В Брестской области найден самолет с телом советского летчика
Недалеко от деревни Полятичи Кобринского района Беларуси поисковики историко-патриотическо-технического отряда «Авиапоиск-Брест» установили место падения самолета времен Великой Отечественной войны и подняли его. В нем находилось тело советского летчика.
Годы поиска в полях и архивах.
Первая отрывочная информация об этом самолете поступила в отряд «Авиапоиск-Брест» еще шесть лет назад. Житель деревни Бадчи Леонид Гелах сообщил о том, что по рассказам его родителей в годы войны недалеко от деревни упал советский истребитель. Выехав с поисковиками в поле, Леонид Иванович приблизительно показал это место. Визуально участок падения было не определить.
Ушедший на большую глубину в грунт самолет найти не просто, а специального оборудования в то время у отряда не было. В апреле 2017 года провели разведку местности, нашли несколько фрагментов от самолета, по которым установили, что принадлежат они не истребителю, а советскому скоростному бомбардировщику СБ. Точку тогда на карте пометили, а с подъемом решили повременить до того времени, как будут приобретены необходимая техника и приборы. И это время пришло. В начале нынешнего года Леонид Иванович вновь напомнил поисковикам о долге.
Оформив необходимые разрешительные документы на проведение поисковых работ в Кобринском райисполкоме, заручившись поддержкой директора предприятия «Кобринское ПМС» Василия Пивчика, директора ОАО «Кобринская птицефабрика» Ивана Идельчука, на территории которых должен был проходить подъем самолета, отряд приступил к работе. Больших надежд на положительный результат не было. Рядом с уточненным местом падения самолета пролегал мелиоративный канал, и была вероятность, что обломки уже подняли при проведении работ. Но всё оказалось непредсказуемо.
Чтоб завершился их полет…
Бойцы отряда «Авиапоиск-Брест» говорят так: «Когда ожидаешь многое, не получаешь ничего. Когда не ожидаешь ничего – получаешь всё». В первый же день оборудование для определения предметов на глубине, которым благодаря неравнодушным к сохранению памяти о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны людям сейчас располагает отряд, помогло определить очень точно не только район, но и саму точку поиска.
Примечательно, что работы по подготовке к подъему скоростного бомбардировщика СБ начались 17 сентября. В этот день в Ганцевичах, что расположены в полутора сотнях километров от деревни Полятичи Кобринского района, хоронили, провожая в последний полет двух летчиков другого самолета, найденного также отрядом «Авиапоиск-Брест». Штурман лейтенант Николай Яковлевич Паншин 1909 года рождения и стрелок-радист младший сержант Николай Андреевич Лосев 1919 года рождения были членами экипажа бомбардировщика ДБ-3ф из состава 212-го дальнего бомбардировочного авиационного полка и погибли, выполняя боевое задание 24 июня 1941 года.
Всего же за 10 лет работы, бойцами отряда и их добровольными помощниками обнаружены места падения 55 самолетов, найдены и установлены имена 50 летчиков, не вернувшихся с боевых заданий.
В поиске истины.
Парни из отряда «Авиапоиск-Брест» признаются: самое тяжелое в поиске это не изнурительный порой физический труд, а мгновения перед началом работ по подъему самолета. Казалось бы, все подготовлено, предусмотрено, учтено, но груз ответственности перед теми, кто поверил, пошел навстречу, поддержал и помог, столь велик, что мышцы рук еще до использования лопаты наливаются свинцом и неистово стучит сердце… Наконец начинается работа. Снят верхний пласт грунта, уже глубина раскопа больше двух метров, а фрагментов самолета нет… Неужели «пустышка»?! Не может быть! Проверили работу поисковой «рамки» – норма, сигнал сильный и стабильный.
Решили копать до предела… Еще глубже в синюю глину уходит ковш экскаватора, и вдруг на поверхности мутной жижи появляются масляные разводы, а под ними часть лопасти воздушного винта – значит, не ошиблись в расчетах! Еще через несколько минут работы из ямы на поверхность подняли одну из стоек шасси, редуктор с лопастями.
Надо отдать должное профессионализму водителя-механика Александра Дежнева, сидящего за рычагами экскаватора – работал он виртуозно. Чтобы достать главную деталь самолета – двигатель с номером, пришлось углубить раскоп почти до 6 метров! Когда вылета стрелы экскаватора стало не хватать, в котлован спустились поисковики с лопатами и тут их ждало то, что они найти совсем не ожидали. Из грязи одна за одной стали появляться тупорылые чушки авиационных бомб! Об опасной находке тут же сообщили в дежурную часть.
Уже после того, как прибывшая на место раскопа группа разминирования вывезла пять бомб, под конец работ, когда отряд уже ничего стоящего внимания найти не ожидал, в раскопе под фрагментами кабины стрелка было обнаружено мумифицированное тело с хорошо сохранившимися петлицами младшего сержанта на гимнастерке. О найденном летчике сразу же сообщили сотрудникам Следственного комитета. По записям в найденном блокноте удалось установить, что бомбардировщик принадлежал 140-му скоростному бомбардировочному авиаполку.
Пылающее небо 1941-го.
140 сбап входил в состав 47-й смешанной авиадивизии Орловского военного округа. 23 июня 1941 года полк был передан в подчинение Западного фронта и перебазировался на аэродром Зубовка под Оршей. На вооружении полка были самолеты СБ и Пе-2. К боевым действиям 140 сбап приступил уже 24 июня. Выписка из оперативной сводки № 3 штаба 47-й смешанной авиадивизии за 24 – 25 июня: «140 сбап 24 июня 1941 с 17.55 до 18.05 последовательными ударами 2-х девяток атаковал колонну танков противника в районе: Грудополь, Мисловиды, Ивацевицы, мост через реку Щара. 8 самолетов 2 АЭ не возвратились на аэродром. 25 июня 1941-го 6 самолетами доразведка Картуз-Березы в период 12-16 часов последовательными ударами 2-х девяток атакованы танки и автомашины у станции Михалин, танки и пехота на автомашинах на шоссе восточнее Картуз-Березы, группу танков 5 км западнее Картуз-Березы. Потери за 24-25 – не вернулись на свой аэродром 15 самолетов. К 24 часам 25.6.41 части дивизии базируются на прежних аэродромах 140 сбап в составе 27 СБ на аэродроме Зубово, из них исправных 18, не исправных 9, в готовности 2».
Первые дни Великой Отечественной в попытке остановить продвижение немецких войск были трагическими для советской бомбардировочной авиации. Вынужденная действовать по складывающейся обстановке, без разведки и прикрытия истребителей, она несла большие потери.
Верить и ждать.
Уже потом, когда после следственных действий сохранившееся в болоте тело летчика было передано в морг Кобрина, а фрагменты самолета, обнаруженные в раскопе, были вывезены в Брест для подготовки к передаче в фонды мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», среди них был найден хорошо сохранившийся комсомольский билет. Погибший в небе Беларуси в далеком 1941-м летчик оказался уроженцем села Викодвора Ивановской области, младшим сержантом Петром Александровичем Шмыговым. Парню было всего 20 лет. 81 год он считался пропавшим без вести. Брестчане связались с российскими поисковиками из отряда «Вымпел», Евгением Агафоновым, командиром поискового отряда «Небо Родины», Дмитрием Артюхом из общественного объединения «Поисковое объединение «Часовые Памяти», и те в течение нескольких дней нашли его родственников.
– То, что будет установлена судьба еще одного воина, пропавшего без вести, то, что он будет похоронен с достойными его подвига почестями, все это заслуга не только поисковиков, – говорят бойцы отряда «Авиапоиск-Брест». – Это результат работы десятков людей, каждый из которых на своем месте в свое время внес свой вклад в одно общее дело. Это тоже наша с вами Победа!
На видео работы по поднятию еще одного самолета весной этого года. "Авиапоиск-Брест" искал его 8 лет:
Комментарии
Отправить комментарий