«Прогресс М-27М» потерян
Что ж, чуда так не произошло – связь с «Прогресс М-27М» так и не удалось восстановить, и уже официально корабль признан потерянным. Что конкретно произошло с космическим грузовиком пока точно непонятно – в разных источниках пишут о том, что за ЦУП перестал получать телеметрию то ли за 1.5 то ли за 3 секунды до отделения «Прогресса» от ракеты носителя и ЧП произошло на этом этапе. Также появлялись сообщения, что корабль израсходовал практически все топливо двигателей системы ориентации которые и закрутили его. В дополнении ко всему представители Объединенного центра космических операций базы Ванденберг сообщили, что обнаружили 44 обломка неизвестного происхождения на орбите схожей с орбитой «Прогресса» и третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1а».
Без топлива и без связи говорить о каком-то контролируемом сведении корабля с орбиты и затоплении в несудоходном районе Тихого океана семитонного космического грузовика не приходится. В настоящее время «Прогресс» находится на короткоживущей орбите с перигеем в 188 километров и апогеем 260 километров. За счет трения о верхние слои атмосферы орбита корабля постепенно снижается, его падение произойдет в районе между 51.5 градусом северной и 51.5 градусом южной широты. Поскольку процесс не контролируется ЦУПом, куда именно упадет грузовик с трехмесячным запасом еды и воды, сказать сейчас не может никто. Когда именно и в каком районе это произойдет пока что точно неизвестно – в зависимости от источника можно найти информацию о том, что корабль может войти в атмосферу в промежутке между 3 и 11 мая.
Что же могло привести к аварии? Как знамя, которое вез «Прогресс», все же оказалось на МКС?
Напомним последовательность событий, которые произошли во вторник после старта ракеты-носителя «Союз-2-1а» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс» с Байконура. Установленные на I и II ступенях ракеты двигатели РД-107А/РД-108А отработали без замечаний, о чем сразу отрапортовали в ОАО «Кузнецов».
В 10.19 произошло отделение третьей ступени, как всем показалось, тоже успешно. Однако корабль не передал на Землю информации о раскрытии антенн системы «Курс». От него не было вообще никакой информации. Позже при помощи системы наблюдения с Земли было установлено, что орбита отделившегося «Прогресса» километров на 30 превышает расчетную. Это в апогее, перигей сначала держался на отметке 193 км, потом снизился до 123 км. Естественно, ни о какой шестичасовой схеме полета речи уже не шло, «Прогресс» перевели на двухсуточную схему полета, ждали каждого случая, когда он появлялся в зоне видимости, чтобы попытаться запустить систему связи. Но все они были тщетными. «Что с ним происходит, почему он не отвечает — мы сказать не можем, — говорили в Роскосмосе. — Если нет телеметрической информации, мало что понятно и самим специалистам».
Однако потом появилась информация, что у «Прогресса» отказал двигатель. Это стало ясно по видео, которое каким-то образом все-таки смог передать в ЦУП аварийный корабль. На нем Земля мелькала каждые три секунды, что говорило о бешеном неконтролируемом вращении грузовика.
Специалисты до последнего пытались запустить двигатель корабля, — говорит сотрудник ЦУПа, — однако все наши попытки были тщетны. Всем было ясно с самого начала, что во время отделении третьей ступени на орбите что-то произошло. Был хлопок, система вычислительного центра (ЦВМ) просигнализировала об аварии с «Прогрессом».
Несмотря на то что полноценного телеметрического ответа на команды с Земли не поступало, «Прогресс» все-таки выжал из себя небольшое послание, в котором сообщил об отсутствии давления в топливной магистрали. Это совпало с первоначальной версией о странном хлопке: если на «Прогрессе» произошел взрыв или соударение с третьей ступенью, то топливо могло вытечь.
Беседуем с сотрудниками РКК «Энергия». Они также склоняются к версии «о каком-то серьезном воздействии, приведшем к целому набору случайных отказов».
— Такое, чтобы сразу отказали и телеметрия, и система управления, и сбой орбиты, бывает очень редко. Надо искать одну общую причину, — считает один из сотрудников отрасли, — не исключаю, что во время отделения третьей ступени произошел взрыв.
В воронежском КБ «Химавтоматика», где изготавливали двигатель третьей ступени, который мог теоретически привести к аварии, оперативно прокомментировать ситуацию не смогли.
Теперь, когда в ЦУПе уже уверены, что «Прогресс» потерян, о его стыковке с МКС речь уже не идет, к работе приступили баллистики, котором надо высчитать, в каком районе может упасть грузовик. А может, попытаться скорректировать траекторию его падения, чтобы многотонная конструкция не рухнула на населенный пункт.
По просьбе «МК» в Роскосмосе подготовили справку по грузам, которые вез «Прогресс М-27М». Согласно ей, кроме почти тонны топлива, кислорода в баллонах, 420 килограммов воды в баках на МКС, в основном для российского экипажа, летели контейнеры для твердых отходов, мочеприемники, белье, медоборудование, средства личной гигиены.
Одной еды было около 400 килограммов, как пояснили нам специалисты, этой укладки должно было хватить на три месяца. Поскольку следующий «Прогресс» планируется отправить к МКС только в сентябре, россиянам придется серьезно проанализировать свои запасы, чтобы их хватило до следующего подвоза.
На грузовике по традиции доставлялись и средства психологической поддержки экипажа — посылки от родных, комплект фото- и видеоаппаратуры. А поскольку рейс был юбилейным, крайним перед Днем Победы, «Прогресс» вез еще и легендарный символ Победы над фашизмом — копию Знамени Победы, установленного над Рейхстагом в 1945 году.
Однако в среду пресс-служба Роскосмоса распространила информацию о том, что знамя все-таки попало на борт МКС. Оказывается, запасную копию привезли с собой Геннадий Падалка и Михаил Корниенко еще 27 марта.
Комментарии
Отправить комментарий