Удается ли Европе реализовать свой план по «зеленой» энергетике?
В 2020 году выработка энергии из возобновляемых источников в Европе впервые в истории превысила выработку из ископаемого топлива. Второй год кряду ветер и солнце обходят по выработке уголь. Во многом это связано с пандемией коронавируса и спадом производства, который наблюдался во всех секторах экономики. Каковы первые итоги перехода на «зеленую» энергию? И удастся ли Европе к 2050 году стать климатически нейтральной, уменьшив выбросы парниковых газов?
В прошлом году ветер и солнце сгенерировали пятую часть европейской энергии. При этом два этих сегмента — единственные из «зеленых», которые демонстрируют рост. Вместе с био- и гидроэнергетикой генерация достигла 38,2%. Этот показатель значительно подрос в 2020-м.
Ветер обеспечил 14% европейского электричества, что на 9% больше в сравнении с 2015 годом. Солнечная энергетика вложила еще 5% в общую «кассу».
Наибольший прирост наблюдался в Нидерландах, где был зафиксирован общеевропейский показатель. Во Франции «зеленая» энергетика впервые «переборола» ископаемое топливо. Страна достигла важной вехи, которую ранее уже взяли Дания и Швеция.
Однако рост возобновляемой энергетики по-прежнему недостаточно быстр. Выработка из таких источников должна утраиваться каждый год, чтобы достичь установленной европейской цели к 2030-му. В прошлом десятилетии они росли в среднем на 38 ТВт·ч каждый год, в следующем должны прирастать на 100 ТВт·ч в год.
Из хороших для Европы новостей — выработка из угля в 2020 году упала на 20% и наполовину по сравнению с 2015-м. Однако часть этого падения в прошлом году была вызвана снижением потребления электричества из-за пандемии.
Падение наблюдалось практически во всех странах ЕС (в отдельных случаях — на 50%, например в Нидерландах).
На рекордные 10% упала и генерация атомной энергии. Это связано как со снижением выработки во Франции, так и с закрытием станций в Швеции и Германии.
На передовой
Дания является лидером по внедрению «зеленой» энергетики. В 2010-м на солнце и ветер там приходилось только 20% выработки, в прошлом году этот показатель составил 62%. Страна почти в два раза опережает ближайшего европейского преследователя — Ирландию.
Это скандинавское государство впервые обратило внимание на ветряную энергетику еще во время нефтяного кризиса 1973 года. Отрасль производства ветряных турбин возникла как побочный продукт производства сельскохозяйственной техники. А первая коммерческая турбина в стране была возведена в 1979 году.
У Дании прекрасное расположение для генерации электричества из турбин, у нее протяженная береговая линия. Потому уже в 2002 году в Северном море, примерно в 14 километрах от побережья Ютландии, была установлена крупнейшая в мире офшорная ветряная электростанция. За последние 10 лет были построены еще две морские электростанции (последнюю, на 406 МВт, торжественно открыли в августе 2019-го). Ферма на 49 турбин на 12% увеличила ветряную генерацию и способна обеспечивать 425 тыс. датских домохозяйств. Теперь три фермы Horns Rev обладают паспортной мощностью 775 МВт.
Уже 15 сентября 2019 года был поставлен важный рекорд: с полуночи до полуночи ветряки выработали столько энергии, что превысили потребность датчан в электричестве.
Немецкий маркер
Один из важных индикаторов «озеленения» Европы — Германия. Страна, которая во многом полагалась на уголь и мирный атом, поставила своей целью к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 55%, а к 2050-му стать нейтральной в отношении эмиссии этих газов.
В 2019 году в стране приняли климатический закон, который устанавливает ежегодные цели для отдельных секторов экономики на ближайшее десятилетие. В том же законе закреплено и определение этого нейтралитета. Под ним подразумевают нулевой баланс между антропогенными выбросами парниковых газов и удалением таких газов из атмосферы поглотителями.
Из-за пандемии коронавируса в 2020 году потребление энергии в Германии было на историческом минимуме. Такие предварительные данные озвучила исследовательская группа AG Energiebilanzen. При этом выбросы CO2, связанные с энергетикой, в Германии упали на 80 млн тонн. Так что страна легко преодолеет первую цель по сокращению выбросов на 40% по сравнению с уровнем 1990 года. Всего в 2019 году в атмосферу там выбросили 805 млн тонн парниковых газов.
Эксперты отмечают, что это произошло благодаря сокращению использования угля и увеличению производства электричества на основе возобновляемых источников. К тому же некоторые объемы угля были заменены природным газом из-за снижения цен на газ.
Но достижению цели-2020 во многом помогла пандемия. Германия все еще сталкивается с замедлением развития возобновляемых источников энергии, а экономическая рецессия не приведет к структурным изменениям, которые бы обеспечили дальнейшее сокращение выбросов, потому они могут восстановиться вместе с экономикой.
Европейские аутсайдеры
Составители отчета по европейскому энергетическому сектору отметили аутсайдеров: Португалию, Румынию, Австрию, Италию, Чехию, Словакию и Болгарию. В этих странах, по мнению специалистов, отличные условия для развития солнечной и ветроэнергетики, но этот потенциал с 2015 года практически не реализуется.
Чтобы подтянуть отстающих, Евросоюз в рамках механизма справедливого перехода в ближайшие шесть лет планирует выделить кредитную линию в размере €150 млрд. Деньги пойдут на стимулирование перехода к климатически нейтральной экономике в углеродоемких регионах. Средства должны устранить социально-экономические последствия этого перехода.
Чешское производство электричества серьезно завязано на угле (если не считать Польшу, о которой мы рассказывали в одном из предыдущих материалов в привязке к строительству атомной станции). В Чехии выработка энергии из угля более чем в четыре раза превышает «зеленые» источники: 53% против 12%. При этом по четверти всех возобновляемых источников — это биогаз, биомасса и солнечная энергия. Еще 18% — гидроэнергетика, оставшаяся часть — ветер.
Данные за 2018 год
Однако надо отметить, что это и было целью страны на 2020 год. Ее удалось достичь. К концу следующей десятилетки долю возобновляемых источников в валовом конечном потреблении энергии собираются довести до 22%. В чешском контексте это означает снижение угольной добычи и возможное строительство двух ядерных блоков на двух существующих атомных станциях. Последнее предложение обсуждается на протяжении нескольких лет, государственный тендер на строительство должен состояться до конца 2022 года, а сам новый блок введут в строй не раньше 2036-го.
Комментарии
Отправить комментарий