Все убытки от беспорядков в Великобритании оплатит полиция
10 августа 2011. Победить хаос пока не получается. На очередном заседании чрезвычайный комитет «Кобра» попробует решить, что делать дальше. Зато уже ясно, кто оплатит все убытки.
Лондон не видел такого взрыва насилия с конца 80-х годов
Волна погромов и поджогов в Великобритании, начавшаяся в выходные в столице королевства, не спадает а, наоборот, распространяется. Несмотря на все предпринимаемые властями усилия, беспорядки уже распространились на другие города и угрожают захлестнуть все острова. Подобной вспышки насилия в Британии не знали уже более 20 лет – с тех пор, как в конце 1980-х по английской столице прокатились националистические погромы.
В Лондоне, как сообщает Associated Press, группировки молодых людей бушуют уже третью ночь подряд – они поджигают здания, автомобили и помойки, грабят и громят магазины, забрасывают полицейских бутылками и петардами. Помимо непосредственного ущерба городам, бунтующие окраины наносят Британии ущерб и репутационный – на кону проведение крупнейших спортивных соревнований, в том числе летней Олимпиады-2012.
Полиция уже с минувших выходных работает в усиленном режиме – улицы патрулируют сотни констеблей. Более того, в наиболее неспокойных районах работают группы быстрого реагирования на специальных броневиках. Однако пока не удается навести порядок ни на окраинах Лондона, ни в центре Бирмингема, ни в западной части Бристоля, ни на северо-востоке Ливерпуля – по состоянию на утро вторника именно эти районы считаются наиболее «горячими».
Для полиции задача сдержать волну насилия – непростая, многие офицеры признают, что операция обходится британским властям очень дорого и проходит напряженно. Не менее сильно страдают и жители «горячих точек». «Вся жизнь тут переворачивается вверх ногами», - констатирует положение в районах беспорядков офицер полиции Кристин Джонс.
Наиболее парадоксально то, что у беспорядков нет единой и очевидной причины – всякий раз уличенные в погромах говорят о новых поводах к насилию. Чаще других, впрочем, зачинщики уличных акций указывают на недовольстве политикой сокращения бюджетных расходов. Напомним, что до 2015 года британское правительство должно ликвидировать десятки тысяч бюджетных вакансий и заметно срезать социальные пособия.
Однако другие громят кварталы вовсе без рациональной причины – просто потому, что все вокруг тоже делают это. Come join the fun («Тут весело, пошли с нами»), - так, по свидетельству очевидцев, орали некоторые подростки, громя машины и магазины в восточных пригородах Лондона.
Кризис, связанный с волной уличного насилия, становится для правительства Дэвида Кэмерона настоящей проверкой на прочность – недаром премьер прервал отпуск в Италии и вернулся в Великобританию. Дело в том, что нынешнее правительство Британии коалиционное – и в нем имеются министры, предупреждавшие о том, что жесткая бюджетная политика приведет к волне недовольства. Во вторник в первой половине дня в Лондоне заседает антикризисный комитет под председательством Кэмерона.
Пока ожидается, что премьер будет настаивать на жесткой позиции властей по отношению к погромщикам. Однако до сих пор в некоторых районах хулиганы так и не получили достойного сопротивления со стороны властей – и не только грабили магазины, но и пытались врываться в дома жителей. В Лондоне из опасений подвергнуться налетам перестали работать многие вечерние магазины и рестораны.
В ночь с понедельника на вторник волна беспорядков с окраин докатилась и до центральных районов Лондона – в частности, до фешенебельного Ноттинг-Хилла. По данным скорой помощи британской столицы, 16 пострадавших зафиксированы за одну ночь. Полиция же сообщает, что 334 человека задержаны за участие в беспорядках, 69 из них предъявлены обвинения.
Любопытно, что на такую волну насилия не были рассчитаны не только психология британцев и полицейские контингенты – но и вместимость лондонских СИЗО. Об этом сообщается в твиттере агентства SkyNews.
Непривычным для британцев стало и нападение на полицейских – трое погромщиков были арестованы по подозрению в покушении на убийство сотрудника полиции (его, предположительно, атаковали на автомобиле на севере Лондона утром вторника, офицер госпитализирован).
Пока что погромы в Британии – дело преимущественно ночное, утром – то ли от ударных действий полиции, то ли сами по себе, погромщики рассеиваются.
Напомним, что началась нынешняя волна беспорядков в бедняцком районе Тоттэнхем на севере Лондона – там поводом для беспорядков послужило предполагаемое убийство полицейскими 29-летнего Марка Дагэна, многодетного отца, погибшего при невыясненных обстоятельствах в минувший четверг. Предварительные слушания по делу об этом убийстве пройдут в четверг 11 августа, основные же слушания состоятся, скорее всего, уже осенью или даже зимой.
Старые социальные и национальные конфликты, смешавшись с недовольством грядущими бюджетными сокращениями, неожиданно породило мощную волну беспорядков. Уже на юге Лондона, в Кройдоне, толпа начала поджигать и громить магазины, в том числе известный мебельный магазин со 100-летней историей – кадры его пожара уже обошли все мировые новостные агентства.
Затем последовала целая серия погромов и поджогов, причем участники беспорядков были неизменно в масках. Разграблению подвергся магазин Sony – люди уносили оттуда охапки DVD и техники. Нападали даже на стратегическую городскую инфраструктуру – водопроводную станцию на Темзе: многие лондонцы почувствовали снижение напора воды.
В Бирмингеме десятки людей также атаковали магазины, столкновения с полицией зафиксированы были также в Ливерпуле и Бристоле. Продолжилась история в лондонском районе Хэкни, где хулиганы устроили импровизированное факельное шествие и били бутылки.
Интересно, что среди бунтарей далеко не все на поверку оказываются городскими бедняками – слоем, в котором привычно искать подобных персонажей. Часть погромщиков – девушки с дорогими смартфонами Blackberry и хорошим маникюром, свидетельствует полиция.
К погромщикам быстро присоединились леваки и анархисты. «Это восстание рабочего класса, даешь перераспределение собственности!» - с таким лозунгом они присоединяются к поджогам автомобилей и грабежу магазинов.
Беспорядки, если они затянутся, создадут серьезную проблему для Великобритании как ведущей спортивной державы. Так, Английская футбольная ассоциация (FA) отменила на «Уэмбли» товарищеский матч Англия – Голландия.
Перенесены два поединка Кубка английской лиги. Кроме того, если ситуацию не получится уладить, то, возможно FA отменит и лондонские матчи 1-го тура премьер-лиги, которые должны пройти в субботу: «Тоттенхэм» - «Эвертон», «Куинз Парк Рейнджерс» - «Болтон» и «Фулхэм» - «Астон Вилла».
О своем видении ситуации в Великобритании «СП» рассказал Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений:
- На самом деле, в Британии не происходит ровно ничего чрезвычайного. В Англии давняя традиция народных бунтов, которая не прерывалась никогда. В отличие, кстати, от России. В 80-е годы ХХ века в Британии мы видели тоже мощнейшие народные выступления, с погромами магазинов и тому подобным. То есть такие беспорядки – это форма протеста, вполне характерная для британской политической культуры.
Так протестует рабочий класс, который традиционно не доверяет парламентским формам политики. Рабочие уверены, что в парламенте не будут их слушать, пока они не покажут свою силу таким вот образом.
«СП»: - То есть, это социальный бунт, а не национальный?
- Ну а какой национальный, если по всей стране это происходит в самых разных районах, которые объединяет только одно – это рабочие районы? Допустим, Тоттэнхем – цветной район, а Ливерпуль – вполне белый город. Бирмингем тоже… Обратите внимание – волнения прокатываются по традиционным центрам рабочего движения, рабочего протеста. Те же города, что в XIX веке. Вспомним историю рабочего движения в позапрошлом столетии – и мы увидим те же районы, те же города. Ситуация абсолютно стандартная, повторюсь.
«СП»: - Случайно ли начало волнений совпало с обвалом биржевых котировок в США?
- Совпало-то случайно, но в метафизическом смысле связь, конечно, есть. Просто это разные проявления одного и того же кризиса неолиберального капитализма. Этот кризис нарастает и в одних случаях проявляется так, в других иначе… Не то, чтобы обвал котировок породил беспорядки в Лондоне или наоборот – просто оба события обусловлены одним базовым процессом.
«СП»: - Сколько продержится эта волна беспорядков?
- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно учесть специфический момент. Сейчас в Британии у власти коалиционное правительство тори и либералов. Причем правительство, которое не получало мандата большинства избирателей на ту политику, которую оно проводит. Как не получало такого мандата и большинство английских правых кабинетов – это очень важное обстоятельство. В Британии очень своеобразная избирательная система, при которой партия, не набрав большинства голосов населения, может набрать мощный перевес в парламенте.
Что же касается нынешних тори, то и в парламенте они представлены не слишком хорошо. Их большинство держится сейчас, главным образом, на союзе с либералами, которые попросту обманули своих избирателей. Шли они на выборы под одними лозунгами, выступая оппонентами консерваторам. А после выборов сменили позицию на противоположную.
Поэтому с Англии сейчас страшное общественное недовольство. Даже не только по поводу трудящихся, но и на морально-политическом уровне многие чувствуют себя обманутыми. Включая избирателей либералов, не говоря уже о лейбористах. Недовольство очень мощное. Еще год назад я давал СМИ видеоинтервью, в котором говорил: в Англии будет драка. С такой политикой правительство не могло избежать волнений.
И вот то, что мы видим сейчас, уже перерастает масштаб обычных бунтов. Это что-то уже похожее на восстание. Оно прокатывается по стране, подобно движению Джона Лудда и подобным.
«СП»: - Власти могут потерять контроль над ситуацией?
- Да, они уже в значительной мере потеряли контроль. Правда, угроза именно расовых, национальных конфликтов как раз не так велика, как ее рисуют журналисты…
«СП»: - А есть ли угроза для монархии?
- Не думаю. Винздоры никого особенно не волнуют. Более того, среди белой части англичан они довольно популярны – хоть эта популярность и этнографического, скажем так, плана. То, что всех волнует – это парламентская система. Интересно, что либералы пошли на союз с тори не в последнюю очередь из-за того, что те пообещали им избирательную реформу – но этой реформы тоже не произошло. У всех поэтому полная фрустрация. И всё это накладывается на то, что тори сейчас покусились на святое – британские университеты. Даже на старейшие, такие как Оксфорд. Как мне говорил мой родственник, русско-английский профессор, положение там ухудшается с каждым месяцем.
То есть обстановка такая, что недовольны почти все. И поэтому очень трудно загасить подобного рода волну. Вот во Франции вполне социальный протест иммигрантских предместий в 2005-м нейтрализовали, заключив в национальные гетто. А здесь ситуация другая. В Англии нет откровенно иммигрантских кварталов – есть кварталы, где доминируют иммигранты, но это просто рабочие кварталы, и даже банды там расово смешанные.
«СП»: - То есть в Британии сейчас происходит такой «Майдан»?
- Ну, я не стал бы сравнивать с нашими реалиями. Это чисто английская история, знакомая по XIX веку. Даже места, повторюсь, знакомые – если посмотреть видео и фото и сравнить с картинками полуторасотлетней давности, можно найти аналогии.
Конечно, бунты нынешние – большое потрясение для английской политической культуры. Но потрясение совершенно органичное. Это к вопросу об английских традициях.
"Свободная пресса"
Комментарии
Отправить комментарий