Зачем вскрыли воздушные консервы Антарктики?
Роберт Ли Хотц – колумнист The Wall Street Journal, дважды финалист Пулитцеровской премии, директор Alicia Patterson Foundation, финансирующего независимую журналистику по всему миру, автор книги «Designs on Life, Exploring the New Frontiers of Human Fertility», трижды путешествовавший на Северный полюс, прочитал на площадке TED лекцию «Антарктида – машина времени». Приводим текстовую версию этого выступления и в конце саму лекцию с русскими субтитрами. Выбирайте сами, что как вам удобнее.
Антарктида. Самое высокое, сухое, ветреное и холодное место на Земле. Засушливее Сахары и в некоторых местах холоднее Марса. Лед Антарктиды ослепляет, поэтому первым путешественникам приходилось втирать в глаза кокаин, чтобы избежать этого эффекта. Общий вес льдов таков, что весь континент находится ниже уровня моря. Льды Антарктиды – это календарь климатических изменений. По ним можно судить о ежегодном росте и уменьшении объема парниковых газов и о температуре – с начала прошедших ледниковых периодов. Для Земли это уникально, больше такое невозможно нигде. И именно в Антарктиде ученые изучают прошлое планеты, чтобы найти предпосылки будущих климатических изменений.
В январе прошлого года я отправился в место, которое называется WAIS Divide, около шестисот миль от Южного полюса. Многие говорят, что это лучшая точка на планете, чтобы изучать историю климатических изменений. Здесь ученые работали, чтобы найти ответ на главный вопрос о глобальном потеплении: какова на самом деле взаимосвязь между уровнем парниковых газов и температурой планеты? Мы знаем, что температура растет и постоянно бьет рекорды наблюдений за предыдущие годы. Мы также знаем, что растет количество парниковых газов. Чего мы не понимаем, так это сиюминутного влияния этих изменений на естественные климатические явления: ветер, океанические течения, количество осадков, формирование облаков – вещей, которые воздействуют на здоровье и самочувствие миллионов людей.
Эй, бармен, мне время со льдом!
Весь лагерь был переправлен на 885 миль от станции Мак-Мёрдо, главной американской базы снабжения на побережье Антарктиды. Сам WAIS Divide – это, по сути, несколько палаток в снегу. Ученые выбрали это место именно потому, что снег здесь выпадает в десять раз быстрее, чем где-либо в Антарктиде.
Но под ледяной поверхностью происходит настоящая индустриальная активность, центр которой – оборудование для бурения ценой восемь миллионов долларов. Периодически это оборудование, подобно игле для биопсии, погружается на тысячу футов в глубину, чтобы извлечь газы и изотопы для исследований.
Десять раз в день ученые извлекают десятифутовый цилиндр сжатых кристаллов льда, содержащих чистый воздух и следы химических веществ, сохраненные снегом за тысячу лет. Практически – машина времени. |
Ученые готовили этот цилиндр для изучения и анализа: им занимались 27 лабораторий в Америке и Европе, изучавшие его на предмет наличия следов 40 химических компонентов, имеющих отношение к климату. На месте цилиндр делили на трехфутовые части для легкой транспортировки в эти лаборатории, которые находятся на расстоянии 8000 миль от точки бурения. Каждый цилиндр – это своеобразное парфе времени.
Воздух древности. Дышать нельзя, изучать
Лед, сформировавшийся 15 800 лет назад, разделенный в поперечном сечении, оказывается мозаикой цвета. Каждая цветовая часть показывает, какое воздействие имели условия на глубине, где давление достигает тонны на квадратный дюйм. Каждый год, копая свежий снег, мы можем увидеть, как этот процесс продолжается и теперь. Эта стена нетронутого снега показывает страты зимнего и летнего снега, слой за слоем. Каждая буря раскидывает по снежному покрову пыль, сажу, следы химических веществ год за годом, тысячелетие за тысячелетием, создавая подобие периодической таблицы, которая к настоящему времени достигает 11 тысяч футов в толщину. Благодаря ему мы можем узнать массу вещей.
Мы можем найти кальций из пустынь мира, копоть далеких лесных пожаров, метан как признак силы тихоокеанского муссона. Все они принесены ветрами более теплых широт в это отдаленное холодное место. |
Самое главное, что в этих цилиндрах заточен воздух. Каждый из цилиндров приблизительно на десять процентов состоит из древнего воздуха – временная капсула парниковых газов – диоксида углерода, метана, закиси азота, – нетронутого с того момента, как выпал снег. Это и есть главный объект исследований. Но разве мы недостаточно знаем о парниковом эффекте? Зачем нам дальше его изучать? Разве мы не знаем его воздействия на температуру? Последствий изменений климата для нашей цивилизации? Правда в том, что мы видим лишь контуры. А то, чего мы полностью не понимаем, мы не можем исправить. И рискуем сделать хуже. Возьмем самую успешную попытку помощи окружающей среде ХХ века – Монреальский протокол. По его условиям нации согласились отказаться от разрушающих озоновый слой веществ, которые использовались в кондиционерах, холодильниках и других охлаждающих устройствах. Мы запретили эти вещества и заменили их другими, которые оказались еще более мощными теплоулавливающими парниковыми газами, чем диоксид углерода.
Необходимо было вести работу с этим льдом крайне осторожно. Ученые должны быть уверены, что он ничем не загрязнен. Тем более нужно следить, чтобы в путешествии на 8000 миль лед не растаял. Нужно быть уверенным, что лед всегда будет иметь температуру не выше –20°С, в противном случае ключевые элементы в нем растворятся. В Антарктиде ученые работают внутри холодильника. Пока они переносят лед, запасная пара перчаток разогревается в духовке.
Долгое время Антарктида была слепым пятном на нашей карте мира. Первые путешественники нашли место, где обычные правила времени и температуры замерли, где лед оказался живым существом.
Ветер, который дует над ним, наделил этот лед голосом. К нему стоит внимательно прислушаться. |
Бонус
Глобальное потепление – далеко не единственная проблема, стоящая перед человечеством. Вот ролик о недостатке на Земле свежей воды: кто в этом виноват и как с этим бороться?
Цитата
Многие думают, что причиной недостатка свежей воды является ее безответственное расходование отдельными индивидами, которые, например, не выключают воду, когда чистят зубы или принимают очень долгий душ. Многие также полагают, что положить конец недостатку воды можно, изменив собственные привычки. Но глобальный недостаток свежей воды не начинается и не заканчивается в вашей ванной. Расход воды в домашних условиях ответственен всего за 8% ее глобального потребления.
Комментарии
Отправить комментарий