«Когда же ты наконец съедешь?». Люди, которые всегда жили с родителями.
В обществе нет единого мнения о том, во сколько лет надо съезжать из родительского дома. Однако принято считать, что жить с папой и мамой во взрослом возрасте стыдно — это якобы говорит о финансовой несамостоятельности и инфантильности человека. При этом многие все равно предпочитают независимости комфорт, экономию и регулярное общение с семьей.
Журнал The Village поговорил с людьми, которые никогда не покидали родительского дома, и узнал, часто ли они ссорятся с родственниками, как устроена их личная жизнь и каково делить быт с мамой и бабушкой.
Елена, 40 лет, маркетолог
Живет с мамой и сыном
Я из маленького города на Урале с населением 30 тысяч человек. Пока я училась в школе, мы вместе с мамой и бабушкой жили вместе. Посередине комнаты стоял шифоньер, который разделял пространство: с одной стороны зона бабушки, с другой — наша с мамой. Потом мы переехали в двухкомнатную квартиру, где я жила в комнате с бабушкой. Периодически мы с ней ссорились из-за мелочей. Например, я повесила на стену постер c Вайноной Райдер, а бабушка была против, что та на нее смотрит. В то время я постоянно убегала из дома. Жила у подруг по несколько дней.
После школы я поступила в университет в Екатеринбурге. Я не хотела, чтобы мама со мной переезжала, но она сменила работу и поехала за мной. Ей дали квартиру в общежитии, и мы стали жить вместе. Я, конечно, мечтала о самостоятельной жизни, но, с другой стороны, совершенно не сопротивлялась. Наша комната была размером с маленькую кухню: в ней помещалась двуспальная кровать, стол и шкаф. Кухня была общая на этаже, но у нас в комнате была своя плита. Я не занималась домашними делами и все свободное время проводила в библиотеке. Даже в выходные. Домой я приходила только ночевать.
В то же время я наблюдала за своими одногруппниками, которые выходили замуж и даже заводили детей. А у меня все еще был период детства. Когда мама уезжала к бабушке, я приводила гостей. Острую нехватку собственного помещения я почувствовала на третьем курсе, когда у меня начались отношения с молодым человеком. Однажды мама пришла с работы раньше обычного и застукала нас вместе. Она опешила и молча ушла. После этого у нас был серьезный конфликт. Какое-то время я боялась приводить молодого человека домой, но потом мы продолжили встречаться, когда мамы не было дома.
Несколько лет я жила в Екатеринбурге, после чего переехала в Москву, забеременела и быстро осталась одна. Мне нужна была помощь мамы в уходе за ребенком, и мы стали снимать квартиру вместе. Через полгода хозяин сказал, что больше не планирует ее сдавать. Я хотела снимать другое жилье, но мама настояла, чтобы мы купили собственную квартиру в столице. Она продала нашу однушку в родном городе, я взяла ипотеку и купила квартиру в 32 метра.
У нас с мамой заключен негласный договор: она занимается сыном, а я всем остальным. Я люблю сына, но мама водит его по врачам, помогает ему с домашней работой и следит за внешним видом. Она мне говорит: «Вите малы сапоги, нужны новые — сходи в магазин». И я покупаю. Я жила и продолжаю жить по инструкции.
Я лишена многих ролей, которые выполняет обычный взрослый человек. В мои обязанности входит лишь легкая уборка и поход в магазин раз в неделю. Также я занимаюсь всеми финансовыми вопросами.
Уже много лет я отправляю маму и сына отдохнуть на несколько месяцев в теплые страны. На самом деле отдыхаю я сама. Чувствую себя прекрасно, привожу квартиру в порядок и даже готовлю, хотя обычно никогда этого не делаю.
Дома мне хочется закрыться и не думать о том, что кто-то следит, какой фильм я смотрю. МОЕ ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО — ЭТО ВАННАЯ. Я провожу в ней по несколько часов и могу даже заснуть
Мама вмешивается в мою личную жизнь, в мою работу и увлечения. Когда она дома, я не могу расслабиться: я нахожусь под вечным контролем, поэтому всегда нахожу предлог, чтобы уйти из дома. Обычно я еду на работу, даже если мне туда не нужно. Читаю книги или просто занимаюсь своими делами.
Если я нахожусь дома, то никогда не бываю в комнате — только на кухне, потому что там есть стол и ноутбук. Каждый раз, когда на кухню заходит мама, я напрягаюсь. Она, конечно, не заглядывает в мой экран, но может сказать, что я занимаюсь ерундой, и это быстро перерастет в конфликт. Дома мне хочется закрыться и не думать о том, что кто-то следит, какой фильм я смотрю. Мое личное пространство — это ванная. Я провожу в ней по несколько часов и могу даже заснуть.
Я всегда думала, что жизнь с мамой — это временно. Как будто сейчас все не по-настоящему. Я чувствую себя десятиклассником, который оканчивает школу и знает, что впереди его ждет новая непонятная жизнь, полная возможностей и сложностей. В последние два года желание съехать возникает особенно часто. Я каждый день хожу с мыслью, что уже пора бы, но ничего не предпринимаю. Наверное, так люди и проводят всю жизнь с родителями. Даже сын уже говорит, что хотел бы жить со мной вдвоем.
Тем не менее сейчас жизнь налажена, и мне морально сложно ее разрушить. Чтобы съехать, нужен большой стимул — например, встретить человека, который меня выдернет из этого дома. Или если бы моя финансовая ситуация резко изменилась, то меня бы здесь уже не было. Я готова переехать хоть завтра. Хотя я понимаю, что мне нужно будет научиться многим делам, связанным с ребенком.
Мама никогда не поддерживала идею раздельного проживания. Я думаю, она не хочет, чтобы я уезжала, потому что тогда ее жизнь потеряет смысл. Хотя я считаю, если бы мы жили отдельно, наши отношения стали бы лучше. Мы с ней регулярно бы виделись и обедали по выходным. Я не хочу ее полностью исключать из своей жизни, я лишь хочу выдернуть себя из зависимости. Сейчас у меня и дома-то нет, есть лишь место, в которое я прихожу помыться, сменить одежду и поспать.
Я хочу жить отдельно в просторной квартире с высокими потолками и большими окнами, в которой никто не будет чувствовать себя скованным. Чтобы в квартире было много воздуха и не было ощущения тюрьмы. Чтобы в любой момент можно было закрыть дверь и оказаться в одиночестве.
с личной жизнью довольно тяжко. Да, у меня есть отдельная комната, но внутреннее стеснение никуда не денешь. К тому же, ЧТОБЫ ПРИВЕСТИ ДЕВУШКУ ДОМОЙ, ЕЕ НУЖНО ЗНАКОМИТЬ С РОДИТЕЛЯМИ, а не хочется это делать много раз
Антон 36 лет, прораб
(имя изменено по просьбе героя. — Прим. ред.)
Живет с мамой и братом
Наша первая квартира была коммунальной, и, как мне говорила мама, мне там нравилось: мы с папой и мамой жили в одной комнате, у нас было много соседей по квартире, а по общему коридору я катался на велосипеде. Родителям там, конечно, было не особо весело. Так я жил лет до пяти — потом мы переехали в двухкомнатную квартиру.
Площадь квартиры была 54 квадратных метра. В то время у меня родился брат, и нам стало тесновато. У нас практически не было свободного пространства, все было заставлено мебелью: тут большой шкаф, тут двухэтажная кровать, два стола. Когда грузчики вывозили мебель, они сказали, что мебели у нас было столько, сколько бывает в четырехкомнатной квартире.
Отец был довольно деспотичным человеком, и порой в доме стоял крик. В основном он ссорился со мной и с матерью. Брату от этих конфликтов было не очень комфортно — он в них не участвовал, но ему приходилось при них присутствовать. В 2003 году, когда я учился на третьем курсе университета, мы переехали в четырехкомнатную квартиру площадью 100 квадратных метров. Сейчас мы живем втроем: я, мама и брат. И у каждого своя комната.
Я спокойно наблюдаю за тем, что со мной происходит. Никаких кардинальных изменений в жизни я не заметил. Вот брату стало лучше, это да: он себе поставил несколько пианино, электроорган, разные записывающие устройства — у него вся комната забита инструментами. А в моей комнате все довольно аскетично и много свободного места. Есть у меня, конечно, велотренажер и пивной заводик — бочечка на 23 литра. В двухкомнатной квартире я бы не смог себе такое позволить.
Если я хочу позвать кого-нибудь в гости, то мне обязательно надо согласовать это с родственниками. Но меня это не тяготит. А вот с личной жизнью довольно тяжко. Да, у меня есть отдельная комната, но внутреннее стеснение никуда не денешь. К тому же, чтобы привести девушку домой, ее нужно знакомить с родителями, а не хочется это делать много раз. Если знакомишь кого-то с родителями, значит, что у вас все серьезно. В общем, для развития личной жизни такое жилье непригодно.
Я уважаю маму, но у нас равноправные отношения: можем и покричать, и помочь друг другу. Некоторое время назад я не работал и проводил дома 80 % своего времени. Сейчас же я там только сплю и ем. В основном я провожу время в своей комнате или в гостиной. У нас не принято ходить друг к другу в комнаты, мы заходим в гости, только чтобы позвать кого-нибудь. Порядок в комнате или бардак — дело твое.
Уборкой же на кухне и в гостиной занимается мать, если она дома. Она же стирает и гладит, я этим вообще не занимаюсь. Мусор мы выбрасываем вместе с братом. Вообще, мы стараемся помогать друг другу: если родственников надо встретить на машине, то это буду делать я. Если надо принести что-то тяжелое, то иду я или брат. А всякие штуки для стирки и быта купит мать. У нас вообще нет никаких обязанностей в доме.
В идеале я бы хотел, чтобы все жили вместе, но без близкого соприкосновения, чтобы не надо было все время спрашивать, не мешаешь ли ты. Потому что, какого бы размера ни была квартира, через стены все слышно. Дом должен быть с несколькими входами и общей гостиной, в которой бы все собирались. Я хочу, чтобы все друг другу помогали и присматривали за стариками и детьми. В общем, такая клановая жизнь.
При этом МАМА НИКОГДА НЕ УСТУПАЕТ МНЕ, ведь «мама лучше знает, мама уже пожила свое». Я не смогу переделать человека в 61 год
Татьяна, 31 год, администратор проектов
Живет с мамой
У нас двухкомнатная квартира, но раньше нам принадлежала лишь одна комната. В ней жили я, сестра и мама. Посередине стоял шкаф, который разделял пространство на две половины: одна — мамина, другая — наша с сестрой. Так продолжалось лет 15, потом сестра съехала, а еще через пару лет вторая комната стала нашей: в одной живет мама, в другой — я.
В детстве я не испытывала дискомфорта из-за маленькой квартиры. Мама большую часть времени дома проводила на кухне с телевизором, а сестра (она на 10 лет старше меня) редко бывала дома, поэтому комната принадлежала мне.
В университете я училась на заочном отделении и жила в режиме «работа — институт — дом». Да, дома всегда последнее слово за мамой, и она решает большинство вопросов, но и я не безвольный человек. Я путешествую в одиночку, организовываю друзей на какие-то мероприятия и решаю собственные проблемы.
Комната — это мое личное пространство, но периодически мама вторгается в него. Например, она расставляет какие-то вещи по цветам, а я бы выставила по росту. После нее все приходится переделывать. Вся уборка в доме держится на мне, и меня это совсем не напрягает. За продуктами мы ходим либо вместе, либо я одна. Мы едим одинаковую еду, а готовим по очереди.
Конечно, для мамы я всегда ребенок, она отчитывает меня за разбросанные вещи, говорит: «Ты что надела, на улице же холодно!», «Опять черт-те что на голове, иди причешись». Она часто поучает меня — это доходит до указаний, сколько миллиметров должна быть толщина кусочка нарезанной колбасы. Но я стараюсь не обращать внимания на такие вещи. Еще мама просит, чтобы я звонила, если прихожу поздно. При этом я могу прийти хоть в шесть утра, главное — заранее сообщить об этом. Вообще, мы редко ссоримся, потому что я чаще всего иду на уступки. При этом мама никогда не уступает мне, ведь «мама лучше знает, мама уже пожила свое». Я не смогу переделать человека в 61 год.
Я не меняю ничего в квартире без одобрения мамы. Когда мы выбирали на кухню новые обои, мне очень понравился вариант с подсолнухами, а мама выбрала с фиолетовыми цветами. И, конечно, мы купили их. Не стану же я выхватывать у нее рулон из рук. Если мама против, я не могу ей сопротивляться. Мы всю жизнь стираем руками, ведь, чтобы поставить стиральную машинку, нужно пожертвовать маминым шкафчиком — она к этому не готова. Или другой пример: я давно хочу завести собаку, а мама категорически против любых животных в доме. Она говорит: «Вот выйдешь замуж, будешь жить отдельно — хоть 10 собак себе заводи».
Меня спасает, что мама часто уезжает: летом в Сочи к бабушке, а зимой в загородный дом к племяннице. Во время ее отъездов я расслабляюсь: не так пристально слежу за чистотой, могу ходить по квартире без всего, могу есть на кровати. Наверное, если я поем в комнате при маме, ничего страшного не произойдет, но пару философских мыслей о том, как должны вести себя приличные девочки, я гарантированно выслушаю.
Со временем я стала замечать, что перенимаю поведение и черты характера мамы, причем далеко не всегда мне это нравится. Мама такой человек: она всегда всем недовольна. И я понимаю, что в последнее время тоже так отношусь к жизни: все время все критикую. Или другой пример: отношения к противоположному полу. Я росла с мамой-одиночкой, и неудивительно, что мое мнение о мужчинах и отношениях во многом совпадает с ее. При этом отсутствие собственного жилья никак не влияет на мои отношения с мужчинами. В конце концов, есть много других вариантов, например гостиницы.
Образ успешного человека не предполагает жилье с родителями, многие считают это чем-то стыдным. В обществе действует сильный стереотип: если ты не придумал, как жить одному, то ты неудачник. Я так не считаю, но, конечно, не очень хорошо, что я до сих пор не живу с мужчиной.
В последнее время у меня все реже возникает желание съехать. Да, я чувствую себя немного ущемленной со стороны мамы, но это терпимо, и меня все устраивает. Снимать квартиру, имея собственное жилье в Москве, глупо с финансовой точки зрения, а купить себе квартиру в районе Кунцево просто невозможно.
Буквально несколько недель назад я нашел неплохую студию и СОГЛАСИЛСЯ НА ПЕРЕЕЗД, НО В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ ВСЕ ОБОРВАЛОСЬ. И, честно говоря, я выдохнул
Борис, 26 лет, юрист
Живет с братом, двумя сестрами и родителями
Мы живем вшестером. В нашей квартире четыре комнаты: сестры (девяти и 20 лет) живут вместе, я — с 16-летним братом, родители в своей комнате. Еще есть гостиная и застекленная лоджия, в которой сестра делает уроки. Места нам хватает.
Мы с братом живем в симбиозе. Не помню, чтобы мы ссорились из-за пространства. Правда, мне не нравится, когда он без спроса трогает мой компьютер или берет провода зарядки. Еще бывает, что я злюсь из-за разбросанных вещей, хотя я и сам в этом деле не ангел.
По будням я прихожу домой поздно и практически ни с кем не общаюсь. Вообще, я люблю бывать дома — в основном играю в компьютерные игры или смотрю какой-нибудь сериал в комнате. Родители контролировали меня, пока я учился в школе. Потом у них родился ребенок, потом еще один, и им явно было не до меня. Я всегда был сам по себе: сам готовлю, иногда и других детей кормлю, сам себя обеспечиваю и помогаю родителям финансово. За мной только стирают и иногда готовят.
А вот с чистотой в доме проблемы. Родители измотаны работой, поэтому уборка квартиры держится на мне и брате. Окна нашей комнаты выходят на ТТК, и убирай не убирай — через пару дней все равно будет пыль. Масштабную уборку нужно проводить раз в неделю в выходные. Я предлагал нанять уборщицу, но родители не одобрили мою идею. Я часто заставляю брата убираться, а сам отлыниваю. Нехорошо, конечно, отдает дедовщиной. Меня напрягает, что родители контролируют меня, но их прессинг не настолько силен, чтобы я активно искал другое жилье.
Заработок позволяет мне жить отдельно, и я посматриваю объявления о съемных квартирах, но не очень активно. Если в фейсбуке вижу хорошее предложение, то откликаюсь. Буквально несколько недель назад я нашел неплохую студию и согласился на переезд, но в последний момент все оборвалось. И, честно говоря, я выдохнул.
Главный минус проживания с родителями — я не могу никого привести в гости. У меня есть друзья в Японии, и если они приедут, то мне просто некуда будет их положить. Шесть человек — это максимум, сколько вмещает наш дом.
Мне комфортно жить с родителями, и именно комфорт удерживает меня от переезда. Большинство моих друзей живут самостоятельно, кто-то уже давно женился, а я вот по-прежнему одинок. В глубине души я понимаю, что без родителей и семьи мне будет грустно, поэтому я жду, когда найду девушку, с которой мы будем жить вместе.
Мама, конечно, выпихивает меня из квартиры — говорит: «Когда же ты наконец съедешь?» Хотя я уверен, что если уеду, то ей будет грустно. Просто она считает, что так будет лучше для меня. Жизнь с родителями похожа на курение, то есть на привычку, которую тяжело бросить. Но я уверен, что рано или поздно это произойдет.
Комментарии
мамы ломают судьбы своих детей, не давая им достичь семейных и личностных высот, когда живут вместе со своими детьми в столь зрелом возрасте
кхм...маме надо вежливо свалить в дом престарелых?
Отправить комментарий