Жители Юго-Восточной Эстонии предпочитают горючее в канистрах
Жизненная позиция. Для жителей периферийных регионов использование дешевого российского топлива является нормой. Но ограничение бизнеса с акцизными товарами не вызовет социальную катастрофу.
Прогуливаясь по поселку Вярска в Пылвамаа, на большинстве машин под крышкой бензобака можно увидеть потеки, которые появляются, когда бензин или дизтопливо заливают из канистры. Это указывает на то, что тамошние автовладельцы пользуются горючим, привозимым из России.
Может ли ограничение ввоза акцизного товара привести к социальной катастрофе? Скорее всего, нет.
В беседе с журналистом волостной старейшина Вярска Рауль Кудре признался, что его порой тоже охватывает соблазн купить дешевое российское топливо. Ведь все местные знают, кто и где в поселке его продает. «Я и сам иногда думаю, что… Когда цена на горючее подскочила выше 1,5 евро, то я подсчитал, что если возьму 50 литров по цене один евро (местная цена продаваемого горючего. — Авт.), то — черт подери! — сэкономлю 25 евро», — сказал старейшина.
По словам Кудре, люди, живущие в сельской местности, очень практичны. Наш фотограф тут же подсчитал в уме, что если бы он жил в Вярска…
Для Lexus не годится
Тем не менее, Рихо Леопард заправляет свой почти новый Lexus только на местной заправке Mahta Kütus. По словам ее работницы Тийны Кухи, владельцы новых бензиновых автомобилей не хотят портить их российским горючим. Кроме того, у них заправляют свои авто учреждения и фирмы, которые не могут позволить себе сомнительных коммерческих дотаций.
Владелец Lexus Леопард тоже считает, что российский бензин может испортить машину. «Дизтопливо из России тоже зачастую бывает грязным — посредники иногда смешивают его», — добавил он.
Но жизнь есть жизнь, и, по словам Кухи, из десяти жителей Вярска в лучшем случае двое покупают горючее для своих автомобилей по отечественным ценам.
А как в Вярска обстоят дела с водкой и сигаретами? Заведующая местным магазином A&O Кейу Палумаа — одна из немногих, кто от всей души надеется, что план об ограничении ввоза акцизного товара до одного раза в неделю будет осуществлен.
«Ситуация наверняка улучшится, — сказала она. — Некоторые клиенты, покупающие сигареты, уже вернулись, поскольку теперь разрешается провозить только две пачки. Но, конечно, есть и такие, кто тайно провозит больше».
Из разговора с жителями Вярска выяснилось, что введение запрета на ввоз акцизного товара сильно беспокоит местных жителей. «Если бы у нас горючее не было таким дорогим, никто не стал бы привозить его из России», — сказала одна женщина, пожелавшая сохранить анонимность.
Айта Лоде и Валерий Лабе вышли из магазина и направились к своему автомобилю Volkswagen Passat. По словам Лоде, привезенное из России горючее для многих является источником дохода. «Пусть государство создаст людям более благоприятные возможности для жизни, тогда они, может, и перестанут ввозить акцизные товары», — сказала она.
Лабе добавил, что в свой автомобиль он российский бензин не заливает. «Из-за этого у моей машины накрылся катализатор», — пояснил мужчина. Однако для трактора он брал российское дизтопливо, и оно оказалось пригодным.
Лабе подтвердил, что торговля акцизными товарами для многих является важным источником дохода. Лоде уточнила, что для многих дедушек и бабушек продажа водки и сигарет стала существенной добавкой к пенсии.
Заведующий отделом Лыунаского налогово-таможенного центра Тоомас Раат сказал, что за сутки в Лухамаа и Койдула границу пересекают 450-500 автомобилей, половина из которых ездит в Россию чаще четырех раз в неделю. С такими интервалами для другой работы остается очень мало времени.
Правда, большинство проезжающих через Лухамаа сейчас составляют латыши, поскольку Латвия ввела жесткие ограничения на провоз акцизных товаров, и теперь наши южные соседи пытаются продолжить свой бизнес через Эстонию.
Зарплата депутата
В целом можно сказать, что на юго-восточной границе провоз акцизного товара является основным источником дохода как минимум для двухсот эстоноземельцев. Однако за теми, кто занимается этим бизнесом, стоят их семьи, поэтому число людей, непосредственно зависящих от бизнеса с акцизными товарами, может доходить до пятисот.
По мнению главного констебля пограничного пункта Лухамаа Имре Сяре, следует отличать местных жителей, которые торгуют горючим, от тех, кто привозит его для собственных нужд.
«Большинство просто покупают более дешевое топливо», — сказал он и добавил, что за горючим ездят не только из приграничных волостей.
«Много людей приезжает из Валги, Выру и Тарту, — пояснил он. — В волости Вастселийна наберется с десяток таких семей, доход которых полностью зависит от торговли акцизными товарами. Но обычно у людей есть и какая-то основная работа».
Сяре сказал, что встречаются и такие бизнесмены, которые покупают автомобили и нанимают водителей. По его словам, для перевозки горючего один валгаский предприниматель купил пять или шесть больших американских микроавтобусов. «Он имеет очень серьезный доход, его месячная прибыль может достигать зарплаты депутата Рийгикогу», — сказал он.
По мнению Сяре, ограничение ввоза акцизных товаров до одного раза в неделю вряд ли сильно обострит социальные проблемы, ведь люди смогут один раз в неделю привозить товары для личных нужд.
Комментарии
Тоомас Раат
Заведующий отделом организации таможни Лыунаского налогово-таможенного центра
Пограничные пункты Лухамаа и Койдула за сутки проходят 450-500 транспортных средств, из них 50 процентов пересекают границу более четырех раз в неделю.
Своеобразный рекорд — 14 раз в неделю. В основном речь идет о перевозке топлива. Если сигареты разрешается перевозить через границу в пределах двух пачек в день, то в отношении горючего ограничений нет. Таможня хоть и отмечает наиболее часто пересекающих границу лиц, однако сейчас у нее нет никаких возможностей для вмешательства.
Налогово-таможенный департамент сделал Минфину свое предложение по изменению ситуации путем пересмотра законодательства.
Вольдемар Линно
Начальник таможенного пункта Нарвы
У нас границу проходят в среднем 216 лиц за час. Активное пересечение границы не прекращается даже ночью.
Самые расторопные успевают совершать четыре перехода в течение двух часов. Среднестатистический пересекающий границу пешеход — житель Нарвы, преимущественно представитель малообеспеченной семьи.
Маленькая, но надежная ниша
Проворный пожилой господин с довольно неприметной наружностью появляется со стороны России с полиэтиленовым пакетом, очертания которого выдают наличие в нем литра водки. Видимо, в пакете лежат также две или более пачек сигарет. Через четверть часа этот же пожилой господин снова появляется на пограничном пункте Койдула, чтобы опять отправиться в Россию.
Точно так же поступает одна дама среднего возраста, которая, видимо, целый день снует между Эстонией и Россией. Ходить в соседнюю страну, конечно, не запрещается, однако приносить оттуда сигареты и водку можно только один раз в день.
На самом деле таможенные служащие не в состоянии проконтролировать в Нарве или в юго-восточной Эстонии подобных челноков пенсионного возраста. Самое большое наказание для них — конфискация акцизного товара или назначение за него таможенной пошлины.
Происходящее на таможенном пункте Койдула по-своему абсурдно.
Почему среди пересекающих границу в течение получаса автомобилей львиную долю составляют универсалы марки Volkswagen Passat или американские микроавтобусы с очень вместительными баками для горючего? За рулем сидят модные молодые парни, пожилые господа и женщины средних лет. Бизнес с акцизным товаром в Юго-Восточной Эстонии охватывает представителей всех полов и поколений.
Пешком границу пересекают в основном люди постарше. Заведующий отделом организации таможни Лыунаского налогово-таможенного центра Тоомас Раат признается, что подобные неоднократные пересечения границы дедушек и бабушек невозможно зафиксировать в полной мере.
«Мы должны составить контрольный акт, что человек один раз уже приносил сигареты и водку, — отмечает он. — А когда он придет в следующий раз, товар уже может подлежать налогообложению».
Комментарии
Отправить комментарий