Вундеркинды, которые умерли очень рано
Если почитать истории детей-вундеркиндов, то основная масса признается в том, что они были несчастливы, их заставляли заниматься и у них практически не было детства. Уже в зрелом возрасте они утверждают, что нет никакого смысла в «учебе на скорость» и это сильно влияет на психику ребенка.
Кроме этих историй есть еще более ужасные истории вундеркиндов, которые умерли очень рано…
Павел Коноплев, математический гений: умер в психиатрической клинике
В восьмидесятые годы советские газеты опубликовали несколько статей об этом необыкновенном мальчике. В возрасте трех лет он уже выполнял в уме сложные вычисления. В пять лет уникальный ребенок научился играть на фортепиано, а к шести годам он мог строить графики логарифмических функций. Наконец, в возрасте восьми лет он легко решил физическую задачу об освещенности Плутона.
Имя этого мальчика – Павел Коноплев. Он родился в Москве. Детский нейропсихолог обследовал Павлика, когда ему было шесть лет, и обнаружил, что его IQ составляет 142 (для сравнения, у Стивена Хокинга и Альберта Эйнштейна этот показатель составлял 160). Когда Павел писал письма Деду Морозу, он также читал университетские учебники своей мамы. Его невероятно развитый интеллект был еще более впечатляющим, если учесть, что, сразу после рождения он заразился инфекцией, которая, как опасались врачи, могла сделать его умственно неполноценным.
Еще не достигнув совершеннолетия, Павел изучал математическое прогнозирование с учеными из Московского университета. Сначала над мальчиком подсмеивались сверстники, но вскоре он завел друзей и заслужил их уважение. В восемнадцать лет он стал самым молодым депутатом местного совета на первых демократических выборах в стране.
Однако, у Павла начались эмоциональные срывы и приступы ярости – он даже пытался совершить самоубийство, порезав себе вены на запястьях. В результате родители были вынуждены поместить его в психиатрическую клинику. Врачи так и не поняли причин его психического расстройства. Его лечили тяжелыми психотропными препаратами, чтобы снять напряжение, но это вызвало возникновение тромба, который убил его в возрасте 29 лет.
Саша Путря
Судьбу другого юного дарования Саши Путри (1977–1989) также нельзя назвать радужной. За 11 лет своей жизни юная полтавская художница сумела создать более 2 тысяч работ. В 3 года девочка уже прекрасно писала картины.
Саша никогда ничего не копировала, рисовала «из головы» – родителей, родственников, зверей. Особенно много сюжетов было на тему Индии, восточных танцев, бога Шивы. В 5 лет Саше поставили диагноз «острый лейкоз». Началась тяжелая борьба – осмотры, анализы, больницы. Несмотря на сильнейшие боли, маленькая художница проводила за работой 8–10 часов в день. Перед смертью Саша просила родителей не держать, отпустить ее.
После похорон рисунки Саши Путри увидел весь мир. Всего в десятках стран прошло более 100 её персональных выставок.
Ника Турбина, поэтесса: выбросилась из окна
Ника Турбина опубликовала свой первый сборник стихов «Черновик» в 1983 году, когда ей было всего девять лет. Книга была переведена на 12 языков, а ее общий тираж составил 30 тысяч экземпляров. В десять лет девочка получила награду «Золотой лев» за работу на Венецианском биеннале.
Стихи Ники совершенно не соответствовали ее возрасту. Критики сравнивали ее манеру с произведениями Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Свои первые строки она написала, когда ей было всего четыре года, но в еще более раннем детстве она страдала от астмы и часто не могла уснуть. Ее родные вспоминали, как во время таких бессонных ночей она просила мать или бабушку записать строки, которые, по ее словам, «диктовал ей Бог».
Получив международное признание, Ника ездила в Соединенные Штаты Америки, где она встретилась с Иосифом Бродским. Американские психологи советовали родным показать Нику специалисту, который помог бы ей справиться с мировой славой в столь юном возрасте.
В шестнадцать лет у Ники начали возникать проблемы с психическим здоровьем. Она поехала в Швейцарию и поступила на лечение в психиатрическую клинику в Лозанне, где влюбилась в известного итальянского психиатра, 76-летнего Джованни Мастропаоло и стала его гражданской женой.
Он был в полном порядке, «как в материальном отношении, так и с точки зрения мужской силы – он постоянно принимал гормональные препараты, – рассказывала Ника в одном из интервью. – Он чувствовал себя совершенно комфортно, живя со мной. Мне было всего шестнадцать лет, и он мог вылепить из меня что угодно».
Однако, в Швейцарии приступы Ники становились все более частыми. «Я не могла жить в чужой стране, особенно с ним. Он обращался со мной, как со своей собственностью, и был ужасно ревнив», – вспоминала Ника. А еще год спустя она вернулась в Россию (в Швейцарии она написала лишь одно стихотворение)
Девятилетняя школьница познакомилась с Евгением Евтушенко, который поспособствовал стихотворной «карьере» девочки. Он помогал организовать ее поездки по стране, выступления на поэтических вечерах. Ее называли «поэтическим Моцартом». В 1984 году, благодаря Евтушенко, вышел сборник стихов Ники «Черновик», а фирма «Мелодия» выпустила пластинку с ее стихами. Советский детский фонд выделил Нике именную стипендию; ее работы перевели на двенадцать языков.
Ника собирала аншлаги в городах Союза, Италии, США. В Венеции на фестивале «Земля и поэты» Турбиной вручили престижную премию в области искусства — «Золотого льва». 12-летняя девочка стала второй, после Анны Ахматовой, русской поэтессой, удостоенной этой награды.
В конце 80-х Ника пережила первый творческий кризис. В стране в разгаре была перестройка, мама девочки во второй раз вышла замуж. Ника искала себя: в 1989 году она сыграла роль трудной девочки, больной туберкулезом, в фильме «Это было у моря», согласилась на откровенную фотосессию в «Плейбое». В середине 90-х «прогремела» скандальным интервью, в котором заявила, что Евтушенко ее предал, а позже взяла обидные слова назад, объяснив их юношеским максимализмом.
«Если человек не полный идиот, у него бывает изредка депрессия. Иногда просто хочется уйти, закрыть за собой дверь и послать всех к черту», — говорила Турбина. Она боролась с одиночеством по-своему: убегала из дома, пила снотворное, резала вены. Чтобы самоутвердиться, в 16 лет вступила в гражданский брак с 76-летним профессором из Швейцарии, итальянцем по происхождению. Отношения продлились недолго — Ника вернулась в Москву, где уже почти никто не помнил про «поэтического Моцарта». Она встретила свою первую любовь и, окрыленная, поступила во ВГИК, училась у дочери Александра Галича Алены, которая стала ее подругой. Несмотря на отчаянные попытки вытащить Турбину, ее отчислили за неуспеваемость с первого курса.
После разрыва с любимым человеком, Ника сильно пила, нашла нового мужчину, бизнесмена, но отношения с ним продлились недолго — он поместил ее в психиатрическую клинику, из которой ей помогла выбраться Алена Галич. 15 мая 1997 года Ника спрыгнула с балкона. У нее оказались сломанными оба предплечья, раздроблены тазовые кости, сильно поврежден позвонок. «Сначала даже жалела, что осталась жива: столько боли перенесла, столько разочарования в людях… А потом стала себя ценить, поняла, что я еще что-то могу», — призналась девушка.
В 2018 году была опубликована книга о жизни Ники, в которой собраны свидетельства тех, кто хорошо знал ее. Среди прочего, в книге пишется о том, что мама Ники принуждала ее писать стихи в самом раннем возрасте, просто «выжимала их из нее, как зубную пасту из тюбика».
Надя Рушева, художник: умерла от инсульта
«Я вижу их заранее… они появляются на бумаге в виде водяных знаков, и все, что от меня требуется, это рисовать тушью поверх готовых линий», – так Надя описала свое творчество. Она создавала свои рисунки вообще без эскизов и никогда не пользовалась ластиком.
Рисовать девочка начала в пять лет. В 1964 году, будучи ученицей пятого класса, Надя провела свою первую полноценную персональную выставку как художник-график. Несколько лет спустя она создала иллюстрации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который только что был опубликован.
За свою короткую жизнь Надя сделала около 12 тысяч рисунков: иллюстрации к детским сказкам, к русской классической литературе (около 50 авторов), в том числе и к роману Толстого «Война и мир», а также к сказкам Пушкина. Девочка рисовала много и очень быстро. Однажды, слушая «Сказку о царе Салтане», она создала 36 рисунков.
Жизнь талантливой художницы оборвалась в возрасте 17 лет. Однажды, когда она наклонилась, чтобы завязать шнурок, произошел инсульт. Как позже выяснилось, у Нади было врожденное сосудистое заболевание, о котором никто не знал.
В 1982 году советские астрономы назвали маленькую планету в честь Надежды Рушевой.
Алеша Султанов
Алексея Султанова, родившегося в 1970, все называли юным Моцартом и пророчили ему головокружительный успех. Впервые мальчик коснулся клавиш в год. С двух он мог играть простые мелодии, с пяти – сочинять собственные произведения.
В какой-то момент родители практически перестали выпускать Алешу из-за инструмента, веря, что только изнурительный труд поможет раскрыться его природному дару. Так мальчик лишился детства. К восьми годам вундеркинд уже прекрасно играл Баха, Моцарта, Бетховена, поражая талантом маститых специалистов.
А вот психическое и физическое здоровье ребенка, наоборот, оставляло желать лучшего. В 9 лет у Султанова развилась булимия. В подростковом возрасте психика становилась все более нестабильной – он мог сломать дорогой инструмент в консерватории, нарочно поранить себе руки накануне престижного конкурса.
В 19 лет Алексея признают лучшим из 40 талантливейших пианистов мира. Но парень не мог наслаждаться успехом – его всерьез начал преследовать параноидальный страх смерти. Алексей Султанов был уверен, что умрет от инсульта. Так и случилось. В возрасте 32 лет он перенес сразу пять приступов. Гениальный пианист ослеп на один глаз, его частично парализовало. С большим трудом он частично восстановился, но прожил после этого всего 4 года.
Комментарии
Отправить комментарий