Уловки путешественников прошлого
Когда вместо джипов были верблюды, вместо походной газовой горелки — сушеный навоз, а GPS-навигатором служил подозрительный проводник из местных, русские исследователи прибегали к маленьким хитростям. В наши дни уже нелегко догадаться, зачем, например, путешественнику… слитки серебра.
Это было универсальное платежное средство: без денег экспедиция не могла продвинуться дальше первой заставы. Даже в разных городах одной империи Цин имели хождение разные деньги, но слитки серебра принимали везде (а вот золото — нет).
Опытный начальник экспедиции заранее заказывал в дорогу несколько пудов ямбового серебра — китайских ступкообразных слитков с клеймом, как цельных, так и распиленных на части, — или европейского (так называемого гамбургского) плиточного серебра.
…очки с синими стеклами и обязательно с сеткой по бокам.
Во время высокогорных переходов они спасали глаза путешественников от снежной слепоты — ожога роговицы ярким солнечным светом, отраженным от снега.
Если таких очков не было, глаза защищали полосой синей ткани, а тангуты и монголы Тибета повязывали прядь волос из хвоста дикого яка.
…скипидар и деготь.
Деготь для смазки колес не нужен там, где не пройдет повозка. Но его и скипидар брали в экспедиции для другого «транспорта» — прежде всего для верблюдов, лошадей и мулов, на которых перевозили запасы и снаряжение. Эти вещества помогали смягчить зуд от укусов одолевавших вьючных животных оводов, москитов и клещей, а также предотвратить воспаление.
…фотографии звезд сцены.
Использовались отнюдь не в качестве эквивалента картинок в стиле пин-ап 1940-х годов, призванных поддерживать боевой дух солдат. Такие фото лидировали в «рейтинге» подарков для местных жителей.
«Электрическая батарея и раскрашенные карточки актрис (да простят они мне это) везде производили чарующее впечатление на туземцев Монголии и Тибета», — писал Николай Пржевальский. Подарки на Востоке — важнейший элемент этикета и главный способ наладить отношения с местным населением, поэтому в смете каждой экспедиции деньги на зеркала, бусы, ножницы и прочее были важной статьей расходов.
…бенгальские огни и римские свечи.
Способ заставить туземцев себя уважать — показать им нечто необычное и пугающее, например европейскую пиротехнику. Она же может пригодиться в пути в качестве сигнальных огней.
…лимонная кислота и клюквенный экстракт.
Весят немного и, если добавлять их в чай, уберегут людей при однообразном походном питании от цинги.
Форс-мажорные обстоятельства
Опытные путешественники знали, как решать специфические проблемы, возникающие в походных условиях. Например, что делать, если…
…закончилась пакля для набивки чучел, а населенных пунктов, где можно закупить ее или вату, еще долго не окажется на пути. В экспедиционном снаряжении наверняка найдется много износившихся веревок, можно разлохматить их и использовать как набивку.
…верблюд стер о камни подошву и не может дальше идти.
Для таких случаев в экспедиционном снаряжении всегда были плоские длинные иглы. Ими прямо к поврежденной подошве пришивали заплатку из сыромятной кожи, и животное могло шагать дальше и даже нести груз.
…надо передать в посольство сообщение. Отправляясь в экспедицию из Пекина, путешественник поступал мудро, согласовав с русским посольством специальный шифр для телеграмм на случай, если в одном из городов империи Цин возникнут проблемы.
Связь в империи осуществлялась на английском языке, который были обязаны знать все телеграфисты, и нежелательное для местного начальства послание, продиктованное открытым текстом, запросто могло не дойти.
Владимир Афанасьевич Обручев (1863—1956) — русский путешественник, геолог, палеонтолог, геоморфолог, географ, писатель.
«Два раза, — рассказывал Обручев, — пришлось прибегнуть к шифру, чтобы сообщить посольству, что местная власть задерживает выплату экспедиционных денег, переведенных мне из Пекина, и телеграммы помогали».
…перед трудным переходом нужно запасти побольше воды, а тары не хватает.
Пржевальский пишет, что бурдюки можно сделать из шкур убитых баранов, снятых целиком: если посолить такие бурдюки изнутри, вода в них сутки не портится.
Конечно, эталонное руководство для путешественников написал Пржевальский, но и другие российские исследователи не скупились на актуальные практические рекомендации.
Пузырьки с чернилами для записей в экспедиционных журналах не должны быть заполнены доверху, иначе, когда жидкость замерзнет на холоде, склянка лопнет.
В XIX веке чернила были водостойкими, а вот журналы современных экспедиций рекомендуется заполнять карандашом, потому что написанное ручкой расплывается, стоит бумаге намокнуть, а ведь в походе всякое случается.
Стеклянные банки нужно обшить при упаковке войлоком, чтобы не разбить в дороге. Их в экспедиции требовалось много. К примеру для сбора зоологических образцов.
Вино вообще лучше не брать, потому что оно замерзает при низких температурах, поэтому из спиртного Пржевальский советовал брать ликеры.
Топливо. На небогатых деревом территориях топливом служил высушенный помет караванного скота — аргал. Огонь разводили в походных юртах, и чтобы дым не заполнял помещение, а шел вверх к отверстию в крыше, складывали куски аргала в очаге в виде трубы.
Кусок высушенного навоза, воткнутый в шмат бараньего сала, мог служить примитивным масляным светильником, если ничего другого нет. Такая «лампада» освещала рабочие вечера Петру Семенову-Тян-Шанскому в экспедиции 1856–1857 годов по Алтаю и на Тянь-Шань.
Советы местных жителей.
Во время охоты, на которой экспедиция добывала пропитание и собирала образцы видов, пригождались советы местных жителей. Пржевальский рассказывал, как лично проверял монгольский опыт добычи горных баранов — аргали:
«Монголы говорили нам, что если повесить какой-нибудь предмет (например, одежду), который обратит на себя внимание аргали, то звери долго будут стоять на одном месте, рассматривая диковинку, а охотник тем временем может подкрасться к ним с удобной стороны. Сам я только однажды испытал подобный способ, повесив на воткнутый в землю шомпол свою красную рубашку и привлекши этим на четверть часа внимание убегавшего стада».
Географ и геолог Владимир Обручев считал, что первым делом исследователю-европейцу нужно надеть местную одежду, чтобы его внешний вид не сигнализировал за версту:
«Эй, зеваки, все сюда! Я заморский черт, большая диковина, меня нужно обступить со всех сторон, трогать за одежду, чтобы убедиться, что я настоящий, ходить за мной везде и постоянно интересоваться на ваших непонятных языках, что я делаю».
Обручев в экспедиции в Китай и Центральную Азию 1892–1893 годов носил китайский костюм, правда, местную обувь считал неудобной, поэтому запасался сибирскими башмаками — чирками.
Вечные ценности
Неутомимый путешественник Николай Михайлович Пржевальский.
Пржевальский особо предостерегал, что, закупив в столице экспедиционное снаряжение, для доставки в стартовый пункт похода «ни в каком случае не следует пересылать багаж через наши транспортные конторы — их аккуратность известна каждому отправителю».
Комментарии
Отправить комментарий