Толерантность, инфантильность и не только. 5 неочевидных вещей, которым стоит поучиться у собак.
Как зоопсихолог, Ольга Коровкина, автор канала «И тигры у ног наших сели», не только учит собак и кошек необходимым для жизни с людьми навыкам, но и сама учится у них. Об этом часто говорят общими словами — мол, «у животных надо учиться искренности, верности», но с точки зрения науки интереснее более глубокий взгляд на специфические качества, сформировавшиеся у собак в ходе эволюции, одомашнивания и селекции. В конце концов, во многом эти качества привили животным сами люди — но достаточно ли мы пользуемся ими в собственной жизни?
По жизни обажающий собак Юрий Никулин с главным героем фильма «Ко мне, Мухтар!» - овчаркой по имени Дейк и её хозяином (справа)
Социальное разнообразие
Внутривидовое разнообразие собак поражает воображение. Они могут различаться размерами в десятки раз, обладать разным окрасом и типом шерсти, формой хвоста и ушей.
Любовь к своим конспецификам
Молодая афганская борзая играет со щенком таксы. Вдруг они прекращают игру, подбегают к калитке собачьей площадки и начинают вместе вглядываться в даль.
Там… собака! Это завороженное наблюдение продолжается, пока она не скроется из виду. Тогда афган и такса поворачиваются друг к другу и вздрагивают от радости: «Ты тоже собака!» Игра продолжается с удвоенным весельем. Современному городскому человеку очень сложно понять этот восторг от присутствия своего конспецифика (представителя одного с тобой биологического вида). Большинство из нас уверено, что сыто своими конспецификами по горло и вообще животные лучше, чище и благороднее людей… Правда, опыт ковидных локдаунов всё-таки выявил для нас, пусть и ненадолго, тяжесть полной изоляции от тех самых людей, которые до этого бесили, толпились, лезли и надоедали.
Верно, однако, что мы очень болезненно воспринимаем регулярные и непредсказуемые нарушения нашего личного пространства — именно они и создают ощущение, что внутри не осталось никакой любви к представителям своего вида («нет во мне больше добродетели», как сказал бы Хармс). У собак, особенно пород, которым свойственна высокая территориальность (таксы, терьеры, среднеазиатские овчарки и многие другие), это работает точно так же.
Инфантильность
Собак от волков отличает ряд признаков, сопряженных с инфантилизмом. Проще говоря, они всегда сохраняют черты детского поведения. У разных пород это выражено в разной степени. Можно представить, что на полюсах этого спектра находятся лабрадор (а также другие ретриверы, пудели, спаниели) как пример «вечного щенка» и тайский риджбэк (сюда же можно подставить все так называемые примитивные, то есть близкие к диким предкам породы — ксолоитцкуинтли, ханаанская собака, многие из охотничьих лаек) как его противоположность.
Для «противоположности», то есть низкоинфантильной собаки, характерно более раннее взросление (иногда взрослое поведение сформировано уже в 5 месяцев, тогда как инфантильные породы к полутора годам только начинают созревать), независимость, склонность принимать решения самостоятельно, очень высокая ритуализация поведения. Вспомнив, что говорилось выше про социализацию, можно сделать верную догадку, что у инфантильных пород окна социализации закрываются позже — и этим они близки к нам, людям.
Обучаться только одному навыку за раз
Дрессировка собак строится на общих законах научения, которые работают для всех животных. Порой собаки получают более качественное образование, чем студенты в университете, — в том смысле, что сам процесс тренинга выстроен лучше и эффективнее. Например, за одну единицу времени можно тренировать только один новый навык — например, нажимать на кнопку. Не пытайтесь одновременно учить собаку нажимать на кнопку три раза подряд, распознавать белую и черную кнопки и при этом держать в зубах мячик — это всё разные навыки (а соединить их в один ряд — еще одна последовательность навыков, которая также делается поэтапно).
Однако людей регулярно пытаются обучать примерно так: «прочти текст на иностранном языке с правильным произношением, которому тебя никто не учил», или «сыграй ноты, которые ты едва различаешь, при этом следя за осанкой и правильно держа руки». Это непродуктивно и ведет к разочарованию, а ведь ритм современной жизни требует постоянного апгрейда и овладения новыми навыками. Ключ к успешному обучению — умение понимать, над каким конкретным навыком ты работаешь в данный момент. А еще не забывайте про подкрепление каждого шага в нужном направлении! Подкреплением может быть и небольшой отдых, и вкусность, и обратная связь от кого-то, кто ценит твой прогресс, не сравнивая тебя с идеальной картинкой.
Пользоваться всеми органами чувств
Нам сложно представить мир глазами собаки — хотя бы потому, что глаза у нее играют гораздо меньшую роль, чем нос. Богатство оттенков запахов, среди которых живут и получают жизненно важную информацию собаки, неописуемо. Однако они с интересом относятся и к визуальной стимуляции, которую люди любят им предоставлять (например, показывать видео с животными на большом экране).
Для нас ситуация обратная: мы привыкли пренебрегать обонянием, поскольку запахи ощущаются человеком как очень субъективный, ненадежный источник опыта, который сложно кодифицировать или передать текстом. За этим интересно наблюдать на различных форумах ценителей парфюма — как люди пытаются сравнить свои обонятельные ощущения и часто описывают их совершенно противоположно. Для человека мир запахов — как ничейная земля, где не существует общих оснований и даже сам язык заимствован из сферы другого органа чувств: «слушать аромат», «аккорды», «ноты». Сама готовность исследовать эту территорию, как и мир вкуса, осязания, уже обогащает наш повседневный опыт.
И возвращаясь к фильму "Ко мне Мухтар" интересный факт:
Во время съёмок фильма «Ко мне, Мухтар!» Юрию Никулину – исполнителю главной роли милиционера Николая Глазычева, нужно было найти общий язык с овчаркой по кличке Дейк. Этот пёс играл главную собачью роль в киноленте – отважного Мухтара.
Хозяин собаки, инженер из Киева Михаил Давидович Длигач, во время знакомства с Никулиным обратился к артисту с необычной просьбой: – Я прошу, чтобы вы называли меня просто Мишей. А я вас – Юрой. Нужно об этом договориться сразу. И не потому, что я хочу быть с вами на короткой ноге. Это нужно для Дейка. Поэтому будем на «ты». Дейк сразу должен узнать твоё имя. Юрий Владимирович – слишком длинно, ему трудно будет запомнить.
Так они и порешили – стали называть друг друга по имени. Пёс, названный в честь фламандского художника Ван Дейка, вместе со своим хозяином поселился на квартире Никулиных, где и жил там вплоть до окончания съёмочного процесса.
И вот как-то раз, около пяти часов утра Юрий Никулин сквозь сон услышал, как Дейк, стуча по паркету лапами, вошёл в его комнату и начал стаскивать с него одеяло. Юрий Владимирович спросонья ничего не мог понять. – Что тебе надо? – спросил он собаку. Дейк посмотрел на Никулина и повернул морду к окну. Стало понятно, что собака просится погулять.
Никулин удивился и подумал: надо же, хозяин спит рядом, а Дейк пришёл за мной… значит доверяет…а может быть даже и полюбил меня… Юрию Владимировичу стало очень приятно от такого искреннего собачьего доверия. Он встал, быстро оделся и вывел Дейка на улицу. С тех пор пёс каждое раннее утро будил Никулина, и они шли вместе гулять.
Когда съёмки фильма закончились, Юрий Никулин, который очень привязался к Дейку, сказал Михаилу Длигачу, что собака его полюбила больше, чем хозяина. Длигач удивился: – С чего это ты взял?
– А с того, что три последние недели Дейк каждое утро будил меня! И просил, чтобы я с ним шёл погулять. Хотя ты, хозяин, спал в соседней комнате… – с гордостью произнёс Никулин.
Длигач засмеялся и сказал: – Так вот знай – каждое утро он сначала будил меня, а я ему говорил: «Иди к Юре. Он с тобой погуляет». Вот такой вот секрет прогулок с собачкой в пять часов утра.
Комментарии
Отправить комментарий