Зимний Таллинн
Конечно трудно найти в Нарве человека, который бы не был в столице нашего государства. Но верно и то, что зимой в туристических целях, так сказать, наши горожане там бываю намного реже, нежели летом. Посему давайте полюбуемся зимним Таллинном. Смотреть мы на него тоже будем глазами туриста из России.
Из балтийских столиц Таллин самый картинный. Таллин зимой - не только картинный, но и сказочный. Новогоднее путешествие погрузило нас на шесть дней в почти нереальный мир. Погода этому способствовала: мы приехали в город под ливнем, который сменился туманом, а затем снегопадом, а затем было солнце, морозная дымка и снова низкие тучи...
Глядя на карту Таллина, удивляешься малости площади его средневекового центра по сравнению с общей площадью города. Кажется, что Старый город (Vanalinn), даже вместе с Вышгородом (Toompea) - это крошечный пятачок. Но, попадая на картинно изогнутые - не только вправо-влево, но и вверх-вниз - улочки, понимаешь, что масштаб карты не отражает масштаба восприятия городского пространства. Оказывается, что современный Таллин расползся вширь, а средневековый затягивает вглубь, как воронка. Такого несоответствия и контраста в той же Риге нет: старый город ее проецируется лучами вовне, у города одна общая логика и общий масштаб. В Риге мне было очень легко ориентироваться, в Вильнюсе тоже, и только в Таллине я, не состоявшийся картограф, регулярно удивлялся, куда это мы вышли - совсем не туда, куда я планировал.
В последний день нашего пребывания в Таллине мы вдруг обнаружили между Ратушной площадью и башней Пикк-ялг крошечную улочку Voorimehe, по которой ни разу не ходили. Волшебным образом только после прохождения по ней все улицы Старого города сложились в моей голове в ясную картину, и он в ней сразу как-то уменьшился. Как раз пора уже было уезжать, а уезжать, все равно, не хотелось, ибо Таллин понравился и даже пронырнул в узкий круг самых любимых городов, куда хочется возвращаться.
Наверно, в белые ночи, или майскими вечерами, или осенью Таллин по-своему красив, но я практически уверен, что в полную силу его атмосферный потенциал раскрывается только в рождественско-новогодние праздники. Для меня, увидевшего город именно в таком преображенном праздничной атмосферой и снегопадом виде, вмиг материализовались не только обобщенные образы североевропейского средневековья, поселившиеся во мне уже в "интеллектуально изощренный" период жизни , но и смутные, сладко-недосягаемые образы, связанные со словом "Таллин" с раннего детства. Уже тогда я знал из маминых рассказов, что там вообще, как в Европе, а Европу я представлял по книжным иллюстрациям, мультфильмам (ну и что, что Карлсон - в Стокгольме - все равно где-то рядом и как-то, видимо похоже, раз Европа такая, и кино (учитывая, что в советских фильмах Европой была Прибалтика, но я тогда об этом не знал): там серые каменные башни с часами, шпили с флюгерами, булыжные мостовые, узкие-узкие улочки, где всегда полумрак. Да, а еще в Таллине есть трубочисты. А еще мама привезла оттуда металлические банки для сыпучих продуктов (они до сих пор живы) - квадратные, красно-золотые в горошек, с надписями на русском и эстонском языках: ТМИН / KOOMNED, ПЕРЕЦ / ROSINAD, СОДА / SOODA и т.д. Да, они пишут латинскими буквами, как в Европе. У них чисто и аккуратно.
Это уже потом на все умозрительные представления наложились реальные картинки - виденные где-то фотографии и киносюжеты. То есть, в Таллин очень хотелось, но были опасения, что вот на карте-то Старый город такой маленький, а я уже много где побывал, и есть риск быстрого постижения с последующим вздохом: "Больше тут делать нечего."
И вот образы материализовались и объединились, и это здорово. Никакого разочарования.
Атмосферность Таллина заключена не в шедевральности, а в общей средневековости, которая доминирует даже в силуэте. Обилие острых щипцов и вообще большое количество готических домов на улицах - тот наполнитель, который и создает настроение, конечно, вместе с башнями и шпилями. И еще хочется отметить дизайнерское дарование таллинцев. Офрмление музеев, ресторанов, витрин, всевозможные фонари, вывески, козырьки, сувениры, которые хочется покупать и покупать (мне стыдно, что мне не стыдно об этом говорить, эта сторона нашего путешествия уже удостоилась внимания atanira вот здесь и здесь), сотни свечей и подсвечников в окнах...
Отснято много, в разном освещении, в разную погоду. Постараемся посепенно виртуально все это обойти и увидеть.
Лучшие панорамы Старого города открываются с двух видовых площадок в Вышгороде - древнейшем укреплении Таллина (о нем будет в следующих постах). Главенствует в них церковь Олевисте (Олафа) XIII-XVI веков со 124-метровым шпилем, который до пожара начала XIX века был еще выше.
Над башней - половина стремительно садящегося солнца. За башней - Преображенская православная церковь (первоначально - католический монастырь Св. Михаила, затем, до петровского времени, шведская гарнизонная церковь), в которой находится замечательный барочный иконостас работы Ивана Зарудного.
Это - другая видовая точка. Помимо Олевисте и Преображенской церкви отсюда видна череда башен Старого города. Это северо-западный участок городских стен XIV-XVI вв., лучше всего сохранившийся. Всего в XVI в. в таллинской крепости было более 40 башен, а ныне только 19 (и то, кажется, не так уж мало) плюс ворота Виру.
Высокая белая башня принадлежит церкви Св. Духа (Puhavaimu) - первой церкви города, в которой начались богослужения на эстонском языке.
Похожая по силуэту башня ратуши (справа) теперь воспринимается из Вышгорода исключительно на фоне современных высоток (что-то вроде таллинского сити).
Эти кадры сняты с лестничной площадки отеля "Виру". Слева - церковь Нигулисте (Св. Николая), за ней почти не виден собор Александра Невского, по центру ратуша, над ней, в Вышгороде - классицистическое административное здание конца XVIII века, за которым виднеется собор, именуемый в русских текстах по традиции Домским, хотя это получается масло масляное, и вообще-то собор посвящен Деве Марии, а по-эстонски обозначается как Toomkirk.
В северной части Старого города, конечно же, Олевисте, а еще выделяются купола православной Никольской церкви.
Это вид на церковь Олевисте с восточной стороны, где реставраторы сфантазировали как бы шведские бастионы XVII века.
Самая необычная башня называтся подобающе - Толстая Маргарита (1529 г.). В ней находится морской музей, и можно выйти на верхнюю площадку.
Перед Олевисте - один (или одни) из самых замечательных готических домов - Три сестры.
Это те самые башни северо-западного участка крепостной стены, которые так хорошо видны из Вышгорода.
После общих видов прогуляемся по улицам талиинского Старого города, чтобы увидеть его основные достопримечательности и просто красивые уголки.
Самый эффектный пятачок - Старый рынок (Vana Turg), от которого под острыми углами отходят улицы. Основное внимание здесь привлекает высокое средневековое складское здание, в котором ныне расположен замечательный ресторан Olde Hansa.
В перспективе площади виднеется один самых красивых готических домов Таллина - т.н. Дом епископа, не избежавший перестроек, которые его явно не улучшили. На фасаде выявлены следы первоначальных проемов.
Чуть в сторону находится ратуша, смотрящая на Vana Turg боковым фасадом, на ктором есть только башня, и больше ничего.
Справа от ратуши еще один готический дом, типичный ганзейско-купеческий, со складскими окошками наверху, в которые с помощью лебедки и выпущенной балки поднимали и затаскивали товары. Камни предпорожья (есть в Таллине такое понятие), конечно, реставрационные. Внутри сохранился подлинный потолок с деревянными балками. Недавно в доме открылся еще один атмосферный ресторан - Glad Estlander (это одна сеть с Olde Hansa, еще у них есть магазин, где можно купить всякие стилизованные под средневековье штучки)..
А это сама ратуша. Основа здания относится вроде бы аж к XIV веку, но в начале XIV и в XVI были крупные перестройки. Башня перестроена в 1630-е, а ее барочный верх появился вообще в 1688, однако Старый Тоомас - знаменитый таллинский флюгер - был на башне еще до этих перестроек, с 1530 года. Нынешний Старый Тоомас - уже третий по счету (второго, 1952 года выпуска , мы видели в городском музее - Linnamuseum).
А это аптека, известная с 1422 года. Была ею все время, и сейчас совмещает торговую и музейную функции. С 1580 и чуть ли не до ХХ века аптекой владела династия Бурхартов.
Через ведущий в арку проулок можно выйти на улицу Pikk (Длинную) - она и впрямь самая длинная в Старом городе. Боком к небольшой площади стоит церковь Святого Духа (Puhavaimu), в основном построенная в XIV веке, хотя ее алтарная часть - это еще XIII век. Церковь двухнефная, с интересным интерьером, в котором сохранился готический алтарь Бернта Нотке (об этом в следующих постах). Часы на фасаде - 1684 год. Верх башни того же столетия, но там есть старейший колокол Эстонии - 1433 г.
А так церковь выглядит со двора, куда мало кто заходит. Справа - как раз древнейшая алтарная часть, первоначально являвшаяся часовней.
Напротив церкви - здание Большой гильдии (1407-1417).
Идем дальше по Пикк. Два вкусных образца модерна оставим для будущих постов и остановимся на площади, где располагался рыбный рынок. Часовню построили русские купцы в начале ХХ века.
Дом братства Черноголовых - первоначально готический, но перестроенный в 1597 в формах маньеризма (или северного Ренессанса - кому как нравится). Резные камни стояли у предпорожья, после ликвидации которого их просто приставили к стене.
А это "Три сестры" (XV в.). В них сейчас отель и ресторан.
Напрашиваются параллели с новгородскими храмами (Спаса на Ильине, Федора Стратилата на Ручью).
Теперь попадаем на вторую после Пикк по длине улицу Старого города - Лай (Lai), что означает "широкая". Вот так вот - не самая длинная, зато самая широкая, что совершенно нетипично для средневекового европейского города. Ширина и неожиданная для нее тишина производят весьма своеобразное впечатление. Главная доминанта улицы - высоченная башня церкви Олевисте (св. Олафа, или Олая по-эстонски). Сама церковь известна с 1267 г. и тогда еще строилась. Предположительно ее закончили в 1330. В начале XV века была полнорстью заменена алтарная часть, получив нервюрные своды, вслед за этим началась перестройка основного трехнефного пространства, завершившаяся в 1519. В итоге получился самый высокий свод в Таллине - 31 метр, и самая высокая башня - около 140 м со шпилем. Шпиль сгорел в 1820 от удара молнии, а новый сделали ниже - теперь общая высота башни 124 м.
По обе стороны на улице Лай стоят средневековые, в разной степени перестроенные дома.
С юго-восточной стороны к церкви Олевисте пристроена в 1513-1523 гг. капелла Девы Марии.
На алтарной стене капеллы находится кенотаф заказчика - купца Ханса Павельса (1516, мастер Хинрик Брабендер из Мюнстера). Тут не очень видно - каменный Павельс отдыхает в нише, внизу.
Средневековые дома на улице Лай.
Вот тут хорошо видно, что один дом сохрагнил аутентичный вид, а другой был перестроен в 1920-30-е годы, и очень даже неплохо.
В этом доме на Лай размещается театр кукол.
Вот что внутри: кухонный угол, где устроена вытяжка, деревянные балки - все подлинное.
Вид на Олевисте с порога этого здания.
Отклоняемся с Лай в сторону городской стены.
А вот средневековый туалет на отходящей от Лай к городской стене улочке Aida. Дырка, как видите, заделана, а так была прямо на улицу.
Возвращаемся на Лай и идем в сторону ратуши. В перспективе видна башня церкви Нигулисте (св. Николая).
Красное здание с кривыми стенами и нарисованными пилястрами - дом А.Д. Меншикова. Знаково: русское - кривое и бутафорское
Подборку солнечых таллинских картинок я завершу церковью Нигулисте и ее окрестностями. Про ее драматичную судьбу расскажу в следующий раз.
Все пустоватое пространство вокруг образовалось после сноса разрушенных бомбардировкой во время Второй мировой войны домов.
Над застройкой улицы Рюютли возвышаются припудренные купола собора Александра Невского в Вышгороде.
Комментарии
Отправить комментарий