Талабский архипелаг или Псковская Исландия
Пишет профессиональный фотограф и любитель попутешествовать, Михаил Трибой из Эстонии: Талабские острова – группа из трёх островков в Псковском озере к северу от места впадения реки Великой. Иногда их называют «Псковской Исландией», много общего имеют они с далёкими северными островами.
Там свой особый климат во всех смыслах – как географическом, так и человеческом, там и обособленность сознания, характерный островной менталитет, там свои приметы и поверья, вплоть до «скрытого народа», там и своя священная рыба: у исландцев это кит, а у талабов, как и у их южных материковых соседей-сетуков, это… снеток.
Добираться до них и сложно и не сложно. Более легкий вариант, на машине нужно доехать до д. Большая Толба, оттуда на на маршрутном катере до островов. У катера имеется расписание и ходит он не каждый день. Ещё легче сразу во Пскове заказать акватакси. Я добирался более сложным путем. Сев на маршрутный автобус 142 (идет 2 раза в день) во Пскове, доехал до д. Большая Толба. Катера не ходили, договоривался с рыбаками, которые идут на нужный мне остров (типа аквастоп).
На фото, у впадения реки Толбы в озеро провожают путников старые электрические столбы с иконами, благословляющие "по морю плавающих".
Крохотный остров Залита на Псковском озере - часть Талабского архипелага - известен всему миру. Прославился он благодаря святой жизни старца протоиерея Николая Гурьянова, жившего на этом острове более 50 лет и служившего в храме св. Николая. Его называли «живым святым». Затворник с Залита предрек освобождение России от коммунизма, канонизацию царя, гибель атомных лодок "Комсомолец" и "Курск". Об особом духовном зрении батюшки - так его называли на острове - слагают легенды. По фотографиям он отыскивал без вести пропавших людей, вызволял из бандитского плена заложников, излечивал неизлечимо больных, уберегал от напастей.
На фото, перед храмом раскинулся Царский сад. По легенде Александр I прислал со своими подчиненными росток дуба,росток посадили Традиция укоренилась Последним кто посадил дерево был владыка Арсений в 1907 году. Та и появилмя на о.Залит Царский сад. В основном он состоял из каштанов и лип.
Репутация чудотворца к нему пришла тогда, когда старца отыскал спасшийся с атомной подлодки "Комсомолец" Игорь Столяров. Спустя годы невесть как уцелевший в страшной аварии моряк из Сибири приехал на Залиту. И сразу узнал в отце Николае того самого старца, что явился ему тогда, когда выбравшийся из трюма моряк терял сознание в ледяных водах Атлантики. Седобородый старик назвался протоиереем Николаем и сказал: "Плыви, я молюсь за тебя, спасешься". И исчез. Откуда-то появилось бревно, вскоре подоспела береговая охрана и спасатели".
Остров растянулся в длинну на 1.5 км и в ширину достигает 600 м. Если раньше на Залите проживало несколько тысяч человек,то сейчас постоянных жителей около 200 и летом благодаря дачникам начеление увеличивается до 1000 человек. По выходным многолюдно из за паломников. На сегодняшний день остров Залит своим необычным укладом привлекает все больше туристов. Культовое место среди паломников – могила отца Николая. 93-летний старец - протоиерей Николай Гурьянов скончался 24 августа 2002 года на острове Залита в Псковском озере.
Здешняя экзотика острова состоит ещё и в том, что, шагая по улице, можно увидеть до боли знакомые (по «ящику»!) лица. Не говоря уже о том, что эти места давно облюбовал знаменитый на всю Россию художник Пётр Оссовский, купил здесь дом заслуженный художник России Анатолий Кулинич, его коллега Сергей Смилга, а также прима Мариинского театра (СПб) Ольга Стронская и отечественная «Бони Тайлер» - Ольга Кормухина. На Залит несколько раз приезжала Людмила Путина. Видели тут и Валентину Толкунову, Нину Русланову. Навещал остров бывший всероссийский прокурор Валентин Устинов. Из других государственных деятелей не единожды светилась тут и Любовь Слизка.
В былые времена остров Залита выглядел аккуратно подстриженным, как дачная лужайка. А все потому, что «газонокосилками» работали коровы. Двести голов сжевывали траву. Сейчас коров нет,прибрежные воды заболочиваются и экология нарушается.
Вид с острова Залит на самый маленький Талабенец и за ним о. имени Белова.
Острова были заселены давно и носили имена Талабск (Залит), Талабенец и Верхний (им. Белова). Отсюда, с Талабских островов Псковского озера, Петр Великий собирал корабельных мастеров для строительства русской флотилии. Об этом читаем в легенде-былине «Антихрист»: «С Талабских островов да с Чудского озера многих корабельных мастеров и подручных в город пригнали, чтобы на лугу, на Великой реке, близ церкви Степана корабли против шведов править».
В годы революции население разделилось на белых и красных. Представители советской власти под предводителем Ивана Залиты оказались в меньшинстве и прибывший на подмогу отряд белых разбил большевиков, а самых рьяных революционеров связали и утопили в озере. Когда советская власть установилась на островах окончательно, в наказание жителям, острова были переименованы в честь революционеров И. Залиту и И. Белов
Памятник революционерам на острове.
Деревенска улица.
Клуб с памятником Ильичу.
Крест в честь Талабского полка. Надпист на кресте: "Воинам Талабского полка и всем погибшим за Бога ,Царя и Отечество в Гражданскую войну 1918-1920г". Сначала батальон ,а потом и полк был сформирован из рыбаков архипелага недовольных большевиками и вступившими в "белую" северо-западную армию Юденича.
В 1854 г. выстроена каменная часовня в честь святителя Николая в память чуда от образа святого, бывшего во время пожара 6 июля 1853 г. Часовенка воздвигнута была для «неугасимого горения елея».
Храм свт. Николая Чудотворца впервые упоминается в писцовых книгах в 1585-1587 гг., что одно пустое дворовое место «под церковку подошло». Первый храм был деревянный и строился местными жителями, которые, как и теперь, были рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 г. сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, основанный около 1470 г. в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла преп. Досифеем Верхнеостровским, память 8/21 октября (в 1584 г. обитель была приписана к Псково-Печерскому монастырю, а в 1764 г. — упразднена, храм же превращен в приходскую церковь). Вероятно, пострадал и Никольский храм на Талабске. В 1792 г. построен каменный храм. Он строился по традиции из известняковой псковской плиты.
В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора. В 1939 г. храм после сильного разорения был закрыт. Уничтожено все убранство. Куда были вывезены иконы — неизвестно. В 1947 г. храм вновь открыт для богослужений. Здесь настоятелем храма и служил отец Николай.
Дух рыбацкий чувствуется даже в храме, вместо коврика для ног- сети. Кстати, колокол Никольской церкви на острове Талабск служит звуковым маяком для рыбаков, находящихся на озере при сильном тумане или снегопаде.
Крест установлен в честь служения старца протоиерея Николая Гурьянова.
Летом многолюдно на острове.
Памятник войнам ВОВ.
Могила старца Николая.
Вход на кладбище
Всегда можно купить свежокопченого леща щуки или судака.
На острове чисто,каждый двор утопает в цветах.
Есть школа,девятилетка. В прошлом году на 1-ое сентября пришли 8 ребят.
Книжки с библиотеки.
Заглянул в магазин в надежде увидеть "шаром покати". Но, ассортимент позволяет и выпить и закусить. Тут же при магазине пекут свой хлеб,булочки. Считают по старинке,на счетах.
Коптильный цех какого то частника.
Главным – и единственным – занятием островитян всегда было рыболовство. Рыбу – знаменитый псковский снеток – отправляли в Петербург, Москву, Ригу, Варшаву. Талабский снеток сушили в специальных печах, которых на маленьких островах было более сотни. Ежегодно продавали от 160 до 300 пудов рыбы, что позволяло жителям этих скудных и бесплодных с сельскохозяйственной точки зрения земель жить весьма безбедно. Местные рыбаки значились среди поставщиков императорского двора.
Александровский посад-так стали называть Талабские острова при Александре I в плоть до 1917 года. О колхозе-миллионере, с третью всего вылова на Псково-Чудском водоеме, писали в газетах и снимали документальные фильмы.Кадры хроники – блестящее переливающееся рыбное море в озерных сетях.
У островитян есть свои секреты. Точнее, они не назовут их секретами, но в речи их, если слушать внимательно, время от времени появляются странные упоминания про «них». Для современных исландцев «они» - huldufolk (сокрытый народец) – нечто само собой разумеющееся, об этом много не говорят, но упоминать – не стесняются. Здесь же, на Талабах, с чужими говорить о «них» не принято. Тем не менее, уважение к ним у островитян в крови. Ещё менее ста лет назад люди жили здесь по Укладу, где-то он был записан, но все знали его как свод негласных правил: как ставить дом, чего нельзя делать и, в частности, как спрашивать разрешение…
Зимой когда замерзает озеро,сообщение с материком упрощается. По льду на санях или на машине.
Когда-то на островах в советское время были крепкие рыбные хозяйства, колхоз считался миллионером, ходили на железных сейнерах, ловили вдоволь снетка, сейчас же рыбы стало мало, колхозы развалились, большинству рыбаков делать нечего. Но до сих пор есть тут несколько преуспевающих частников: дружат они с сокрытым народом, уважают его, на озеро за рыбой выходят странным курсом,что-то делают недолго у Талабéнца(самого маленького острова), но никто, кроме них и их детей, не знает, что они там делают.
А я простояв час у пристани и найдя нужную лодку, отправился на остров имени Белого.
Остров Белова (старое название Верхний), самый крупный из островов — с площадью 0,85 квадратного километра и размерами 1,5 километра на 800 метров. Менее известен, хоть и находится от острова Залит в 3-х километрах.
Между этими островами расположился самый маленький, ныне не заселенный, но сохранивший свое древнее название остров Талабенец- обиталище «сокрытого народа», хозяина озёрных богатств… Его площадь — всего 0,07 квадратного километра. До Великой Отечественной войны здесь было около 40 дворов.
Поговаривают, "сокрытый народ" был хранителем независимости и богатства Талабов. Начиная с польского короля Стефана Батория и кончая большевистскими комиссарами – никто не мог фактически завоевать их. Боевое оружие средних веков было в руках могучих воинов, потом же, когда пришли иные времена, оно было «сдано на хранение» - утоплено в определённом месте у Талабéнца, где и находится до сих пор. В 90-е годы какой-то рыбак недотёпа нашёл случайно кладенец, привёз его на остров, думал продать выгодно, да на следующий день не нашёл меча: скорее всего сами местные жители увезли и положили на место, не желая гневить соседей.
Много веков назад остров облюбовали разбойники-речные пираты. Далеко и неприступно все покрыто густым лесом. Рядом с островом проходил торговый путь из варяг в греки. Грабь не хочу. И в 15 веке отправили из Псковских земель преподобного Досифея Верхнеостровского убедить их изменить жизнь. И стал Досифей жить среди них, все лучше узнавая их обычаи, верования, психологию. Он завоевал доверие талавов, крестил их. В результате талавы переменили род занятий: стали рыбаками, купцами, воинами. Некоторые стали монахами.
Вместе с ними преподобный Досифей основал монастырь в честь апостолов Петра и Павла.А также создал Досифей Уклад(своеобразная конституция острова), который удивительным образом сочетал местные традиции и устои, преображая их в духе православного христианства.
Петропавловский храм и встречает ныне посетителей острова.
Он регулировал социальные отношения: содержание в достатке стариков и младенцев, помощь ближним в беде. Любой на острове мог выбрать профессию, мог уйти с острова, сохраняя право вернуться. Но что интересно, одной из особенностей Уклада были установленные им правила, которые естественным образом сохраняли «природы вольность».
Талабские острова находятся на мелководье, и с Северной стороны остров постоянно заболачивается, по Укладу все жители были обязаны держать корову или лошадь, животные поедали тростник, все возможные водоросли, другую растительность с берегов и таким образом поддерживали их в идеальной чистоте, спасая от заболачивания…
Помогали берегам и специально прирученные, еще с XV века, к постоянным становищам лебеди. Теперь они не долетают до Белова, остаются на Залите. Тростник разросся, а там, где начинается чистая вода, лебеди до дна не достают, нырять они не умеют.
Одно из правил Уклада гласило: «Островного леса ни по чем не отдадут, хотя и для весел…» Этой норме следовали до 80-ых годов прошлого века и лес брали только с материка. Так сохраняли лесной покров. Для того же Уклад запрещал разводить огороды.
Рукописного текста Уклада не сохранилось. Однако в талавских легендах многие фразы повторяются дословно, и это позволяет предполагать, что Уклад был записан и цитировался в легендах с письменного источника. Прямых доказательств авторства преподобного Досифея нет. Но на острове до него и после не было личностей такого масштаба, способных организовать жизнь архипелага.
Преподобный Досифей сумел организовать Верхнеостровскую жизнь так, что уже спустя век в переписных книгах остров значился как серьезное рыбацко-военное поселение, где на одном квадратном километре проживали около 3000 человек. Сейчас постоянного населения около 30 чедовек.
Самая древняя из сохранившихся и дошедших до нас, изначальная постройка преподобного Досифея и его учеников, находится… под землёй. О её существовании после революции забыли, и подземный храм был фактически открыт заново в начале двухтысячных. Тут нет алтарной преграды, алтарь расположен прямо посреди храма. Там же под алтарем, под спудом лежат святые мощи основателя монастыря – преподобного Досифея.
Магазин на острове не работает,школы нет, фельдшерский пункт закрыт.
Время от времени промышляют рыбалкой
Остров чист,ухожен, всех туристов призывают(и имеются плакаты) весь мусор забирать с собой. В обзорных местах поставлены скамейки, для любования закатов и озерных просторов.
В 1994 году здесь были начаты восстановительные работы, которыми занимался десант казаков, высадившийся на остров. Именно эти люди и подняли церковь из руин. Храм освятил старец Николай Гурьянов, прибывший сюда с соседнего острова Белова. Затем сюда потянулись помощники-добровольцы, также помогавшие в восстановлении храма. Но практическая работа по воссозданию православной святыни началась при отце Сергии. Он – настоящий подвижник, в храме и днем, и ночью. И плотник, и столяр, и каменщик, и священник. Как сказал Отец Сергий он всегда рад желающим потрудиться во благо церкви,хоть деньги и важны для востановления, но без рабочих рук дело не поправить. Жильё и еда имеется.
Один из купеческих домов.
Улица узка и зарастает бурьяном в отличии от Залита.
Попался мне на глаза орех грецкий.
Яблонь и вишен много раскидано по острову.
1/3 острова покрыта лесом. есть сосновая роща, есть еловая, березовая поросль. Посреди рощи - небольшие лужайки. Повсюду сухо и очень чисто.
о. Белов является уникальным природным заповедником.Здесь сохранился единственный реликтовый участок настоящей южной тайги – такой вы не отыщите не только в Псковской области, но и по всему Северо-западу.
Местные гордятся еловой рощей.
Последние годы на острове живут серые цапли, и гнездятся они, как ни странно... на елках! Верхушки елей с трудом удерживают этих гигантов, и вся роща наполнена их пронзительными криками, которыми они отпугивают своих врагов - воронов.
Крест установлен на месте скита, где когда то жил преподобный Досифей. Женщина на распев читала молитвеник и крестилась .Вместе с пением птиц, жужжанем мух, и всплесками озера её пение создавало симбеоз спокойствия и блаженства.
Остров имеет достаточно крутой берег в своей северной , наиболее возвышенной части. Высота местами достигает 20 метров. С края обрыва открывается великолепная панорама Псковского озера. Берег по периметру устелен большими валунами.
Даже имеется свои песчаные дюны.
Здесь же на острове нашли остатки угловой башни. В 1703 году, согласно архивам, здесь был построен оборонительный бастион, и единственное место где могли пристать корабли было укреплено большим количеством камня, следы облицовки сохранились до наших дней. Есть уверенное предположение, что именно посещение этого острова А.С. Пушкиным, вдохновило его, на написание «Сказки о царе Салтане», помните, «…пушки с пристани палят, кораблю пристать велят…» . В 17-18-19 веках, действительно пушки там палили и велели приставать к берегу всем проходящим судам, таможня!
Только на пристани я смог узнать, что остров не безлюден. Отец Сергий (в черном) провожает гостей и благословляет.
Преподобный Досифей и его Уклад, воспринятый талавами, давали возможность острову жить и успешно развиваться, используя богатства природы, но не расхищая их. Хочется верить ,что и в наше время, остров останется обителем заблудших душ,живущих по Укладу.
Комментарии
Отправить комментарий