В Эстонии идет маргинализация даже хорошо образованных русскоязычных
В Таллине русских с высшим образованием больше, чем эстонцев с аналогичным. И при этом 4/6 бездомных в этой столице — русскоязычные…
FOTO: Rauno Volmar
«Национальные меньшинства в Эстонии: риск бедности и социальной маргинализации» — с таким докладом выступила накануне в Польше исполнительный директор Центра информации по правам человека Лариса Семенова (на фото) из Таллина.
Исполнительный директор Центра информации по правам человека Лариса Семенова выступила вчера в Варшаве на ежегодной сессии Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ.
Вот текст этого выступления, которое называлось ”Национальные меньшинства в Эстонии: риск бедности и социальной маргинализации”:
”В Эстонии национальные и этнические меньшинства составляют примерно 30% всего населения, и почти все они — либо этнические русские, либо иные русскоязычные. К сожалению, в нашей стране национальные меньшинства сталкиваются с бóльшими рисками бедности и социальной маргинализации, нежели представители большинства населения.
Согласно Департаменту статистики Эстонии, имеются заметные различия в годовых доходах этнических эстонцев и ”неэстонцев”. Например, в 2012 году разница в среднем годовом доходе эстонцев и представителей национальных меньшинств была примерно 20%.
В Эстонии представители меньшинств чаще, нежели эстонцы, встречаются среди бедных. В 2012 году у черты бедности проживало гораздо больше представителей национальных меньшинств (30%), нежели представителей большинства населения (23%). В абсолютной бедности проживало 16% этнических неэстонцев и 13% эстонцев. (Эти показатели высчитаны до момента выплаты социальных трансфертов, исключая пенсии).
Эстонский Департамент статистики также проводит замеры уровня материальной депривации, т.е. они определяют долю людей, которые не могут себе позволить хотя бы три позиции из списка, который выглядит таким образом: 1) оплатить аренду и коммунальные платежи; 2) соответственно отапливать жилище; 3) оплатить непредвиденные расходы; 4) потреблять мясо, рыбу или протеиновый эквивалент хотя бы каждый второй день; 5) провести недельный отпуск вне дома; 6) иметь автомобиль; 7) стиральную машину, 8) цветной телевизор; 9) телефон. В 2013 году соответствующая доля у этнических эстонцев была 16%, а у неэстонцев — уже 29%.
Представителей меньшинств явно чрезмерно много среди бездомных. Исследования бездомных в Таллинне, которое проводилось в сентябре-декабре 2011 года, затронуло 926 респондентов, и 4/6 из них были русскоязычными (в том же году неэстонцы составляли менее половины столичного населения).
Представители меньшинств доминируют среди заключенных в эстонских тюрьмах. По данным Министерства юстиции за 2013 год, последние десять лет неэстонцы составляли почти 60% всех заключенных.
Согласно исследованию по вопросам преступлений и безопасности, проведенному в конце 2008 года Департаментом статистики Эстонии, 25% этнических эстонцев и 29% представителей национальных меньшинств оказались в течение последнего года жертвами каких-либо преступлений (кроме обмана потребителей).
Вероятность стать жертвами торговли людьми для русскоязычного населения выше. Многие русскоязычные проживают в экономически депрессивном северо-восточном регионе. Исследование 2006 года, проведенное Эстонским институтом открытого общества, показало, что русскоязычные женщины, по сравнению с эстонскими, испытывают двойное давление рекрутеров. Согласно оценкам различных экспертов, 70-85% проституток Эстонии — это женщины русского или иного отличного от эстонского происхождения. Представители меньшинств также очень уязвимы в том, что касается распространения наркотиков и ВИЧ/СПИД.
В последние годы уровень безработицы среди неэстонцев был почти в два раза выше, чем среди этнических эстонцев. Важное объяснение этого феномена — недостаточное владение эстонским языком. Однако другим важным объяснением наблюдаемого на рынке труда неравенства может быть дискриминация (включая структурную дискриминацию). Ученые Института международных и социальных исследований Таллиннского университета провели анализ базы данных эстонских исследований рабочей силы за 2000-2010 годы и пришли к выводу, что для представителя других национальных групп вероятность достичь верхних ступеней карьерной лестницы намного меньше, чем для этнического эстонца, даже если они обладают одинаковым человеческим капиталом. Это подтверждается и данными переписи населения 2011 года по возрастной группе с 10 лет и старше — доля людей с терциарным (высшим) образованием среди всех представителей меньшинств была выше (34%), чем среди этнических эстонцев (28%).
Заметная тенденция социальной маргинализации хорошо образованных русских и русскоязычных представителей других национальностей заслуживает особого внимания и соответствующих действий на национальном уровне”.
Что делят брюссельские русофобы и русофилы. И к чему это приведет.
Последнее голосование в Европарламенте по Соглашению об ассоциации с Украиной и дебаты по поводу новых санкций в отношении России плохо укладываются в понятие здравого смысла. Поэтому ИМХОклуб обратился к депутату Европарламента Татьяне Жданок с вопросом — а дружат ли депутаты с головой?
— Татьяна Аркадьевна, чем объясняется не очень логичное поведение европарламентариев, особенно если учитывать факт, что Россия является крупнейшим торговым партнером Евросоюза, а европейские предприятия несут реальные потери?
— Нынешняя русофобская истерия в Европе — не внезапный приступ, вызванный событиями на Украине. Это четкая стратегия, которая, с моей точки зрения, была навязана западноевропейским странам Соединенными Штатами через свои сателлиты в лице Польши, стран Балтии, Швеции, Дании, Финляндии и, конечно, Великобритании.
— А им какой интерес транслировать в Европу позицию США? Им за это платят или это «по любви»?
— Во-первых, ими по сей день движет желание взять реванш за события Второй мировой войны. Во-вторых, Америка прикладывает много сил к тому, чтобы вербовать сторонников. Для меня раньше было загадкой, почему Европа пошла на поводу у американской стратегии. Но все встало на свои места, когда я подробнее ознакомилась с биографиями представителей политической элиты европейских стран. Все эти люди либо обучались в американских университетах, либо продолжительное время жили в США. Примеры всем хорошо известны — главы стран Балтии, многие ведущие политики Польши, даже жена бывшего президента Украины Виктора Ющенко...
Образование — один из методов привлечения сторонников. В СССР в свое время этому уделялось большое внимание. В итоге каждый пятый образованный человек в странах Африки, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке говорит на русском языке. Америка делала то же самое — она учила в своих университетах людей из Западной и Восточной Европы.
В итоге европейская элита сопротивляться почти не в состоянии: здесь очень сильное проамериканское лобби.
— Чего добиваются Соединенные Штаты?
— Толчком к началу реализации Америкой своей стратегии послужила программа «Восточное партнерство», основной заявленной целью которой было развитие интеграционных связей между Евросоюзом и шестью странами бывшего СССР — Украиной, Молдовой, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией.
На ежегодном Европейском русском форуме мы поднимали вопрос: «Восточное партнерство» — это вместе с Россией или против России? Тогда замглавы европейской дипломатии Хельга Шмидт и директор департамента России и Восточной Европы внешнеполитической службы ЕС Гуннар Виганд утверждали, что Россия — большая страна, и только поэтому в программу «Восточное партнерство» не входит, да и сама не хочет.
Но затем последовало ультимативное предложение странам «Восточного партнерства» подписать договор об ассоциации и договор о зоне свободной торговли с ЕС в форме, противоречащей интеграции этих государств с Россией.
Пошла стенка на стенку, и конфликт был четко зафиксирован в октябре прошлого года, когда была обнародована резолюция Европарламента об общих принципах внешней политики и политике в сфере безопасности ЕС. Проект этого документа составляли представители от Польши и Германии. Я проголосовала против и разослала пресс-релиз о том, что России, фактически, объявлена холодная война.
Если в предыдущий период РФ рассматривалась как стратегический партнер Евросоюза, то в 2013-м акценты существенно сместились. В частности, было указано, что приоритетный стратегический партнер для ЕС — США, а отношения с Россией должны строиться на принципах «critical engagement» — «критического взаимодействия». Ранее этим словосочетанием характеризовались только отношения с Белоруссией. Все параграфы, в которых упоминалась Россия, содержали неприкрытую критику. Ее обвиняли в давлении на страны «Восточного партнерства» с целью вовлечь их в свою орбиту и таким образом реконструировать империю.
Причина столь резкого разворота на 180 градусов в политике ЕС, как я уже упоминала, кроется в программе «Восточное партнерство». С помощью этого мега-проекта Запад мог создать вокруг России свою зону влияния. Мотивы Вашингтона вполне ясны. Россия и ЕС вместе — это примерно 650 миллионов населения, товарооборот под полтриллиона долларов в год, развитая финансовая инфраструктура, высокие технологии, энергоресурсы. То есть в связке Евросоюз и Россия могли стать более чем серьезным конкурентом для Соединенных Штатов.
— Иными словами — все дело в геополитике и деньгах?
— В целом — да. Все, что происходило после обнародования резолюции Европарламента и происходит сейчас, лежит в русле стратегии «управляемого хаоса», которую озвучила бывший госсекретарь США Кондолиза Райс. Америка хочет сохранить свое монопольное положение на земном шаре, оставаться единственной сверхдержавой — как это и было после ликвидации двухполярной системы, и при этом постараться перессорить все остальные страны, спровоцировав в них конфликты.
Совершенно очевидно, что Европа, реализовав в полной мере кооперацию с Россией, могла бы стать более сильным мировым центром. Об этом говорил еще Шарль де Голль в 60-х годах. Его высказывание о Европе от Лиссабона до Владивостока стало очень знаменитым*. Этой идее сознательно не дали реализоваться, чтобы Европа осталась сателлитом Америки.
Но меня очень радует, что оппозиция американской стратегии усилилась после последних выборов в Европарламент. Группа левых во вновь избранном Европарламенте увеличилась, сейчас в ней состоит более 50 депутатов. Есть много представителей от партий, находящихся в своих странах в несистемной оппозиции. Появилась также фракция евороскептиков.
— И что это означает на практике?
— Если против антироссийских резолюций в прошлом составе парламента голосовали фракция Европейских объединенных левых, и то не вся, а также депутаты моей группы «Европейский свободный альянс», плюс некоторые отдельные депутаты, то после майских выборов по последним двум резолюциям о ситуации на Украине, принятым 17 июля и 18 сентября, 127 депутатов проголосовали против при примерно 500 парламентариях, высказавшихся «за». То есть каждый пятый — не согласен с проводимой политикой. Это много.
Единства в Европарламенте в отношении России становится все меньше. В понедельник, 15 сентября, накануне принятия политической резолюции по Украине и голосования по соглашению об ассоциации, были очень интересные дебаты по депутатскому запросу о влиянии ответных санкций России. Можно было наблюдать настоящий раскол между северными и южными странами Европы. Депутаты от Испании, Португалии, Греции, Болгарии и Италии, выступая, буквально стонали, поскольку страны, которые они представляют, пострадали больше всех (их продукция — фрукты и овощи — скоропортящаяся).
И при этом полным диссонансом прозвучали выступления представителей Балтии и восточноевропейских стран. Речь одного молодого литовца — его зовут Антанас Гуога — меня просто поразила: настолько сильной была антироссийская риторика. Смысл его спича — ничего, надо затянуть пояса, перетерпеть тяготы. Завершил он его патетически: «Литовцы будут продолжать поддерживать санкции. Посмотрите на Eurostat — 20% экспорта сельскохозяйственного экспорта в Россию идет из Литвы. И мы поддерживаем эти санкции. Мы хотим больше санкций. Мы хотим, чтобы Россия остановилась на Украине. Сейчас время всем объединиться против России!»
И все же, несмотря на активность и агрессивность европейских русофобов, сегодня Комитет постпредов ЕС (Coreper) планирует обсудить доклад Европейской внешнеполитической службы, на основании которого может быть принято решение о смягчении или даже отмене санкций против России.
Возможно, здравый смысл возобладает.
Комментарии
Отправить комментарий