Три сногсшибательных твари из пучин океана
Одна из них в прямом смысле слова и она (а вернее он) умеет нагревать воду до температуры поверхности солнца. Он видит в четыре раза больше цветов, чем мы. Его клешни — два заряженных арбалета с мощностью как у огнестрельного оружия. Он обитает на дне океана, и именно из-за таких тварей человечеству там нет места. Мы знаем его под именем «рак-богомол» или креветка-богомол.
Но на самом деле он не является ни креветкой, ни богомолом. Это живое ископаемое — отдельный вид ротоногого, уникальное существо во многих смыслах.
Например, второе название рака-богомола — креветка-богомол. Но на самом деле он не является ни раком, ни креветкой, ни богомолом. Это живое ископаемое — отдельный вид ротоногого. Причем агрессивный и довольно опасный.
Обитает он на небольшой глубине в тропических и субтропических морях. Причем этот рак обладает отличной памятью и способен запоминать особей, которые живут рядом с ним. Соседей он отличает как по визуальным признакам, так и по запаху.
Но это — далеко не самое интересное про рака-богомола.
Глаза, которые видят все
Если человек может различать 3 основных цвета, то рак-богомол видит 12, то есть на 9 больше, чем мы. Представьте себе цвет, который нельзя представить, потом проделайте это еще 8 раз. Впрочем, справедливости ради, рак-богомол плохо различает цвета, которые видит человек.
К тому же, рак-богомол воспринимает ультрафиолетовый и инфракрасный свет, а также видит разные виды поляризации света: как линейную, так и круговую.
Минутка занимательной физики. Ультрафиолетовое излучение (как и инфракрасное) для нас более-менее знакомо: вот есть световой спектр из 7 цветов радуги, а вот есть еще два излучения за пределами спектра, с обеих его сторон. И эти излучения человеческий глаз уже не видит, они называются ультрафиолетовым и инфракрасным светом.
А вот с поляризацией все не так просто.
Человек чувствителен к окраске (длине волны) и яркости света. Но третья, не менее важная характеристика, поляризация, для нас вообще недоступна. Поляризация — это колебания световой волны в пространстве. Чтобы понимать, что это такое, представьте себе натянутый канат, на котором «лежит» свет. Если мы с одной стороны потрясем канат, то свет по инерции пойдет волнами. Такие колебания будут называться линейными.
А если мы встряхнем канал круговыми движениями, то волны света, двигаясь вперед, начнут описывать круги. Это — поляризация круговая.
Все это существует рядом с нами, а мы не видим! А рак-богомол видит!
В целом, поляризация света — явление, при котором из «общего» света «убираются» все лишние электромагнитные волны, и остаются лишь те, что лежат в области поляризации. Увидеть поляризованный свет человеческий глаз не способен, но с самим эффектом поляризации мы сталкиваемся каждый день: используя антибликовые линзы в солнцезащитных очках или фильтры для фотоаппаратов.
Также человек, например, обладает бинокуляным зрением: наши глаза создают две картинки (по изображению на каждый глаз), которые объединяются в единую. А вот глаза рака-богомола видят 3 изображения сразу! Каждый! Итого — 6 картинок одновременно. Можно сказать, что рак-богомол обладает секстакулярным зрением.
Такие суперменские глаза позволяют ракообразным распознавать различные типы кораллов, добычи и хищников.
Поразительная мощь удара
Это удивительно красивое животное опасно настолько же, насколько и красиво.
Раки-богомолы бывают двух видов: «хвататели» и «атакователи».
Первые имеют невзрачный вид и живут в песке. Они ловят то, что проплывает у них над головой. Такой рак — обладатель нескольких пар хватательных ног (чтобы вспомнить, как они выглядят, представьте себе передние лапки богомола). Причем первая пара хватательных ног — самая большая и напоминает перочинный ножик. Именно ей рак-богомол ловит свою добычу, а остальными ногами старается ее удержать. Жертва, попавшая в такие «объятия», почти не имеет шансов вырваться.
Вторые раки, «атакователи», из-за своего красочного внешнего вида официально называются павлиновыми. А неофициально — «thumb splitters», что в переводе значит «разрыватели пальцев». Вообще, любые раки-богомолы очень агрессивны, но эти, сочтя другое животное опасным или подозрительным, атакуют жертву резким мощным ударом ног, сила которого сравнима с попаданием пули 22 калибра!
При этом наш подводный Мохаммед Али бьет с такой мощью, что буквально разрывает воду при ударе. На месте щелчка клешней образуется так называемый кавитационный пузырь: область, наполненная раскаленным паром и выделившимся из разорвавшейся воды газом. Температура этих пузырей сравнима с температурой на поверхности солнца! Они буквально светятся в темноте.
Этот пузырь моментально лопается, после чего образуется мощная ударная волна, которая сама по себе может убить жертву. Во время удара клешня движется под водой со скоростью 72 километра в час, так что охотничий бросок раков-богомолов официально признан самым быстрым среди всех животных.
Некоторые аквариумисты в погоне за экзотическими питомцами опрометчиво заводят себе раков-богомолов. До первого пробитого аквариума.
Раков-богомолов не смущает, что жертва гораздо больше их самих или если это другое ракообразное с мощным панцирем. Первым ударом ротоногое оглушает жертву, а повторными добивает ее. Более того, рак-богомол — чуть ли не единственное ракообразное, способное преследовать добычу, и если даже животное промахнулось при атаке в первый раз, жертве несдобровать.
Секрет такой скорости и огромной силы заключается в особом строении охотничьих лапок раков-богомолов. Эти животные используют так называемый «механизм защелки»: их лапки содержат большой мускул, который очень долго сокращается, и защелку, которая сдерживает этот самый мускул. А в момент удара защелка открывается, и мускул расправляется с огромной скоростью — получается что-то вроде выстрела из лука или арбалета.
Также на охотничьих лапках раков-богомолов обоих разновидностей есть хитиновая структура в виде седла. Эта структура имеет сложное название: гиперболическая параболоида или седловая (антикластическая) поверхность. И до недавнего времени человечество считало, что изобрело ее именно оно (впрочем, ошибочно).
Гиперболическая параболоида известна инженерам, архитекторам и ювелирам как очень прочная поверхность: изогнутая с обеих сторон, она распределяет давление равномерно по всей поверхности. А еще она известна любителям чипсов.
Это очень простая, но в то же время поразительно прочная форма, которая в случае с раками-богомолами усиливает эффект пружины: разжимаясь, придавая удару максимальную силу.
Почему же лапы рака-богомола не снашиваются и не разбиваются? Секрет их прочности в содержании минерала гидроксиапатита, амортизирующего силу удара. Этот минерал содержится и в человеческом теле: в зубах и костях. Именно благодаря нему наши кости такие прочные. Но у рака-богомола волокна гидроксиапатита уложены спиралью, что делает поверхность «кулаков» максимально крепкой и не позволяет микроскопическим трещинам перерастать в разломы. Эта структура называется структурой Булигана и не имеет аналогов в животном мире.
Жутковатое «пение»
Однажды ученые поместили в аквариум с раками-богомолами микрофоны и неожиданно для себя зафиксировали необычные звуки, напоминающий рев динозавров. Произошло это относительно недавно, так что биологи до сих пор точно не знают, как почему и зачем животные «поют», а главное — чем издают эти звуки.
Но звучат они откровенно пугающе.
Как Рак-богомол ломает ракушку:
Как оно вообще живет?
Как оно вообще живет? Оно же прозрачное и органов не видно. Как шевелит ногами, если там ни суставов, ни мышц? Что это за магия???
На картинке ракообразная амфипода — Hyperiid Amphipod Cystosoma. Биологические ткани сами по себе прозрачные, коэффициент преломления в самой ткани мало различается между тканевой жидкостью, клетками и клеточными структурами, отчего что-либо различить можно лишь под фазовым контрастом. Окраска тканей достигается наличием неспециализированных пигментов, имеющих цвет как основную функцию , например миоглобина, дающего мясу серо-розоватый оттенок и специализированных пигментов, способных задерживать свет как основную функцию .
Эта животинка живет в вечной тьме в глубинах океана где холодно, круглый год не больше +4-8, соответственно метаболизм низкий, а растворимость кислороде в воде большая, отчего ей не нужны дыхательный пигменты типа миоглобина, гемоглобина или гемоцианина. В мышцах пигмента тоже нет и оттого они совершенно прозрачные (самих мышц много,это же ракообразное).
Так как нет гемоглобина, то нет гема и соответсвенно нет желчных пигментов, способных придавать желтовато-зеленую окраску органам пищеварения. Специализированные пигменты, например у человека меланин, находятся в коже, волосах, глазах, защищая эти структуры от воздействия света, в особенности УФ излучения. У многих животных они вообще много где находятся, в том числе во внутренних органах, у тропических часто это не просто пигменты, а флуоресцентные вещества. На глубине где нет света, нужды в этих пигментах тоже нет, отчего многие глубоководные или пещерные обитатели прозрачны или розоваты (за счет дыхательных пигментов).
Третий источник окраски — содержимое кишки. Это ракообразное давно ничего не ело. Прозрачность — удобная альтернатива защитной окраске или мимикрии, и самая удобная вещь на глубине. Но прозрачные обитатели встречаются везде. Их нет только среди амниот — рептилии, птицы, млекопитающие. Большое потребление кислорода требует наличия больших запасов мио- и гемоглобина, толстая кожа, подставленная под палящие лучи солнца, нуждается в запасах меланина, а хороший аппетит заполняет ЖКТ желчью.
Гигантский розовый морской дьявол в Австралии
Объяснить его окраску ученые не могут. Финский фотограф Кристиан Лэйн (Kristian Laine) повстречал в акватории Большого Барьерного рифа уникальную рыбу – манту, или гигантского морского дьявола (лат. Manta birostris) по прозвищу «Инспектор Клузо». Имя дано в честь инспектора полиции из серии комедийных кинофильмов о «розовой пантере», но в данном случае розовым является именно «инспектор» – огромный скат.
Впервые розовую манту длиной 3,3 метра заметили в 2015 году, и с тех пор она попадалась на глаза лишь несколько раз. По всей видимости, необычный цвет кожи является результатом какой-то генетической мутации. Основная версия – эритризм: нарушение пигментации в пользу красного, оранжевого или розоватого цвета. Это может быть вызвано или излишним количеством красного пигмента, или недостатком черного, а в ряде случаев причиной является питание. Что именно сделало Инспектора Клузо розовым, ученые не знают, и это единственная особь своего вида с таким кожным покровом.
Кристиан Лэйн с восторгом рассказывает о встрече с необычным морским обитателем. Он наблюдал за рыбой около получаса с расстояния около метра, а та, казалось, улыбалась человеку. И несмотря на то, что Инспектор отличается от своих сородичей – вести нормальный образ жизни ему это не мешает. По словам Лэйна, скат был замечен в группе других морских дьяволов во время брачного ритуала.
Комментарии
Отправить комментарий