Уборщик туалета – путь воина по-литовски
Недавний визит министра обороны США «Бешенного пса» Джеймса Мэттиса в Вильнюс, повышение оборонных расходов, учения по захвату «зеленых человечков» в городах, увеличение численности армии, обучение гражданского населения и детей в школах действиям по войне – являются звеньями одной цепочки ошибочных действий руководства Литвы, вызывающих милитаристский психоз и массовую эмиграцию жителей.
Интересно отметить, что Литва, активно отстаивающая право правопреемницы исторического образования средних веков – Великого княжества Литовского* (ВКЛ), ранее слыла завоевательницей Европы.
Так, территория старо-литовского государства разрослась от маленького Новогрудского княжества (нынешняя территория Беларуси) короля Миндовга XIII века до передовой державы XVII в., простиравшейся от Балтийского до Черного морей, и на языке которой (в то время им выступал старобелорусский) велась официальная переписка по всей Европе наряду с латинским языком.
Тяжело, исходя из нынешних реалий, разграничить по национальному признаку жителей древнего ВКЛ – будь то поляк, литовец, белорус или украинец, но ясно, что это были люди сильные духом, стремившиеся отстоять свою Родину от нашествий крестоносцев, Московского княжества, набегов татар.
Руководство ВКЛ стремилось вести независимую политику, преследующую национальные интересы и направленную на повышение благосостояние народа. К примеру известно, что в 1580 году первый несвижский ординат Николай Радзивилл Сиротка передал три полных рыцарских доспеха эрцгерцогу Священной Римской империи Фердинанду для создания своеобразного зала рыцарской славы. Один из них, принадлежавший отцу Сиротки Николаю Радзивиллу Черному, и сегодня хранится в Художественно-историческом музее в Вене. Эти доспехи – настоящее произведение искусства, декорированные эмалями разных цветов, с позолотой, говорящие о богатстве и значимости князей ВКЛ в европейских масштабах.
А сколько великих побед за плечами потомков ВКЛ – Грюнвальдская битва, Оршанская битва, битва за Дерпт, битва за Смоленск и многие другие…
К сожалению, все это кануло в Лету, только портреты великих князей на стенах внутри здания министерства охраны края Литвы, да именные названия подразделений вооруженных сил, исковерканные на литовский манер (к примеру, гусарский батальон им. короля Миндаугаса, пехотный батальон им князя Альгирдиса и др.), говорят о великом военном прошлом литовцев.
Сейчас же ситуация изменилась. Из-за нагнетания атмосферы приближающейся войны с Россией, сокращения социальных дотаций, постоянных гонений на инакомыслящих, отсутствия самореализации молодежь массово уезжает из Литвы – в поисках лучшего заработка или безопасного дома.
Современные литовцы – низкооплачиваемая рабочая сила, используемая по всему миру – в Германии, Дании, Англии, США, Австралии и даже ЮАР.
Более того, как показало исследование, проведенное Национальным экзаменационным центром Литвы, 43,2% восьмиклассников хотели бы эмигрировать из страны. Результаты исследования 10 мая представил главред издания Reitingai Гинтарас Сарафинас и представитель издания Йоне Кучискайте.
«Из Литвы хотят уехать 19% четвероклассников. Еще хуже картина опроса восьмиклассников – хотят уехать 43%. Я не знаю, что происходит в школах, в семьях, о чем они говорят?», – вопрошал Сарафинас.
Встает и проблема защиты Литвы. Согласно недавно сделанному заявлению главы парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Витаутаса Бакаса, – лишь КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ гражданин Литвы готов защитить страну в случае военного вторжения.
Такое заявление он сделал, ссылаясь на данные исследования: «Субъективная безопасность в изменяющимся геополитическом контексте».
Важно отметить, большинство респондентов утверждает, что под защитой своей страны имеет в виду то, что они останутся в Литве только для того, чтобы позаботиться о безопасности своей семьи. В случае чего, они готовы взяться за оружие, но лишь при условии реальной угрозы для своих близких.
Остальные планируют эмигрировать – бежать с тонущего корабля при первой удобной возможности. Другие планируют остаться, но не оказывать сопротивления вероятным оккупантам.
Вместо вывода очень подходят слова известного дизайнера Юозаса Статкявичюса, опубликованные им на своей странице в фейсбуке: «Нетрудно заметить, что еду мы покупаем в Польше, работаем в Норвегии, Англии. Отдыхаем – в Испании, Турции. Молодежь учится во всем мире! Так зачем нужна эта Литва? Чтобы содержать депутатов парламента, которые заставляют людей эмигрировать?... Нужно действовать – собирать чемодан, ничего здесь не будет! И Вам советую! Бежим отсюда! Иначе придет время, не выпустят! Бежим!»
* – Государство «Lietuva» (Лиетува) сегодня многие ошибочно «по-советски» называют «Литвой», что абсолютно неверно с точки зрения орфоэпии и лингвистики. Это, в свою очередь, создает предпосылки для ложных исторических параллелей Лиетувы с Великим княжеством Литовским, где проживали «литвины» – получившие в царской России название «белорусцы» и именуемые в настоящее время «белорусами». Современные же «лиетувцы» – это потомки «жамойтов и аукшайтов», составляющих 1% населения ВКЛ. Поэтому Беларусь по праву является историческим преемником Великого княжества Литовского, как территориальное и этно-культурное ядро, населяемое литвинами и разговаривающими на так называемом старобелорусском языке.
Автор: Денис Гайшун
Комментарии
Отправить комментарий