«Когда вы выключаете свет, люди начинают красть. Особенно, если им нечего есть.»
13 июля 1977 года солнце садилось за горизонт, грозовой фронт приближался к городу. Серия ударов молний по линиям электропередач, затем перегрузка на сетях, серия коротких замыканий и выход из строя практически всех подстанций. Через час после первого удара, вся электросеть Нью-Йорка была выведена из строя.
Свет погас, лифты не довезли людей до нужных этажей, метро встало. Кризис застал город в самый жаркий летний период, в разгар финансового кризиса, роста бедности, неравенства и паранойи. Не успели погаснуть огни, как начались грабежи и поджоги. За этот период было зарегистрировано более тысячи пожаров и более чем 1600 магазинов было разграблено. В городе начался хаос.
Более 24 часов потребовалось властям для того, чтобы восстановить электросети. За это время было арестовано 3700 человек, а городу был нанесен ущерб в размере 300 миллионов долларов.
Во время аварии 1965 года на улицах царил дух отваги и взаимопомощи. Двенадцать лет спустя атмосфера оказалась не столь доброжелательной. Экономический кризис 1970-х годов привел к обнищанию жителей «чёрных» кварталов Нью-Йорка. Отключение электроэнергии было воспринято ими как возможность экспроприировать имущество зажиточных горожан. В центральных кварталах Манхэттена началось беспрецедентно массовое мародёрство.
«Когда вы выключаете свет, люди начинают красть. Особенно, если им нечего есть.» Эндрю Янг, посол США в ООН
</p>
Грабители нападали на магазины и дома обеспеченных жителей города. Чтобы отвлечь внимание полицейских, мародёры поджигали здания — в городе было зарегистрировано 1077 поджогов, при тушении которых пострадали более ста пожарных. Мэр города объявил чрезвычайное положение, всем полицейским было приказано вернуться из отпусков. За ночь полицией было арестовано 3800 человек (по некоторым данным — даже больше), но это была капля в море: мародёрством занимались более 100 тысяч человек. К тому же арестованных пришлось отпустить: суды не справлялись с работой, а тюрьмы были переполнены.
Беспорядки перекинулись на Бродвей. Зарешёченные витрины просто вырывали грузовиком. Мародёров грабили другие мародёры (по данным медпунктов, огнестрельных ранений было крайне мало, большинство пострадавших было с побоями или порезами).
Впрочем, были и случаи отваги: добровольцы регулировали дорожное движение, шестнадцать оказавшихся поблизости мужчин провернули колесо обозрения в Кони-Айленде, освободив застрявших людей.
Только к вечеру 14 июля энергоснабжение было восстановлено.
В ConEd катастрофу назвали «промыслом Божьим». Также молния вела себя по закону Мерфи: как только ситуацию удавалось нормализовать, гроза выводила из строя очередную ЛЭП.
Было разграблено более 1500 магазинов, общий ущерб от беспорядков оценивается, по разным источникам, в 300 млн — 1 млрд долларов. Владельцам пострадавших магазинов были предложены льготные кредиты. Впрочем, мало кто согласился на них: многие перенесли магазины подальше от негритянского гетто.
Благодаря блэкауту малообеспеченным чернокожим музыкантам удалось заполучить дорогое диджейское оборудование. Впоследствии это привело к расцвету хип-хопа — музыкального стиля, который до этого был известен разве что в Бронксе.
Комментарии
Отправить комментарий