”Невероятные волны, ветер, хаос и темнота”. Воспоминания выживших на пароме ”Эстония”.
Ровно 24 года назад, ночью 28 сентября 1994 года, затонул паром ”Эстония”. О своем спасении в передаче Ringvaade вспоминает Андрус Майдре, которому в тот момент было 19 лет. Он и еще три друга совершали увеселительный вояж, и лишь один из приятелей сошел с ним на берег, пишет Delfi со ссылкой на Publik.
Как и сейчас, в то время пользовались популярностью круизы в Швецию. Молодой человек понял, что что-то пошло не так, когда корабль внезапно дал сильный крен.
”Конечно, судно было очень большим, но еще при выходе из порта был сильный шторм. Я особо не выношу плавания на корабле. Была сильная качка, и мне стало плохо. Это случилось около часу ночи, я был в каюте один и только что прилег. Пытался заснуть. Внезапно судно так накренилось, что я упал с кровати. Крен был такой большой, что я решил выйти посмотрть, что случилось”, — припомнил мужчина.
Где находятся друзья, Андрус в тот момент не знал: ”Мы были порознь, я был в каюте один. Не знаю точно, где они были. Один мой приятель спасся, двоим же не повезло”.
”В тот момент я не думал, что все может кончиться фатально. В голове была мысль: я хочу жить. Это заставило меня действовать. Мне повезло, что я был один, не должен был ни за кем присматривать и ждать. Мог заниматься лишь собой”, — рассказал Майдре о возможных причинах спасения.
Поскольку он был 19 летним — молодым и сьльным — быстро выбрался на палубу.
”Выбравшись из каюты, по леснице направился вверх. Крен был уже настолько силен, что последние этажи приходилось уже тянуться до палубы. Все было забито народом, царил хаос. Нужно было много сил, чтобы дотянуться до палубы”, — вспоминает он.
Майдре признал, что поначалу он не осмеливался спрыгнуть в воду.
”Казалось, так высоко, невероятные волны, ветер, хаос и темнота. Помню, что под конец судно полностью легло на бок. Пошел по стенке к корме. Остался стоять на стене вертолетной палубы из плексигласа. Смотрю: один плот надулся, вижу свисающие вревки. Схватился за них, и думал, что вдруг это меня вытащит. Волной выбило это стекло и я повис. Я судорожно схватился за веревку, волна с плотом погрузили меня в воду. Как-то я забрался на плот”.
Несмотря на произошедшее, после мужчина несколько лет пропаботал на этом же маршруте.
”Несколько лет спустя я увидел объявление, что на Estline требуются работники. Я пошел на работу на судно, на ту же линию. Отработал там несколько лет”, — добавил Майдре.
Ночью 28 сентября 1994 года произошло крушение парома "Эстония", следовавшего из Таллинна в Стокгольм. На борту находилось 989 пассажиров, 852 из которых погибло. В живых осталось 137 человек.
”Я добрался до трубы и понял: прыгнуть не смогу”
В 1994 году паром ”Эстония” был очень важен. Он был единственным судном, курсировавшим между Эстонией и Швецией. И многие пользовались им для восстановления контакта с Западом. 28 сентября ночью на его борту скончалось множество эстоноземельцев. Почти у каждого жителя Эстонии есть близкий, знакомый или знакомый знакомого, отдавший жизнь тому сентябрьскому шторму. То, что люди испытывали на борту, представить невозможно.
В те времена всю западное было в цене. И работа на корабле была престижной и хорошо оплачиваемой. Аннели Метсаллик непосредственно перед кораблекрушением собрала основательный альбом о своей работе на ”Эстонии” и передала его родителям. На фото — молодой персонал: позируют на корме, у магазина, пируют по каютам. Всего с тонущего судна спаслись 111 мужчин и 26 женщин. Метсаллик среди них нет. Только тот альбом — как напоминание.
Паром — внушителен: примерно 1 200 кают, 500 мест для автомобилей и места для 1 500 пассажиров. Он был красавец, но в его носу таилась смертельная опасность. Поскольку сам нос был коротким, для визира сделали специальный держатель, чтобы поместилась длинная авторампа. Когда острые волны сдвинули визир с места, отворилась рампа автопалубы, и вода хлынула внутрь судна. Кроме того, короткий нос не был виден с капитанского мостика. Именно эти две причины гибели приведены в окончательном рапорте следственной комиссии. То есть он указывает на то, что в проектировке имелись ошибки.
Судьбоносной оказалась и погода. При шторме на Балтике образуются острые высокие волны. А в ту ночь они достигали аж семи метров! Именно ввиду этого визир начал двигаться, пока и вовсе не оторвался. Официально время ухода на дно — 0:55 — 2:03.
Все выжившие помнят первый серьезный крен. Его время зафиксировано: у одного мужчины — Микаэля Ыуна — в этот момент будильник упал со шкафчика, батарейки — выпали, и время замерло.
”Моя дверь с грохотом отворилась, подушка поползла на стену, и меня охватило чувство, что я встал с кровати не вставая”, — припоминает Ыун. Он положил будильник и фотокамеру в карман и пошел посмотреть, что же происходит.
Выживший Урбан Ламбертссон рассказал, что в тот момент в баре все смешалось. ”Караоке замерло на половине песни. Ведущий пытался утихомирить народ, подбодрить, мол, сейчас начнет заново, но к тому времени в помещении уже была паника”.
Судно дало крен, но в коридорах еще можно было передвигаться. Люди паниковали, на лестницах царил хаос, все лезли по ступеням на этажи повыше. В какой-то момент еле слышно прозвучало на эстонском „Häire, häire, laeval on häire!” (”Тревога, тревога, тревога на судне!” — прим. ред.), но кто спал — не слышал. И их уже было не спасти.
Когда угол наклона составил 45 градусов, передвигаться стало уже невозможно. Перила, за которые люди судорожно хватались, оторвались от стены.
Прыжок в черную вечность
Представьте себя в узком коридоре корабля, и переверните его в уме на бок. Чтобы продвинуться далее, надо пролезть по распахнутым дверям каюты, перепрыгнуть через проходы, которые колодцами устремляются вглубь. Совсем не чудо, что с ”Эстонии” спаслись в основном молодые крепкие мужчины. ”Я был вверху лестниц, надо было как-то забраться выше. От двери, что теперь оказалась наверху, меня отделяла пара метров. Люди вокруг орали и падали”, — рассказал Ыун. Ему удалось ухватиться за ручку двери и подтянуться на верхнюю палубу.
По словам Ламбертссона, прыгнуть в воду было тяжело. ”Начало пропадать электричество, свет замигал. Я видел, как в судно хлынул поток. Я добрался до трубы и замер: в тот момент понял, что прыгнуть на смогу”. Паром становился все темнее, вдали замаячили огни спасательных лодок. ”Тогда паром подал сигнал — бум! — два низких коротких звука. Благодаря им я заставил себя прыгнуть. Я махал руками и орал, прыгая в абсолютную темноту”.
Тех, кто в воде, прежде всего начал спасать финский корабль ”Мариэлла”, прибывший к месту трагедии в 2:12. Потом прилетели несколько вертолетов. Хоть все ближайшие страны и ринулись на помощь, к такому масштабу трагедии не был готов никто. Многие из тех, кто спасся с корабля, умер в спасательных лодках от переохлаждения. Всего было спасено 138 человек. Один из них умер позже в больнице. Самый известный из погибших — солист ”Руя” Урмас Алендер.
В рапорте следственной комиссии, конечно, значится, что причина крушения — ошибки в проектировке, но по факту до сих пор эта тайна окутана мраком. Тут — и подозрения, и теории заговора. Например, весьма основательно исследовалась версия о перевозке оружия, и подозревали взрыв.
Так или иначе — эта беда, коснувшаяся большинство стран, омываемых Балтийским морем, забудется еще очень не скоро.
В Таллинне почтили память жертв гибели парома "Эстония"
В пятницу наступила 24-летняя годовщина катастрофы парома "Эстония", затонувшего в Балтийском море 28 сентября 1994 года. В Таллинне НКО Memento Mare организовало поминальную службу возле памятника у ворот Раннавярав. Паром "Эстония" затонул 28 сентября 1994 года, выполняя рейс Таллинн-Стокгольм. Погибли свыше 800 человек, что стало морской катастрофой с наибольшим числом жертв в Балтийском море в мирное время.
Комментарии
Отправить комментарий