Вокруг света за 748 дней на велосипеде
Оказывается, первое кругосветное путешествие на велосипеде совершил поданный Российской империи Онисим Панкратов в начале XX века. 50 тысяч км русский атлет преодолел за 748 дней, став настоящей мировой знаменитостью.
К слову, официальной датой рождения велосипедного спорта в мире принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована первая велогонка на 2 000 метров. В России первое велосипедное соревнование состоялось 24 июля 1883 года на Московском ипподроме. А спустя 13 лет, в 1896 году, Международная федерация велоспорта учредила бриллиантовую пальмовую ветвь спортсмену, который первым объедет всю Европу.
В газете даже был предложен вероятный маршрут, который внешне напоминал «восьмерку». Вырезку из этой газеты бережно хранил Петр Панкратов. В то время его сыну Онисиму было всего восемь лет, но мечта о бриллиантовой ветви так будоражила воображение Петра, что он решил приложить все силы к тому, чтобы сделать из сына чемпиона. Однако поначалу мечта казалась несбыточной и очень отдаленной. Особенно тогда, когда Панкратовы перебрались из Европы в Азию, поселившись в Харбине. Здесь сын устроился работать пожарным, но все свое свободное время посвящал мото- и велогонкам. Впрочем, это было не единственное его увлечение – за день он в качестве тренировки пробегал не один десяток километров. Отцу и это показалось мало! Он уже бредил великими победами борца Ивана Поддубного и потребовал от Онисима, чтобы тот стал борцом. Спорить с батей сын не стал – он несколько лет подряд участвовал в чемпионатах Харбина по французской борьбе, и даже занимал призовые места.
За три года Онисим поднакопил денег и купил велосипед легкодорожного типа. Я себе представляю, какой это был лёгкий велосипед.
Велосипед начала 20 века. Trussardi city bike
Спортивные организации поддержали идею Панкратова, и в начале лета 1911 года состоялись торжественные проводы. В начале маршрута с Панкратовым отправились в путешествие еще три велотуриста, однако они скоро сошли с дистанции.
Велосипедисты начала 20 века.
Также большое значение сказалось в физической подготовленности спортсменов. Онисим Петрович успевал за день оторваться от соперников на несколько десятков километров, что, с одной стороны, очень раздражало спортсменов и они постоянно нарывались на скандал, с другой – очень тормозило общую скорость. Из-за усталости участники часто останавливались, что срывало график движения. Замечания Онисима Петровича не всем нравились и поэтому последний напарник смог продержаться с ним только до Читы.
Чита Николаевский проспект 1911г.
Самым сложным участком маршрута для Панкратова было бездорожье Сибири и Урала. Железнодорожные обходчики не разрешали ему ехать по шпалам и все время гоняли его. Конечно, это было небезопасно, особенно если поезд приближался со спины. И потом, путевые обходчики, прознав про велосипедиста, делали все возможное, чтобы вставить ему палки в колеса. Во всяком случае, с железнодорожной колеи они его прогоняли. Он ставил рекорд, а они не хотели вылететь с работы, случись что с ним. Игра в кошки-мышки продолжалась очень долго. Вначале Онисим Петрович нашел очень хороший способ объегорить путевых обходчиков: он ехал ночью. Но и они были не лыком шиты и разгадали его тактику.
Станция Тайга Средне-Сибирской дороги
Положение усугублялось тем, что деньги, которые Панкратов скопил на дорогу, очень быстро подошли к концу. Ему пришлось останавливаться, искать работу и, получив зарплату, двигаться дальше.
Путешествие было небезопасным, пугали и звери, и грабители, и даже крестьяне глухих деревень иной раз встречали путешественника градом камней. Под Красноярском на него напали грабители и отпустили, увидев, что у парня в кошельке всего два целковых. В селе Миасском казаки натравили на него собак, еле отбился. Онисим Петрович завел специальный журнал, куда старосты деревень ставили свои штампы, чтобы можно было потом доказать, что он проехал этот маршрут. До Петербурга он добрался только глубокой осенью – в ноябре. Правда, здесь его ожидал приятный сюрприз: любители велоспорта Петербурга, как, впрочем, и москвичи, собрали для нужд Панкратова энную сумму денег. Их явно было недостаточно для всего путешествия, но на первое время должно было хватить.
Затем через Восточную Пруссию, Швейцарию, Италию, Турцию, Грецию, снова Турцию и Италию, Францию, Южную Испанию, Португалию и Северную Францию добрался до берегов пролива Па-де-Кале. На пароме велосипедист переехал в Англию, откуда на пароходе отправился в Северную Америку и, «перерезав» ее с востока на запад, из Сан-Франциско отправился морем в Японию. А оттуда было уже «рукой подать» до Китая. Путешествуя за пределами России, Онисим постоянно искал возможность подзаработать денег для продолжения маршрута. В Англии русские писатели помогли ему опубликовать путевые заметки. Он также участвовал в многочисленных соревнованиях по борьбе и велоспорту. А в Америке для покупки билета на пароход Панкратову пришлось потрудиться грузчиком в порту.
И только проехав Страну восходящего солнца, Онисим Петрович перебрался в Китай и финишировал там 28 июля 1913 года, где он и начинал, – в Харбине. На все путешествие у него ушло 748 дней чуть более 2 лет. А вот чисто технические данные: в этом путешествии он сменил 53 покрышки, 36 камер, 8 педалей, 4 седла, 2 руля, 11 цепей и 750 спиц. Только сильная воля и неунывающий характер позволили ему совершить спортивный подвиг. Общий пробег составил около 50 тыс. км пути. За это путешествие Онисим Панкратов получил уникальный приз «Бриллиантовую звезду» — высшую награду Международного союза велосипедистов.
Историческая справка из Вики:
Родился 9 февраля 1888 года, происходил из крестьян Пензенской губернии. Образование получил в Троицкой гимназии.
После начала Первой мировой войны вступил вольноопределяющимся в армию и 20 июня 1914 года был зачислен рядовым в Военную авиационную школу, где прошёл курс подготовки к полётам на аэроплане «Фарман». 30 августа 1914 года назначен в 12-й корпусной авиаотряд.
4 ноября 1914 года при выполнении авиаразведки позиций противника его самолёт был подбит и совершил вынужденную посадку, при которой Панкратов получил значительные травмы. По излечении 14 апреля 1915 года был произведён в младшие унтер-офицеры и переведён в 26-й корпусной авиаотряд, но там не задержался, поскольку уже 2 июня был переведён в Новогеоргиевский крепостной авиационный отряд (33-й корпусной авиаотряд). За ряд отличий был награждён Георгиевскими крестами 4-й, 3-й и 2-й степеней («за боевые разведки до обложения крепости «Новогеоргиевска и во время её осады») и Георгиевской медалью. Приказом по армиям Западного фронта от 24 августа 1915 года Панкратов за боевые отличия был произведён в прапорщики.
15 февраля 1916 года переведён в 5-й авиационный отряд истребителей. 27 августа 1916 года Панкратов в качестве стрелка-наблюдателя вылетел с пилотом лейтенантом французской службы Анри Лораном на перехват вражеских истребителей; сбив один самолёт они сами были сбиты и оба погибли. Высочайшим приказом от 1 октября 1916 года Панкратов был посмертно награждён орденом св. Георгия 4-й степени
Комментарии
Отправить комментарий