Вся Эстония под открытым небом
Пишет me_29: В мае прошлого года во время посещения Стокгольма довелось нам посетить потрясающий музей под открытым небом - Скансен, в котором собраны здания и целые дворы разных времен и со всех концов Швеции. Идея такого музея очень сильно меня поразила и вдохновила, поэтому, когда я узнала, что в Таллине есть похожий комплекс, то решила, что это нельзя пропустить.
Eesti Vabaõhumuuseum располагается в 8 километрах от центра Таллина на берегу моря. Здесь на 72 гектарах собраны 72 постройки из разных уголков страны, демонстрирующие основные типы сельской и крестьянской архитектуры Эстонии. Кроме того, это просто отличное место для прогулок всей семьей: море, леса, в которых летом растут ягоды и грибы, стилизованные детские площадки и много-много истории.
Конечно, гораздо интереснее исследовать это все самому: заходить в комнаты, разговаривать с "местными жителями", но я попробую рассказать о том, что запомнила сама.
Большая часть построек комплекса объединены в 12 дворов, состав и внешний вид которых зависел от социального положения своего владельца.
Например, двор Сасси-Йаани (Sassi-Jaani) является примером владения крепостного крестьянина, то есть данная земля, как и крестьянин, принадлежала мызе.
Этот комплекс относится к 19 веку и привезен из Западной Эстонии. Наверно, этот двор можно назвать своеобразным предисловием ко всей экспозиции, поскольку на основе него можно ознакомиться с наиболее типовым примером старой крестьянской архитектуры и быта.
Основными частями старых хуторов были жилая рига, амбар, хлев и летняя кухня, которые зачастую располагались в свободном порядке. В данном случае слева от входа был устроен амбар, делившийся на две части: хозяйственную и ремесленную (назовем это так).
Ремесленная часть...
...и хозяйственная соответственно.
Напротив входа располагался хлев, а сбоку от него летняя кухня ("шалаш"). Этот пример привезен с хутора Кырветагузе из деревни Мяэра уезда Харью. Именно она в год основания музея, 1958, стала его первым экспонатом. Этот тип строения был распространен вплоть до начала 20-го века, а эта кухня относится к первой половине 19-го века. Пожалуй, название сооружения говорит само за себя, но стоит заметить, что кроме приготовления еды в ней также стирали.
И, конечно, главная часть хутора - жилая рига.
Этот тип построек начал формироваться в Эстонии примерно 1000 лет назад, когда озимая рожь стала основной зерновой культурой страны. Тогда она выглядела, как однокамерная курная изба с печкой каменкой (вероятно, в ней сушили зерновые). В представленном виде рига впервые упоминается в 1343 году, а к концу 17-го века она стала самым распространенным и комфортным типом жилой постройки в Эстонии.
Традиционная жилая рига представляет собой длинное бревенчатое здание с высокой соломенной или тростниковой крышей (крыша обычно составляла 2/3 высоты всего сооружения). Обычно постройка включала в себя две части: жилая изба и гумно. В жилой части одновременно сушилось зерно, которое потом в хозяйственной части (гумне) перемалывалось. В зимнее время гумно также использовалось как помещение для домашнего скота. С 17 века к риге начали пристраивать сугубо жилые комнаты - каморы.
Всего существовало два основных типа жилой риги: северный и южный. В первом жилое помещение было чуть выше и немного уже гумна, а во втором - составляющие здания были равны (такой тип был распространен в основном на островах и в Северной Латвии).
Кстати, о крышах...на примере этого двора удобно изучать их строения
нижний слой крыши амбара
нижний слой крыши жилой риги
верхний соломенный слой
Кроме того, в этой жилой риге представлена так называемая "дверь мякинника" - типовая дверь крестьянских построек. Такая дверь крепилась к вертикальному столбу, крепившемуся сверху к косяку деревянной петлей, а внизу опиравшемуся в углубление деревянного "пяточка".
Следующий пример чуть более сложны - арендный хутор Кэстриасеме.
В 1856 году в Эстляндии вышел закон, позволявший крестьянам выкупать землю. Но сделать это сразу было фактически невозможно, поэтому теперь уже независимые крестьяне становились арендаторами земли. На плату ренты зачастую уходила большая часть доходов. Тем не менее крестьяне стремились повышать свой уровень жизни: исправлялись существующие здания, добавлялись новые постройки, разбивались сады.
Хутор Кэстриасеме является примером среднего хутора с наделом в 30 га, состоящего из жилой риги, двух амбаров или клетей, летней кухни и хлева.
Как и в предыдущем примере все постройки привезены из разных частей Эстонии. Например, хлев в 1960 году был перевезен из двора Мяэ деревни Луйсте Ляанемааского уезда, где был выстроен в 70-х годах 19 века. Внутри он делился на три части: овчарню, коровник и свинарник.
На одном дворе с хлевом располагалась летняя кухня, которая в данном в случае является копией с оригинала из двора Кээдэлаугу деревни Ахтама уезда Харью.
Вместе с хлевом и гумном кухня огораживала скотный двор, который был отделен от другой части двора ("чистой") забором.
Вокруг чистого двора располагались жилая рига и амбары. В данном случае часть риги (гумно) заходила на "грязный" двор. Зимой в ней держали лошадей и телеги, а осенью мололи зерно.
В отличие от риги в Сасси-Йаани рига Кэстриасеме относится к более позднему периоду развития этого типа построек (конец 19-го века), поэтому имеет более развитую планировку, включающую сени, переднюю камору (главная жилая комната, заднюю камору, мякинник, помещение для кормов и собственно ригу, в которой пекли хлеб, парились и сушили снопы. Появившиеся в 17 веке каморы к 19 веку превратились в постоянные жилые помещения. Полы их были деревянные, окна значительно расширились, а стены зачастую белились раствором глины. Передняя камора чаще всего выступала не только как жилое, но и как рабочее помещение, в то время как задняя была сугубо спальней хозяев.
И вид из сеней
и детали дома
Напротив риги располагались две клети (или амбары), одна из которых была предназначена для хранения одежды (платяные шкафы распространились только на рубеже 19 и 20 веков. Данная клеть была построена в начале 19 века во дворе Юхани деревни Ауде Харюмааского уезда. В ней хранились одежда, ткани, шерсти и прялки, а летом она часто использовалась как девичья спальня.
Вторая клеть этого двора относится к 70-м годам 19 века и использовалась для хранения зерна, муки и молочных продуктов.
В многих дворах встречаются детали, создающие впечатление будто люди живут здесь до сих пор.
Через дорогу от двора Кэстриасеме находится корчма из Колу уезда Харью у дороги Таллин-Тарту (а котором я надеюсь вскоре рассказать), построенная в 40-х годах 19 века. Такие заведения строились помещиками около крупных дорог для обслуживания путников. Обычно корчма включала в себя большую конюшню, помещение для посетителей, где они могли отдохнуть и поесть, господскую камору, жилое помещение корчмаря, кухню, прихожую, кладовые и небольшое помещение очага, вокруг которого организовывались все помещения.
Сегодня здесь также располагается немного осовремененная корчма: вместо конюшни огромный зал со столами, а в господской - стол с компьютером (видимо, местного бухгалтера), на кухне суетятся повара, которые предлагают традиционную еду. Кстати, двери в комнаты с очень затейливыми щеколдами для того, чтобы не было сквозняка. В первый раз я не поняла, как они работают, поэтому долго пришлось ломиться в дверь, пока папа внутри не догадался, что я никогда не сталкивалась с подобными механизмами.
Чуть дальше расположена следующая "ступень" типологии хуторов - выкупленный хутор Кутсари Хярьяпеа, относящийся к первой половине 20 века.
Он был выкуплен в конце 19 века и состоял из 44 га земли (13 га полей в том числе). В данном случае набор зданий двора остается таким же с тем изменением, что гумно, жилой дом и баня теперь полностью отделены друг от друга. Все хозяйственные постройки формируются вокруг "грязного" двора...
а "чистый" с садом и двухэтажным домом отгорожен штакетником.
Баня же стоит в стороне от всех построек у водоема.
Интерьер дома
От дома видны все хозяйственные постройки (слева направо: хлев и гумно)
Совсем рядом расположен еще один арендный хутор - Пулга.
Как и Кэстриасеме хутор Пулга включал 30 га земли, но насчитывал больше построек - 8: жилую ригу, два амбара, хлев, летнюю кухню-баню, кузницу и два крытых сеновала.
Известно, что проживавший здесь крестьянин был освобожден еще в 1816 году, но был вынужден арендовать хутор в связи с запретом на выкуп земли. И даже несмотря на закон 1856 года, хутор был продан только в 1905 году.
Клеть этого двора перевезена из двора Сепа деревни Пудисоо Харюмааского уезда. Она была более сложной конфигурации, чем виденные ранее, и использовалась для хранения и еды, и одежды и рабочего инвентаря.
Жилая рига (слева), амбар (справа) и хлев (на заднем плане)
Элемент жилой риги
Хлев и сеновал
Кузница и часть летней кухни
Чуть в стороне стоит баня из двора Пунга деревни Койла, построенная во второй половине 19 века (относится к комплексу Кутсари).
А совсем рядом с морем расположен рыбацкий двор Аарте конца 19 века, привезенный из деревни Вирве с полуострова Юминда. Это был небольшой хутор, всего 3-4 га, для обработки которого нанимали лошадь. Обычно крестьяне-рыбаки не нуждались в больших пахотных землях, поскольку обменивали рыбу на все необходимое, поэтому и необходимость огромного двора отпадала.
Данный двор включает в себя всего 5 построек: жилую ригу, амбар
хлев
и два сарая для сетей.
Жилой дом Аарте, как и многие дома мыса Куусалу объединяют в себе принципы строительных традиций Эстонии и Финляндии. В данном случае вход в дом был оборудован с двух сторон сооружения. Сени делили здание на две части: хозяйственную (поменьше) и жилую. Все двери были очень низкими,вероятно, для того, чтобы удерживать тепло.
Сараи для сетей, построенные в начале 20 века в деревне Эйсма Ляане Вирумааского уезда.
Вот, кстати, и море...
а мы дурачимся
По всей территории музея "раскидано" множество мельниц. Например, одна из них, мельница-столбовка, с хутора Пихламаа деревни Уленди с острова Хийумаа. Она датируется 1860-м годом, и известно, что она использовалась вплоть до конца 30-х годов.
Кроме нее в музее собраны мельницы из Натси...
Саарте
и Калма.
Следующий хутор отличается от предыдущих более частым использованием камня. Это хутор Рооста (конец 18 века, пожалуй, самый старый пример во всем музее) с каменистого острова Сааремаа. Традиционно дворы на Сааремаа обносились невысокими каменными оградами. На территории этого хутора располагались амбар, хлев(отделенный деревянным забором), баня (частично выполненная из камня)...
жилая рига (состоящая из гумна и жилой части; деление видно по положению заборчика), летняя кухня и моленный дом братства гернгутеров, появившегося на этом острове (впервые в Эстонии) в .18 веке.
Напротив воспроизведен хутор Колга с острова Хийумаа. Благодаря расположению и особенностям острова крестьяне могли заниматься и земледелием и рыболовством. Остров был культурным посредником между Эстонией и Скандинавией. Двор включал в себя 50,9 га земли, которые были разделены оградами в зависимости от назначения. Всего комплекс насчитывал семь сооружений: жилую ригу, амбар, летнюю кухню-баню, кузницу, погреб, колодец и большое объединение хозяйственных помещений в форме буквы L.
На первом плане - погреб, на втором - амбар, на заднем - летняя кухня.
На переднем плане - погреб, за ним - жилая рига и вдалеке - кузница.
Чуть поодаль расположился хутор Юри-Яагу с острова Муху, в зданиях которого в основном использован камень.
И несколько видов без привязки
Рядом с Колга обустроен хутор малоземельного крестьянина Яагу, относящийся к концу 19 века. Этот двор небольшой двор (9га) также привезен с острова Муху. Известно, что в 1860-х годах его отделили от государственного поместья отставному солдату. Двор включает в себя всего три постройки: жилую ригу, амбар и сарай (справа налево).
Для того, чтобы прокормить семью в условиях, диктуемых островной природой, островитяне часто уезжали работать сезонниками на материк, а в зимний период чаще всего зарабатывали столярным делом или валили лес.
И если уж говорить о лесе, то можно немного прогуляться по нему.
Помимо крестьянских хозяйств на территории музея представлен и ряд общественных построек. Например, часовня Сутлепа, которую относят к 1699 году. Она была построена в деревне Сутлепа в Ляэнеском уезде как приписная церковь к приходской церкви Ноароотси.
Удивительно, как в этом здании соединились особенности традиционной крестьянской архитектуры и небольшие барочные детали. К барокко относят и деревянную кафедру, выполненную деревенским столяром Клингбергом, и алтарный стол с решеткой и подставку для крестильной купели.
На стене около двери сохранилась коробка для пожертвований, в которую можно было кидать деньги через отверстие в стене.
Совсем рядом с часовней располагается дом бывшей усадьбы основателя музейного комплекса, в котором теперь находится руководство музея.
Еще одной общественной постройкой можно считать пожарный сарай, построенный в 1928 году и перевезенный сюда из деревни Оргметса в Ярваском уезде. Здания такого типа строились добровольными пожарными обществами в 1920-1930-х годах в большинстве крупнейших деревень Эстонии. В них хранились средства пожаротушения, сушились шланги, Зачастую на здании был установлен колокол. В экстренном случае пожарные должны были выезжать на расстояние до 10 км.
Небольшой сельский магазин, похожий по стилю на пожарный сарай, был построен в 1914 году в поселке Лау в приходе Юуру. Этот тип постройки стал появляться в Эстонии в последней четверти 19 века одновременно с выкупом хуторов в собственность. Частный магазин в этом сооружении работал в 20-30-х годах.
Кроме всего в музее также представлена типовая волостная школа. Это здание перевезено из Куйеской волости Ярва-Яаниского прихода. В соответствии с законами в 1866 году мыза должен был предоставить землю, на которой по типовому проекту в 1870-х годах была выстроена школа.
Впервые она заработала в 1878 году и закрылась в 1923 году, после чего стала жилым домом. Как и во многих других странах здание школы включало в себя не только классное помещение, но и выполняло роль жилья для учителя. Функциональные зоны постройки были отделены сенями.
Но под конец вернемся опять к хуторам. Двор ремесленника Сепа - небольшой хутор (10 га) из Выруского уезда, хозяева которого жили за счет кузнечного дела. Чаще всего такие дворы располагались вблизи дороги, что облегчало доступ к кузнице.
Кузница представленная здесь перевезена из владений кузнеца Яана Мыыка, куда была ранее перевезена, вероятно, откуда-то из Казаритсаской волости.
В действительности я рассказала примерно про 4/5 музея. Дальнюю часть мы не успели посетить по времени, поскольку, на мой взгляд, совершили небольшую ошибку. Утро мы посвятили походу в местный зоопарк. И честно, с моей точки зрения, просто потеряли время. Вероятно, мы попали не в лучшее время, потому что было ощущение того, что в теплое время здесь лучше...гораздо. Но в холодное (хоть на дворе и май) в зоопарк, думаю, лучше не соваться. И, к сожалению, так и не вышло увидеть нормально Пириту (только из окон туристического автобуса). Но зачастую приходится делать выбор. И это значит только то, что в этот город стоит вернуться!
P.S.Возможны проблемы с написанием эстонских названий, но очень сложно сделать это правильно без знания языка, поэтому приходится опираться на источники, которые тоже могут ошибаться.
Комментарии
Отправить комментарий