“Как читают этикетки те, кто не понимает по-эстонски?”
Северо-Восток Эстонии продолжает привлекать западных журналистов, которые, прежде всего, интересуются жизнью людей с серыми паспортами. На прошлой неделе здесь одновременно работали журналист из Италии, телевизионная съёмочная группа из Австрии и фотограф-документалист из Португалии, который побывал также в редакции “Виру Проспекта”.
Подходящей иллюстрацией бурной истории Нарвы для Мигеля Проэнсы оказались кирпичи из коллекции нарвитянина Игоря Курова - свидетели разных исторических периодов. Николай Андреев.
Фотограф из города Порту Мигель Проэнса участвует в проекте Colectivo, в рамках которого фотографы из Португалии делают своеобразные фоторепортажи с границ Европейского Союза. На сайте проекта есть фотографии с внутренних границ ЕС, после появления Шенгенского соглашения оставшихся только на картах, как, например, граница между Португалией и Испанией. Теперь ожидаются фоторепортажи из стран у восточной границы Евросоюза.
Участники проекта снимают портреты людей в их обычной жизненной среде и коротко рассказывают их истории.
В Нарве Мигель Проэнса побывал в гостях у семьи, в которой у мужа серый паспорт, у жены - красный, у одного из детей российское гражданство, у другого - эстонское. Привычная для Нарвы ситуация иностранцу показалось очень странной, и он задавал о ней множество вопросов.
Встречался фотограф в Нарве и с двумя ветеранами Великой Отечественной, которых расспрашивал о войне. Эта тема португальцам практически незнакома, поскольку во Второй мировой их страна не участвовала.
Заметный интерес фотодокументалиста вызвала экспозиция советского времени, расположенная в бомбоубежище под силламяэским ДК. Открытием для португальца стало то, что Советский Союз вынужден был строить бомбоубежища на случай ядерной войны и учить школьников пользоваться противогазами. Заинтересовала его и доступная теперь посетителям музея папка с надписью “Секретно”, в которой собраны планы и схемы эвакуации жителей Силламяэ и работников оборонного предприятия.
Поскольку Ида-Вирумаа - промышленный регион, фотографа интересовали промышленные предприятия: остановившийся Кренгольм в Нарве и современный Molycorp Silmet в Силламяэ. Кренгольмский остров удивил его возможностью сделать уникальные снимки, находясь, фактически, между Россией и Европейским Союзом. Во время экскурсии по Кренгольму Мигель то и дело уточнял, не зашёл ли он по ошибке на российскую территорию.
Molycorp Silmet, помимо промышленных пейзажей, подарил фотодокументалисту неожиданный сюжет на тему межнациональных отношений. Оказалось, что на заводе рабочим трудится его соотечественник по имени Жоау. Как рассказал один из коллег, Жоау не может свободно говорить ни по-русски, ни по-эстонски, но несмотря на это со своими обязанностями вполне справляется. В Силламяэ он приехал вместе со своей подругой-эстонкой.
Другие, привычные нам особенности взаимоотношений людей, говорящих на разных языках, периодически ставили португальца в тупик. Например, он спрашивал, как выбирают продукты в супермаркете люди, которые не понимают по-эстонски. Удивило его и то, что в советское время двуязычные таблички с названиями улиц были в порядке вещей, а теперь - вне закона.
О проблемах русскоязычного населения фотограф расспрашивал также руководителя канала ETV+ Дарью Саар, беседа состоялась в редакции “Виру Проспекта”.
Николай Андреев, "Виру Проспект"
Комментарии
Советский Союз ,вот уж где дружба народов !!! В Нарве где эстонца можно было встретить так же часто, как сегодня негра таблички были на эстонском и русском. Вот вам ответ на вопрос ,почему Россия такая большая и в её составе проживает ,так много народов.
Вы на заводах, фабриках не работали, меньше шляться по улице надо было.Разве ничего не говорят такие фамилии - Кронк, Ида, Тальберг, Урм и много ещё других достойных людей...
Из всех перечисленных знал только Иду.Не повезло учится,когда он был директором 8-й школы.Сам не адекват и женушка такая же, Рыгина Николавна.
А кто это были такие и чем уж суперзнамениты? Рюйтель вот значительно более известен.
Да, было золотое время, когда за "дружбу народов" и прочий нравившийся московским маразматикам из Политбюро КПСС факиншит получали материальные ресурсы и жили покруче метрополии. Хорошо, что закончилось.
Хорошо ну я погарячился негра увидеть можно было реже чем эстонца, но всё равно полтора -два процента от всего населения ,а в наше время два -два с половиной.
Да, с неграми в СССР была напряженка. Не приживались почему-то, мерзли, скорее всего. Даже в этом, бдь, был дефицит.
В Питере и Москве вполне себе были негры, в немалых количествах. В универе им. африканского гомосека Патриса Лумумбы их была чуть не половина от общего количества студентов, хотя толпу негров на улице было, конечно, не встретить.
И негритят после себя пооставляли советским студенткам - дофига и больше.
Насиловали, наверное. А родители несказанно были рады внукам от вождей мумбо-юмбо. Это крупные города, и тогда насчитывавшие миллионы жителей. Тем более спецуниверситеты там были.
португалия не участвовала в войне против ссср это хорошо
О да
Дурачок какой-то малоразвитый приехал. Хотя что хотеть, Португалия на отшибе находится. Там о марокканцах знают больше, чем о рядом находящейся мощной Франции.
Отправить комментарий