Субмарина I-52. Золото еще там!
В марте 1944 года японская подводная лодка I-52 тайно покинула Японию. На борту подлодки находились почти 300 тонн груза (в том числе 2,8 тонны опиума, 54 тонны каучука и 2 тонны золота), полный боекомплект, 95 человек личного состава и 14 инженеров, которым предстояло в Германии ознакомиться с новейшими технологиями производства вооружения.
И вот что было потом …
Во французском порту Лорьян дожидалась немецкая субмарина со “встречным” военным грузом на борту. Немцы приготовили для своих союзников радарные установки, вакуумные приборы, шарикоподшипники и, возможно, окись урана для ядерных исследований.
Американцы знали об этой секретной операции абсолютно все, до мельчайших подробностей. Посол Японии в Берлине Осима Хироси считался доверенным лицом Гитлера и был посвящен в планы фюрера. Сотрудники японского посольства передавали информацию по радио в министерство иностранных дел в Токио, а разведка союзников перехватывала их зашифрованные сообщения. Спецслужбы союзников сумели расшифровать коды противника, и главное командование в Вашингтоне заранее знало о тайной встрече в Атлантическом океане японской и немецкой подлодок.
I-52 — подобно целому семейству субмарин этого типа — создавалась исключительно как транспортное подводное судно. Подобные суда стали в буквальном смысле связующим звеном между странами Оси, при помощи которого они вели интенсивный обмен стратегическими материалами и новейшими технологиями. В разгар войны Германия все явственней стала ощущать нехватку некоторых видов промышленного сырья, в 1943 году положение было уже почти катастрофическим. Японии же как воздух были нужны последние разработки немецких специалистов. Благодаря грузовым лодкам удалось наладить взаимовыгодный трансатлантический «бартер». В обмен на немецкое «ноу-хау» японцы поставляли союзникам сырье — прежде всего каучук и металлы.</p>
Путь лежал неблизкий. От юга Японии до Сингапура, далее по Индийскому океану. Обогнув мыс Доброй Надежды, моряки-подводники брали курс на север и плыли дальше уже сквозь воды Атлантики. Когда Африка оставалась позади, до конечной цели путешествия было, можно сказать, рукой подать.
Перед отправлением в свой первый и последний рейс команда I-52 приняла на борт золото, предназначавшееся для разрабатывавшихся в то время в Германии оптических технологий (потому-то, кстати, среди пассажиров лодки была и группа японских специалистов-оптиков, командированных для обмена опытом с немецкими коллегами). По пути I-52 сделала остановку в Сингапуре, где загрузилась каучуком, а также оловом и прочими металлами.Союзники между тем вовсю готовились к встрече с I-52. Ни японцы, ни немцы даже не догадывались, что неприятелю давно уже удалось расшифровать секретные коды, при помощи которых велись все разговоры в эфире, так или иначе связанные с «бартером». Так что, когда I-52 отправилась в рейс, ни маршрут следования, ни содержимое грузового отсека японской лодки не были тайной для союзного командования. Вскоре после ее отплытия из Куре навстречу I-52 из Норфолка (штат Вирджиния) вышла оперативно-тактическая группа 22.2 во главе с авианосцем «Будж». Приказ, полученный командиром перед самым выходом в море, был более чем кратким: перехватить и уничтожить I-52. Поскольку у японцев поход I-52 проходил под кодовым обозначением «Операция «Восходящее солнце», союзники, не мудрствуя лукаво, окрестили свой контрвыпад «Охотой за «Восходящим солнцем».
Место встречи было назначено далеко от берега, чтобы туда не могли долететь самолеты противника. Но у американцев был в запасе так называемый “baby flat-top” – транспортное судно со взлетно-посадочной полосой на палубе. Благодаря мини-авианосцу американская морская авиация могла совершать налеты на корабли противника далеко в открытом море.
В ночь с 22 на 23 июня 1944 года немецкая субмарина U-530 всплыла в условленном месте. Вскоре появилась японская лодка. Трое немецких моряков доплыли в шлюпке до I-52, передали японцам радар и вернулись назад. После этого немецкая лодка сразу же начала погружение. До сих пор неизвестно, почему японцы не последовали примеру немецких коллег – огромная туша японской субмарины безмятежно возвышалась над мелкой рябью спокойного океана. Это была роковая ошибка.
Американский “baby flat-top” прибыл в этот район Атлантики на два дня раньше и поджидал свою жертву. Над местом встречи подлодок патрулировали 4 самолета, которые с помощью радаров засекли I-52 и сбросили осветительные ракеты на парашютах и буй с гидролокатором. Японцы пытались уйти от преследования, но плавучий сонар фиксировал шум от гребных винтов подлодки и передавал радиосигналы на самолет. Пилот, ориентируясь на эти сигналы, выпустил торпеду точно в цель. Новая техника не подвела американцев. На следующий день нефтяное пятно на поверхности океана обозначило место гибели субмарины. Американские рыбаки выловили из воды более 1350 килограммов каучука.
В 1990 году, когда многие секретные документы военных лет были рассекречены, некий Пол Тайдуэл отыскал в Вашингтоне в архиве Второй мировой войны документы о подводной лодке I-52: сообщения разведки, выписки из судовых журналов и расшифрованные тексты радиоперехватов.
Тайдуэлу попались на глаза записи офицера разведки, из которых он узнал, что на борт I-52 погрузили две тонны золота.
В апреле 1995 года Тайдуэл арендовал для поисков подводной лодки российское исследовательское судно. Радарные установки “ощупали” большой участок дна на глубине 5 тысяч метров. Первые результаты обескуражили “золотоискателя”: там не было ничего похожего на остов корабля. Но компьютерный анализ неожиданно показал местонахождение I-52 на расстоянии 16 километров от района поиска. Тайдуэл велел обыскать дно в этом месте, и видеокамера вдруг выхватила из непроглядной темноты часть кормы гигантского корабля. По конструкции кормы специалисты определили, что это японская подводная лодка первого класса. Тайдуэл, окрыленный успехом, начал готовиться к подъему ценного груза I- 52.
Для выполнения такой сложной операции нужно было заполучить российский научно-исследовательский корабль “Академик Мстислав Келдыш”. Это уникальное судно, оснащенное оборудование для работы на больших глубинах и подъема крупногабаритных предметов, успешно работало на месте гибели “Титаника”. Арендовать “Академика Келдыша” – дорогое удовольствие, и на поиски инвесторов ушло три года.
8 ноября 1998 года научно-исследовательское судно “Академик Мстислав Келдыш” с двумя глубоководными аппаратами “Мир-1″ и “Мир-2″ вышло из порта Ла-Пальмас на Канарских островах. Оборудование этих аппаратов не позволяло обследовать подлодку изнутри, но Тайдуэл думал, что золотые слитки лежат на дне вокруг развороченной взрывами лодки.
“Келдыш” достиг нужного района Атлантики в 2400 километрах от побережья Африки, и сразу же с его борта спустили на глубину 5 тысяч метров оба “Мира”. Через четыре часа от начала погружения Тайдуэл и его помощники разглядели на дне причудливо громоздившиеся металлические обломки и ящики. В инвентарной описи подводной лодки I-52 значилось 146 слитков золота в металлических ящиках.
Носовую часть подлодки разнесло взрывом, позади рубки зияла огромна пробоина, но открытый входной люк не имел видимых повреждений. Корма уцелела и даже не покрыта донными отложениями. По конструкции кормовой части субмарину без колебаний идентифицировали как I-52.
С помощью роботов-манипуляторов ящики удалось поднять на поверхность. Охранники Тайдуэла доставили находки к нему на квартиру. Он сам вскрыл их и потом сказал, что во всех ящиках оказался опиум, но большинство членов экспедиции не поверили своему боссу. Люди Тайдуэла открыто роптали, но работу не бросили и добросовестно обшарили большой участок дна вокруг лодки. Всем хотелось найти золотые слитки, но вместо золота незадачливые “искатели приключений” раз за разом вытаскивали со дна олово. Каждое погружение “Мира” обходилось инвесторам в 25 тысяч долларов, и они начали терять терпение.
Наконец команда Тайдуэла добралась до слоя металлических слитков под днищем лодки. Слитки высыпались из грузового отсека, устроенного с внешней стороны корпуса ради экономии места внутри лодки. Под водой эти аккуратные металлические брусочки выглядели многообещающе: они соблазнительно лоснились матовым блеском… Но на поверку оказалось, что это олово. Поднимать оловянные слитки с большой глубины не имело смысла – затраты не окупились бы.
Проникнуть внутрь корпуса I-52 не было никакой возможности. Экспедиция закончилась полным крахом и принесла участникам сплошные разочарования и долги.
Но “золотоискатель” не унимается – он понимает, что охота на золотые слитки не закончена. Пол Тайдуэл уверен, что две тонны золота ждут своего часа в темных глубинах океана, в одном из внутренних грузовых отсеков I-52.
Комментарии
Отправить комментарий