В Новгороде нашли берестяную грамоту со шпионской перепиской
Шпионская переписка о военных тайнах велась с тех пор, как люди придумали письменность и войну. В Великом Новгороде археологи раскопали берестяную грамоту XIV века с запросом сведений о передвижениях войск. Кажется, это одно из самых древних разведсообщений, обнаруженных на территории России.
Специалисты Института археологии РАН обнаружили во время раскопок на территории Великого Новгорода берестяную грамоту третьей четверти XIV века. Она необычна своим содержанием — отправитель интересуется, «пойдёт ли рать за Волок», и если да, то в каком составе и кто будет командовать.
Волок — это территория к востоку от Онежского озера, в бассейне Северной Двины и Онеги. В те времена на ней часто происходили вооружённые стычки, поскольку там пересекались интересы Новгородской республики и Ростовского княжества.
Учёные полагают, что отправлена грамота была из Заволочья — то есть из-за собственно Волока. Эта местность находилась на территории современных Вологодской и Архангельской областей. Кому-то, обитавшему там, было по каким-то своим причинам очень важно знать, ждать ли визита вооружённых «гостей». К сожалению, от сообщения остался лишь фрагмент — судя по всему, получатель, ознакомившись с текстом, порвал грамоту. Странно, что не сжёг.
Также из интересных особенностей можно отметить отсутствие не только шифрования (это, в конце концов, штука сложная и в Средние века далеко не всегда использовалась), но и какого-либо иносказания. Нет бы написать: «Привезёт ли бабушка пирожки, и если да, то когда, сколько и с какой начинкой?» — а так вот открытым текстом военные тайны выспрашивать…
И это далеко не единственный пример подобных грамот.
Берестяная грамота № 590
Сообщение очень лаконичное: "Литва встала на Корелу", т.е. "Литва пошла войной на Корелу". Датируется последней третью XI века и, по мнению В.Л. Янина, может относиться к событиям, произошедшим во время похода князя Всеслава Брячиславича на Новгород в 1069 г. В его войске почти наверняка были данники - литовцы, а сам поход проходил вблизи земли карел.
То, что грамота сохранилась неповреждённой - очень большая удача (из более, чем тысячи найденных грамот большая часть - обрывки, и даже те, что найдены почти целиком, часто имеют повреждения, мешающие прочесть некоторые слова).
Обратите внимание, что в грамоте не указаны автор и адресат, зато слева от текста присутствует сложный знак, который, возможно, использовался в качестве секретной подписи.
Грамота № 582
"цето еси прислале дова целовека
те побегли а коне не ведаю гдѣ пои
мавоши а тимонѧ меретве"
Перевод: "Те два человека, что ты прислал, бежали, а коней где взяли, не знаю. А Тимоня умер".
Датируется концом 1280-х – началом 1300-х г.г. Предполагается, что это донесение из какого-то небольшого военного отряда. Грамота тоже почти целая, и снова ни отправитель, ни адресат не указаны.
Примечательно, что грамота найдена на том же самом Нутном раскопе, что и первая. Может, там местная Лубянка стояла? :)
Грамота № 636
"пришьль искоупникь ис полоцька а рать поведае вели
коу а водаить пошьниць во засадоу"
Перевод: "Пришел выкупленный пленник из Полоцка, сообщает, [что собралось] большое войско. Выдайте же пшеницы для гарнизона". Альтернативный перевод слова "рать" - война, т.е. это может быть сообщением о начале крупной войны.
Датируется второй половиной XIII века. Автор и адресат снова не указаны, но в том же раскопе найдена фрагмент ещё одной грамоты (№ 704), написанной тем же почерком: "От городчан к посаднику великому. Вот ясеняне бежали..." (дальше оборвано). По предположению В.Л. Янина, ясеняне - жители Ясенского погоста Шелонской пятины (на границе с Псковским княжеством), а городчане - жители Кошкина, городка на реке Узе.
Ну и последняя грамота - № 24
"цоловѣкомъ грамотку при
шли таино"
Перевод: "...с человеком грамотку пришли тайно".
Просто мастер конспирации, ага.
Комментарии
Отправить комментарий