Валентину Гафту – 84: Неудачные любовные сцены, фейковые эпиграммы и другие малоизвестные факты
Эльдар Рязанов как-то вспоминал, что по началу воспринимал Валентина Гафта скорее как красивого натурщика, нежели артиста. Но, со временем, с опытом, его актёрский талант рос, мужал. Гафт набирал силу постепенно, но неукротимо. Он создал целую россыпь замечательных ролей на сцене и в кино. И ни в одной из них он не повторился.
2 сентября исполнилось 84 года знаменитому актеру театра и кино, писателю, народному артисту РСФСР Валентину Гафту. Широкую известность он получил не только как исполнитель ярких ролей в фильмах «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Забытая мелодия для флейты», «Чародеи», но и как автор философских стихотворений и колких эпиграмм, из-за которых у него нередко портились отношения с коллегами. Кто на самом деле создал некоторые тексты, приписываемые Гафту, за что на него обижались актеры, и почему актрисы не хотели играть с ним любовные сцены – далее в обзоре.
На экранах Валентин Гафт выглядел настоящим красавцем, самоуверенным, мужественным, ироничным – таким, каким был его герой в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». А в жизни он был достаточно скромным, застенчивым и постоянно сомневающимся в себе и своих актерских способностях, особенно в молодости. Актер рассказывал, что для него всегда имело значение то, кто на него смотрит – в зависимости от этого он преображался.
Валентин Гафт в детстве
Так, в школьные годы Валентин был влюблен в девочку из своего двора, и стоило ей появиться в окне, как он принимался демонстрировать ей свое футбольное мастерство – при том, что на самом деле играл в футбол достаточно слабо. Когда она на него смотрела, он становился настоящим смельчаком, а в остальное время был робким и неуклюжим. Эта черта сохранилась и во взрослой жизни – Валентин Гафт очень скованно чувствовал себя в любовных сценах с партнершами и стеснялся их целовать.
Актер в молодости
Марина Неелова не раз выходила с Гафтом на сцену театра «Современник», и в спектакле «Три сестры» партнер должен был ее поцеловать. Поначалу он категорически отказывался это делать, один молодой актер даже вызвался ему продемонстрировать, как это должно выглядеть, и на премьере Гафт пообещал отыграть сцену с поцелуем. Неелова вспоминала: «Жду с ужасом. Премьера. И вот я – на рояле. Гафт подходит ко мне, хватает, наклоняется – и мое лицо уходит в него. Я вижу все – Валины гланды, желудок... Потом он, как вантуз, чмокает и вытирает губы. «Вот так вот», – говорит Валя, будто после этого поцелуя я должна уйти в декрет. Дальше он взялся импровизировать с поцелуем. То кашлянет прицельно в меня как раз на пороге поцелуя, то говорит, что волос у него в горле застрял... В конце концов я ему сказала: «Я, кажется, заболела». «Я не буду тебя целовать», – сказал мнительный Валя. Только так я от его поцелуев и убежала!».
Марина Неелова и Валентин Гафт
Валентин Гафт в фильме *Воры в законе*, 1988
На экранах Валентин Гафт воплощал разноплановые образы – от гусаров до бандитов, и все удавались ему одинаково убедительно. В 1988 г. на экраны вышел фильм Юрия Кары «Воры в законе», где Гафт так достоверно сыграл главаря мафии, что криминальные авторитеты начали принимать его за своего. Актер вырос в Москве, на улице Матросская Тишина, где по соседству были тюрьма, рынок, психиатрическая больница и студенческое общежитие – «весь мир в миниатюре», как шутил Гафт. Еще тогда он насмотрелся на бывших заключенных, а позже, на съемках фильма «Воры в законе» в Ялте, познакомился с настоящим вором в законе. И многие его фразы вошли в фильм («Утром я богат, а вечером бедный», «Все повязаны друг с другом»). После премьеры фильма бандиты однажды пригласили актера на сходку, а в другой раз вор в законе пришел прямо на съемочную площадку и предложил Гафту обращаться к нему за помощью в случае необходимости.
Кадры из фильма *Воры в законе*, 1988
Многие коллеги опасались Гафта – из-за того, что он всегда был очень острым на язык, прямолинейным, неуживчивым и беспощадным к их недостаткам. В театральных кругах говорили, что он «съедает режиссеров, как ребенок конфеты», а сатирик Григорий Горин как-то сказал, что «Гафт – это не фамилия, а диагноз». Стать объектом его метких и хлестких эпиграмм не хотел никто – они били не в бровь, а в глаз.
Валентин Гафт в фильме *Гараж*, 1979
Однако самым беспощадным Гафт всегда был по отношению к самому себе – своими ролями он, как правило, был недоволен, Эльдар Рязанов писал о нем: «Самоедство его сжигает», и подчеркивал, что в актере не было ни грамма цинизма: «Работая над «Гаражом», я обнаружил в Гафте нежную, легкоранимую душу, что вроде бы не вязалось с его едкими, беспощадными эпиграммами и образами злодеев, которых он немало сыграл на сцене и на экране. Оказалось, что Гафт – добрый, душевный, открытый человек. При этом невероятно застенчивый. Но у него взрывной характер. И при встрече с подлостью, грубостью, хамством он преображается и готов убить, причем не только в переносном смысле, бестактного человека, посягнувшего на чистоту и святость искусства».
Эльдар Рязанов и Валентин Гафт на съемках фильма *Гараж*
Объектами своих эпиграмм Гафт выбирал только самых достойных и талантливых коллег. Если же они обижались на его колкости – не уставал приносить свои извинения. Актер утверждает, что при всей своей язвительности не написал ни одной злобной эпиграммы, а большинство тех, которые публикуют под его фамилией, особенно в интернет-пространстве, вообще не имеют к нему никакого отношения.
Валентин Гафт в роли Воланда в фильме *Мастер и Маргарита*, 1994
Актер на сцене театра *Современник*
Гафт признается: «Стараешься мерзостей не делать, хотя сейчас под моей фамилией печатают мерзопакостные стихи. Меня это очень расстраивает. Конечно, подавать в суд и оправдываться, что это не я, не собираюсь. Я не живу в интернете, но мои соседи, знакомые показывают эти стихи. Это гадость… Большинство моих эпиграмм посвящены людям, которые мне дороги. Например, Мише Козакову или Ролану Быкову. Они их понимали и не обижались. А вот с Никитой Михалковым у меня сложные отношения из-за эпиграммы на Михалковых, хотя не я ее автор. Она была написана не то в ХVIII, не то в ХIХ веке. Я лишь поменял в этой эпиграмме фамилию. «Россия! Чуешь этот странный зуд?! Три Михалкова по тебе ползут!».
В последние годы актер много болеет – он страдает от болезни Паркинсона, но продолжает выходить на сцену. Так же, как когда-то в детстве он преображался под взглядом девочки, в которую был влюблен, сейчас он преображается на сцене перед глазами влюбленных в него зрителей. Его близкие рассказывают о том, что иногда он с трудом передвигается и не может самостоятельно добраться до сцены, но как только появляется перед зрителями – у него словно открывается второе дыхание. В начале августа актера госпитализировали с инсультом, и все это время он находился в больнице под наблюдением врачей. Остается только пожелать любимому актеру скорейшего выздоровления!
Актер с третьей женой, Ольгой Остроумовой
Комментарии
Отправить комментарий