Травматическое осеменение и Почему нужно срочно бросить все дела и бежать извиняться за преступления предков
Во второй половине этой увлекательной статьи мы узнаем про угнетение митохондрий и несправедливости полового размножения. Самцам даётся возможность делать свои половые клетки маленькими и в большом количестве. Затраты на производство семени невелики. Оплодотворил самку — гуляй дальше в поисках следующей.
Осторожно, в тексте много натуралистических подробностей из жизни беспозвоночных
Самкам же приходится снабжать свои половые клетки запасом питательных веществ, чтобы зародыши могли развиваться. Женская половая клетка в сотни раз больше мужской (Оцените на фото выше разницу в размерах). Прибавьте сюда ресурсы на вынашивание. Самки посвящают потомству существенную часть жизни, а могли бы заниматься собой и карьерой, например.
Поэтому сначала стоит разобраться с тем, к чему приводит равенство полов. И я сейчас мы не будем трогать заботу о потомстве у высших животных (это требует отдельной заметки). Речь пойдет про неравенство на самом первом этапе — производстве половых клеток.
К схеме с неравенством многоклеточные пришли не сразу. Сначала была распространена изогамия — когда половые клетки были одного размера. Тогда вклад каждого пола в развитие потомства одинаков, несправедливости нет. Успех?
А вот и нет. Популяции, где сперма самцов мельчает, получают преимущество. Если полового материала одного самца хватит на многих самок — между самцами обостряется конкуренция. Победитель в борьбе как правило обладает полезными навыками. И чем больше самок он оплодотворил, тем быстрее эти навыки закрепятся в популяции. Половой отбор резко ускоряет эволюцию.
За каждым великим павлином стоит серая курочка, ради которой он отращивал хвост.
(хотя наследуются не только полезные для выживания признаки. Иногда половой отбор ведёт в странную сторону — см. например длинный хвост у павлина. Но в целом из-за стремления нравиться самкам парни сворачивают горы и двигают вперёд всё племя.
Ещё на самцах можно экспериментировать с разбросом признаков — пусть рождаются и тупые, и гении, эволюция разберётся, чьи гены внедрить у потомков. У самок разброс признаков надо сделать поменьше, пусть берегут то, что уже есть и хорошо работает)
В итоге пока популяция с изогамией и равноправием полов думает, чем бы ещё заняться — их уже обскакали конкурирующие виды с самцами-спермобаками и самками-яжматерями. Так недалеко и до вымирания отстающей популяции.
Но есть способ сохранить преимущества мелкого семенного материала и убрать несправедливое распределение гендерных ролей. Я говорю о гермафродитах — в их организме развиваются как мужские семенники, так и женские яичники. В природе такой способ полового размножения распространён у беспозвоночных и некоторых видов рыб. О растениях и не говорю — если видите на цветке тычинку и пестик, перед вами гермафродит.
Гермафродитом быть очень удобно. Если ты ещё не готов остепениться, побудь самцом. Знакомься в клубе, отдавай порцию спермы и проваливай.
А если уже созрел к серьёзным отношениям, хочется завести семью и детишек — расчехляй икромётную машину, оплодотворяйся от любой мимо проплывающей особи — готово, можешь заводить инстаграм и вставать в очередь в детский сад.
Но что, если из гермафродитов никто не захочет быть самкой? Что, если вырастет поколение чайлд-фри, которое не беспокоится о тикающих часиках? К счастью, мнения молодёжи никто не спрашивает. Инстинкт размножения силён: когда наступает время, нужно искать вторую половинку и спариваться.
Выглядит как удачное решение гендерного неравенства. Ну что, решено, отформатируем общество так, чтобы все были гермафродитами?
Чтобы и сохранить все преимущества полового размножения и при этом убрать угнетение?
Не торопитесь, ещё нужно придумать, а кому же быть самкой, а кому самцом. По какому принципу говорить гермафродиту — сегодня ты обязан выносить потомство, принимай семенной материал.
Давайте посмотрим, как это решается в природе. Я насчитал 4 способа:
1. По очереди. Например, сначала все обязаны отслужить самками, а потом — хоп, становятся самцами. Иногда при этом даже меняется окраска (см. рыбку морской юнкер).
А вот у рыбки-клоуна в группе все молодые особи — самцы. А самая взрослая и большая особь — самка. Когда самка погибает, первый по старшинству самец занимает её место и начинает метать икру.
Если бы в фильме «В поисках Немо» папа в конце превратился в маму — вы бы сочли, что это дичь и дань гендерной политкорректности. А это было бы историей из жизни.
Рыбка-клоун. Я без понятия, какой пол у особи на фото
Такие виды называются последовательными гермафродитами.
2. Оба пола работают одновременно в одном теле (синхронные гермафродиты).
Вкратце — две особи одновременно оплодотворяют друг-друга. А потом вынашивают детишек, дружат семьями, становятся кумовьями…
И посмотрите на ареал распространения червей и улиток. Кто скажет, что это не эволюционный успех?
3. Пол может включаться по триггеру. Вдруг состав воды изменился. Или стало теплее. Или самцов стало мало. Или ретроградный Меркурий повлиял на гормональный фон.
В общем, тяжело жить в эпоху нестабильности, когда не знаешь, кем проснёшься завтра, самцом или самкой.
А вдруг вообще ты останешься один из всей популяции? Хвала создателю, в этом случае можно самооплодотвориться.
4. Приберёг для вас напоследок самый жестокий способ выбора пола — с помощью поединка.
Речь о плоских червях вида Pseudobiceros hancockanus. Живут в море, выглядят как моллюски, только строением попроще. У них даже заднепроходного отверстия нет, непереваренную пищу выбрасывают через рот.
Всё у них хорошо, распространены по всему Индийскому океану. Живут на коралловых рифах, а значит, красивые. Вот только за этой красотой прячется трудная судьба, полная борьбы.
Когда приходит время размножаться, две особи встречаются, достают половые члены (двойные) и начинают ими фехтовать. Задача — проткнуть соперника и не попасть под удар самому.
— Сударь, я вызываю вас к барьеру, защищайтесь!
Кто смог поразить врага и излить ему в тело семенную жидкость, тот объявляется папой. Жидкость внутри тела добирается до яичника и происходит оплодотворение. А поверженный соперник теперь обязан стать мамой и выносить оплодотворённые зародыши.
«Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье... Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле. (с) М.Ю.Лермонтов, "Мцыри"
«Фехтование» - это, конечно, громко сказано. Это не благородный поединок, а, скорее, суетливая поножовщина в придорожном трактире. Впрочем, судите сами по приложенному видео:
YouTube●2:08
(сам способ «ткни членом в любое место» называется «травматическое осеменение». Да, секс это не всегда удовольствие. Например, от такого способа страдают самки постельных клопов. У насекомых кровеносная система открытая, так что их можно оплодотворять прямо в гемолимфу.
Травматическое осеменение у клопов. Оцените трещины на хитиновом брюшке самки.
Берегите своих половых партнёров, не тыкайте куда попало!
Вас толкнули острым локтем в транспорте? Не переживайте, теперь вы знаете, что в мире животных бывают вещи и похуже)
Но вернёмся к нашим плоским червям. К чему эти поединки? Зачем определять пол такой ценой?
Не готов дать однозначный ответ. Вряд ли конкретно этот способ даёт эволюционные преимущества для вида.
Да, можно сказать, что в поединках побеждают наиболее развитые и быстрые особи. Которые таким образом становятся самыми крутыми самцами и распространяют свои чемпионские гены дальше. Такая своего рода королевская битва. И любая особь червя — это потомок чемпионов прошлых лет.
Может это защита от чайлд-фри? Какая-то продвинутая особь скажет: «Я выше всего этого. Не хочу заниматься фехтованием и тренироваться. Буду просто жить для себя на краю рифа, не трогайте меня». Ок, тут мимо проплывает опытный фехтовальщик, который не видит проблемы — подошёл, познакомился, проткнул — и вот перед нами будущая мама.
Вопрос ещё ждёт своего исследователя. Я надеюсь, что у докторов гендерных наук когда-нибудь дойдут руки, чтобы изучить тему ресничных червей.
Как видите, даже на уровне производства половых клеток тяжело установить справедливость. Можно придумать интересную модель, где все равны, а в результате к власти всё равно придёт кучка угнетателей, которые назовут себя самцами.
Мораль для борцов за равноправие: стремясь построить справедливое общество, оцените риски. Продумайте, по какому принципу распределять гендерные роли. И не проиграет ли в итоге такое общество в эволюционной гонке другим популяциям.
Мораль для гермафродитов: с раннего возраста учитесь фехтовать, однажды это может пригодится.
Мораль для всех остальных: занимаясь половым размножением, старайтесь сделать процесс приятным и действуйте только по взаимному согласию.
История угнетения. Почему нужно срочно бросить все дела и бежать извиняться за преступления предков
И речь не про компенсации чернокожим в Америке за годы рабства.
Я предлагаю копнуть глубже — ко временам, когда наши далёкие прародители договорились с другими далёкими прародителями о равноправном сотрудничестве. А потом грубо предали их и превратили в рабов.
На картинке — состав клетки типичного угнетателя.
Отмотаем на 2,4 миллиарда лет назад. Жизнь на планете уже зародилась. Сначала — как воспроизведение цепочек рнк. А там уже появились и первые одноклеточные — прокариоты. Простые клетки без ядра, очень маленькие по размеру.
И тогда же на планете был изобретён смысл жизни. Докладываю, смысл жизни — вкусно поесть и размножиться (если еды хватает). Если еды не хватает — впасть в анабиоз, дождаться еды, а затем размножиться.
Размножение это ключевой пункт. Если ты передаёшь свои гены дальше, ты выполняешь своё предназначение.
Бонус — если клетка размножается делением, то технически она не умирает. Жизнь в те времена была вечной!
Праздник испортили цианобактерии, продвинутые одноклеточные, которые изобрели фотосинтез. Они никого не трогали, питались себе обычной органикой, грелись на солнышке, потихоньку синтезировали кислород из углекислого газа. И за несколько миллионов лет так насытили океан и атмосферу кислородом, что это убило всё живое. Это был первый и самый массовый геноцид в истории.
Следом пришло глобальное похолодание на 300 миллионов лет (потому что весь метан из атмосферы окислился и парниковый эффект исчез). Планета покрылась льдом, все выжившие при кислородной катастрофе сдохли теперь. Сами цианобактерии сдохли тоже — потому что солнышка теперь ни у кого не было. Оставшаяся жизнь теплилась в редких горячих источниках на морском дне.
Люди, цените свои выбросы!
Слава богу, нашлись источники парниковых газов (может, вулканы какие проснулись). Немножко солнечного тепла стало оставаться в атмосфере, часть льдов потаяла, маятник качнулся в обратную сторону. Условия на планете изменились, выжившим одноклеточным надо было думать, что делать дальше.
Некоторые одноклеточные (аэробы) научились использовать кислород, чтобы расщеплять органику. И такой способ оказался эффективным!
В этот момент выжившие прокариоты (наши предки) пришли с предложением к аэробам.
Прокариот: «Эй, аэроб, не хочешь дружить? Залезай ко мне внутрь, я дам тебе внешнюю оболочку и защиту, буду подгонять питание, а ты знай сиди внутри меня и расщепляй органику. Хватит нам обоим, размножаться будешь внутри меня как и прежде, зато от агрессивной среды защищаться не нужно»
Предложение звучало заманчиво, некоторые свободноживущие аэробы согласились. Променяли свободу на стабильность.
И первые сотни миллионов лет всё было нормально. Наши предки прокариоты увеличились в размерах и превратились в эукариотов — полноценные клетки с ядром и кучей органелл.
Бывшие свободные аэробы стали митохондриями внутри клетки.
Живут в тепле, ни в чём не нуждаются, имеют собственную днк, делятся, когда хотят. И это вопрос — кто кем управляет? Кто тут кого поработил?
Наверное аэробы думали, что это их хитрая многоходовочка.
Со временем некоторые эукариоты стали многоклеточными. Классное изобретение — когда есть много клеток, их можно приспособить под разные задачи. Многоклеточное существо уже может захватить жгутиками побольше вкусного. А там и до движения недалеко.
И тоже всё шло хорошо, пока многоклеточные размножались делением и почкованием. И ядра клеток, и митохондрии передают свои гены дальше, все выполняют своё предназначение. Условия договора соблюдались. И как при коммунизме, никому не нужно было умирать.
Тревожный звонок прозвенел, когда каким-то многоклеточным захотелось потрахаться и они изобрели половое размножение.
Поначалу всё шло нормально — ввели два равноправных гендера.
Два существа клепают внутри себя половые клетки и выпускают их наружу. Происходит оплодотворение, клетки сливаются, дают начало новому организму.
Половые клетки были одного размера — это называется изогамия. Запомните, мы ещё вернемся к этому слову.
Наклепать половых клеток проще, чем отпочковывать целый организм — значит популяция, где практикуют половое размножение, получает преимущество.
Быстрее заселяет незанятые ниши, быстрее приспосабливается к меняющимся условиям. Эволюция у таких видов резко ускоряется.
Митохондрии не возражали — они по-прежнему сидят внутри клеток, хорошо питаются и передают свою днк дальше.
(обращаю внимание, что где-то в этот момент особи перестали быть бессмертными. Променяли вечную жизнь на эволюционный успех популяции. Так сказать пожертвовали собой ради общества)
Первоначально два пола было трудно отличить друг от друга, но со временем роли разделились. Мужик — это тот, кто производит больше посевного материала (без излишеств, без запаса питательных веществ в половой клетке). А женщина — это та, кто заботится, чтобы потомство выжило. Т.е. нужно обеспечить свою половую клетку питанием. Мужик может быть легкомысленным повесой, женщине нужно думать о том, чем кормить детей.
Проблема в том, что такое несправедливое распределение ролей закрепилось. Популяции, где мужик был безответственным производителем семени, получали преимущество перед популяциями, где царило равноправие полов.
Далее произошёл так называемый «кембрийский взрыв», когда разнообразной живности на планете стало очень много, появились хордовые, а там уже недалеко и до наших с вами предков-приматов.
Что же стало с бывшими свободноживущими аэробами (митохондриями)?
Трагедия в том, что в какой-то момент у них отняли последнее — возможность передавать свои гены дальше.
Точнее так — по женской линии митохондрии по-прежнему передают свою днк дальше.
А вот из организма мужика митохондриям один выход — смерть.
По крайней мере так у млекопитающих, я не в курсе, как с этим у остальных хордовых.
Мужская митохондрия до последнего живёт в сперматозоиде (ещё бы, она помогает ему двигаться).
Но вот сперматозоид проник в яйцеклетку — и тут происходит что-то странное — митохондрия мужика гибнет сама (первая версия) либо её съедают аутофагосомы яйцеклетки (вторая версия).
В любом случае, в зародившейся особи есть только днк митохондрий мамы.
Если вы мужик — представьте себе ужас, который сейчас испытывают ваши митохондрии. Всю жизнь они работают в темноте, при этом даже без шансов оставить потомство. Их уникальная днк сгниёт вместе с вашим трупом.
Но при этом у вас шанс оставить свои гены есть — у митохондрий такого шанса нет.
Прогрессивные люди всех стран должны срочно начать что-то делать. Возможно, подписать петицию.
Я бы предложил в ней следующие пункты:
1. Немедленно признать 2 миллиарда лет угнетения и взять на себя личную ответственность перед аэробными бактериями (митохондриями).
2. Решительно начать двигать свою половую жизнь к изогамии (когда половые клетки имеют примерно равный размер, а не различаются в тысячи раз, как сейчас)
3. Потребовать долгожданного освобождения митохондрий. Два миллиарда лет рабства — это достаточно, я считаю. Нужно отпустить митохондрии на волю, обеспечив их достаточным количеством органики в качестве компенсации.
А люди пусть съедят какое-нибудь ГМО и учатся использовать другие источники энергии. Желательно вернуться к природе и снова стать одноклеточными.
Автор: Юрий Деточкин
Комментарии
Отправить комментарий