) и выдворили в Турцию. В Константинополе его приняли во французском консульстве и отправили в Вену, где он опять нашёл работу газовщика.
Вскоре после того, как его история стала известна широкой публике, у Дада появились последователи, во всяком случае, известно ещё о нескольких случаях дромомании во Франции примерно в это время. Случаев самого заболевания было не так много, зато разговоров об этом явлении в медицинских кругах было столько, что вполне тянет на настоящую эпидемию. Они постепенно стихли примерно к 1909 году.
4. Коро или синдром втягивающихся гениталий
Синдром коро — это возникающий у мужчин панический страх, когда им кажется, что пенис начинает втягиваться в брюшную полость. Эта напасть появлялась в виде эпидемии, первый известный случай которой относится к 300 году до н.э. Чаще всего проявления каро наблюдались в Африке или Азии и сопровождались страхом скорой смерти. Последняя вспышка коро произошла в 1967 году в Сингапуре, когда больше тысячи мужчин пытались предотвращать втягивание своего мужского достоинства при помощи подручных предметов — разных зажимов и палочек.
У женщин тоже наблюдалось нечто подобное — они переживали панику, что их грудь или соски исчезают. Но среди мужчин жертв было всё же неизмеримо больше. Психологи считают, что подобные эпидемии характерны для культур, в которых ценность человека измеряется его способностью к репродукции. Чаще всего эпидемии следовали за периодами социальной напряжённости и общей тревоги. В Китае виновниками коро принято считать духов-лисиц, а в Африке уверены, что это результат колдовства.
5. Двигательная истерия
В Средние века сообщения о разного рода истерических состояниях среди обитательниц монастырей были делом нередким. В одной обители, например, насельницы начали вдруг мяукать и лезть на деревья и вообще вести себя как кошки. Похожие эпидемии возникали на протяжении 300 лет (начиная с 1400 года) по всей Европе. Один из последних случаев произошёл в 1749 году в Вюрцбурге (Германия), когда, после массовых обмороков и пены изо рта среди монахинь, одну женщину обвинили в колдовстве и обезглавили. Обычно эпидемии заканчивались после визита священника и обряда по изгнанию нечистой силы.
Уоллер (тот, что изучал возможные причины танцующей чумы) предложил теорию, согласно которой эпидемии странного заболевания среди монахинь были вызваны сочетанием стресса и религиозного транса.
Женщин часто отправляли в монастыри насильно, к тому же это были места с достаточно суровыми законами, особенно начиная с 1400 года. Религиозное рвение и духовная борьба были по силам далеко не каждой и у многих сдавали нервы. Любое странное поведение истолковывалось вмешательством тёмных сил:
«Они сами допускали возможность, что могут стать одержимыми и подсознательно принимали на себя эту роль», — писал Уоллер.
Комментарии
Отправить комментарий