18 глобальных вопросов о будущем человечества
Журнал Scientific American попросил ведущих мировых ученых дать прогноз относительно будущего Земли и ее населения. Вот что они ответили.
1. Есть ли у человечества будущее за пределами Земли?
Мартин Рис, британский космолог и астрофизик: На мой взгляд, массовой эмиграции с Земли ожидать не стоит. Даже на вершине Эвереста или на Южном полюсе у человека будут более пригодные для жизни условия, чем на любой планете Солнечной системы. Нужно решать глобальные проблемы здесь, на Земле. И все же я полагаю, что в следующем веке на Марсе будут основаны несколько колоний — при финансировании частных компаний. Затем человек, возможно, шагнет дальше в космос. Следует пожелать удачи первым переселенцам: для того, чтобы приспособиться к жизни на других планетах, они должны будут прибегнуть к киборгизации и биотехнологиям. Через несколько столетий они образуют новый вид, и начнется эра постчеловека. Путешествие за пределы Солнечной системы будет возможно только для таких постлюдей.
2. Когда и где мы встретимся с инопланетными формами жизни?
Кэрол И. Клиланд, философ и профессор Центра астробиологии при Колорадском университете в Боулдере: Если на Марсе существуют разные микробные формы жизни, это произойдет в течение ближайших 20 лет — при условии, что микроорганизмы красной планеты похожи на земные. Однако если они сильно отличаются от привычных нам — их будет труднее обнаружить. Также не исключено, что марсианские микробы малочисленны и обитают в местах, где их трудно обнаружить исследовательским роботам.
Однако наибольший интерес у астробиологов вызывают Европа и Титан — луны Юпитера и Сатурна соответственно. Европа — это водный мир, где могли развиться сложные формы жизни. А Титан является самым любопытным объектом в Солнечной системе для поисков инопланетных существ. Там много органических молекул, но очень холодно, и вода существует только в виде льда. Если на Титане есть жизнь, она очень сильно отличается от земной.
3. Поймем ли мы когда-нибудь, как устроено наше сознание?
Кристоф Кох, директор и главный научный сотрудник Института Аллена по изучению мозга, член научно-консультативного совета журнала Scientific American: Некоторые философы, мистики и прочие лжеученые утверждают, что никому не удастся понять, как устроено сознание или внутренний мир человека. Однако нет никаких причин разделять эту пораженческую позицию: напротив, есть все основания полагать, что в недалеком будущем наука с математической точностью опишет устройство сознания и его место во Вселенной.
4. Наступит ли момент, когда каждый житель Земли сможет получить необходимую медицинскую помощь?
Радж Пенджаби, соучредитель и генеральный директор благотворительной организации Last Mile Health и преподаватель в Гарвардской медицинской школе: За последние 25 лет мировое сообщество достигло небывалого прогресса в обеспечении равенства в вопросах здравоохранения. Однако жители удаленных уголков планеты по-прежнему не могут получить необходимую им медицинскую помощь. У людей, которые населяют дождевые леса, нет современных средств передвижения и сотовой связи, и получить медицинскую помощь там очень трудно. Кроме того, ее качество является худшим в мире, поэтому там самый высокий уровень смертности на планете.
По данным Всемирной организации здравоохранения, миллиард людей ни разу в жизни не видели медицинского работника, так как живут в глуши. Для того, чтобы справиться с этой проблемой, нужно обучать персонал прямо на местах. Тогда они даже смогут противостоять эпидемиям, таким как вирус Эбола, и оказывать первую медицинскую помощь тем, кого по карантинным соображениям нельзя класть в больницу. Сейчас моя организация Last Mile Health в партнерстве с правительством Либерии содержит свыше 300 медицинских работников в 300 общинах, расположенных в девяти районах этой страны. Однако в одиночку мы не сможем решить эту проблему. Если мировое сообщество заинтересовано в обеспечении равенства в вопросах здравоохранения, оно должно вкладывать средства в обучение медицинских работников, которые смогут добраться до самых удаленных от цивилизации общин.
5. Сможет ли наука о мозге изменить уголовное законодательство?
Патриция Черчленд, философ и нейробиолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего: Судя по всему, функционирование мозга основано на причинно-следственных связях, то есть, его состояние меняется в зависимости от предшествующих условий. Но применить это знание в уголовном праве совершенно невозможно. Возьмем случай с бостонским священником Джоном Джоганом, жертвами которого стали около 130 детей. Если бы мы сказали: «Он не виноват, что у него так устроен мозг, его надо отпустить», то все бы закончилось линчеванием.
6. Каковы шансы на то, что Homo sapiens не исчезнет с лица Земли в течение ближайших 500 лет?
Карлтон Кейвз, заслуженный профессор факультета физики и астрономии Университета Нью-Мексико: На мой взгляд, наши шансы на выживание весьма неплохи. Даже такие серьезные угрозы для человечества, как ядерное оружие и экологические катастрофы, сопровождаемые изменением климата, не уничтожат наш вид целиком. Что же касается главной страшилки о том, что роботы обгонят людей в развитии и решат избавиться от нас, — мы справимся и с этой проблемой. Просто выключим их из розетки.
Генри Грили, директор Центра юридических, биологических и медицинских исследований при Стэнфордском университете: Нет, но секс с целью зачатия ребенка станет намного более редким явлением. Через 20−40 лет мы сможем выделять яйцеклетки и сперму из стволовых клеток, возможно, даже из кожных клеток родителей. Благодаря этому существенно упростится преимплантационная диагностика большого количества эмбрионов, а также генетическая модификация для тех родителей, которые захотят не просто завести ребенка, но и подправить в нем что-нибудь на стадии зародыша.
8. Сможем ли мы когда-нибудь с помощью генной инженерии заменить все ткани человеческого тела?
Роберт Лэнгер, профессор Института Дэвида Г. Коха при Массачусетском технологическом институте: В 1995 году мы с Джозефом Ваканти написали в Scientific American статью о новых достижениях в изготовлении искусственной поджелудочной железы, тканей на основе пластика (таких, как искусственная кожа) и электроники, которая даст слепым людям возможность видеть. Все это уже совсем скоро будет применяться в медицинской практике или клинических испытаниях. Вполне возможно, что в течение ближайших столетий мы сможем заменить любую из тканей в организме человека на искусственную. Создание или регенерация тканей человеческого мозга, которые неимоверно сложны и плохо изучены, потребует огромных исследований. Однако можно надеяться на то, что прогресс в этой области поможет победить такие заболевания мозга, как болезнь Паркинсона и болезнь Альцгеймера.
9. Можно ли избежать «шестого великого вымирания»?
Эдвард О. Уилсон, почетный профессор-исследователь Гарвардского университета: Его можно замедлить, а затем и остановить, если срочно принять необходимые меры. Главной причиной вымирания вида является утрата естественной среды обитания. Вот почему я настаиваю на том, что половина суши и океана должна быть отведена под всемирный заповедник, и в своей книге «Пол-Земли» (Half-Earth) я объясняю, как это можно сделать. Благодаря этой мере и развитию науки о видовой структуре экосистем, которую незаслуженно обделяют вниманием, можно будет открыть и описать около 10 млн существующих сейчас видов. На данный момент мы обнаружили и назвали только 2 млн. В целом, я считаю, что главной научной задачей в этом столетии будет увеличение естественнонаучного знания и описание всех существующих форм жизни.
10. Можем ли мы накормить все население земного шара, не разрушая планету?
Памела Рональд, почетный профессор Центра изучения генома и кафедры патологии растений Калифорнийского университета в Дэвисе: Да. Вот что надо сделать. Сократить потери при уборке урожая, снизить количество пищевых отходов, уменьшить употребление мяса, применить наилучшие технологии посева и обработки почвы. Кроме того, следует информировать потребителей о тех трудностях, с которыми сталкиваются фермеры как в развитых, так и развивающихся странах, и увеличить общественное финансирование исследований и разработок в области сельского хозяйства. Наконец, сделать упор на улучшении социоэкономических и экологических аспектах земледелия, необходимых для создания устойчивого сельского хозяйства.
11. Сможем ли мы когда-нибудь колонизировать космос?
Кэтрин А. Конли, отдел планетарной защиты НАСА: Смотря что имеется в виду под словом «колонизировать». Если понимать под этим, например, высадку роботов, то цель уже достигнута. Если речь идет о земных микробах, которые переживут космический перелет и, возможно, размножатся на другой планете, то, к сожалению, и этого исключать нельзя. Такие микроорганизмы, вполне вероятно, совершили посадку на Марс с космическими аппаратами Phoenix и Curiosity.
Если же речь идет о длительном пребывании людей на другой планете без размножения, то это может произойти в течение ближайших 50 лет. Однако если мы говорим о создании автономной среды, где люди сами смогут поддерживать свое существование при небольшой помощи со стороны Земли (обычно именно это имеется ввиду под словом «колония»), то если это и произойдет, то в очень отдаленном будущем. В данный момент мы имеем очень смутное представление о том, как создать закрытую экосистему, устойчивую к воздействиям извне. Нам предстоит решить множество технических проблем, в частности, вопрос снабжения воздухом. Пока что мы даже не колонизировали мировой океан. А основать колонию в месте, где вообще нет атмосферы, будет намного сложнее.
12. Удастся ли нам обнаружить двойника Земли?
Аки Роберж, астрофизик, которая занимается исследованием экзопланет в Центре космических полетов Годдарда при НАСА: Ставлю на то, что да. Мы выяснили, что в других звездных системах намного больше самых разных планет, чем предполагалось всего пару десятилетий назад. Кроме того, мы обнаружили, что вода — главное условие для возникновения в жизни — встречается в космосе повсеместно. Мне кажется, что природе присуще большое планетное разнообразие, так что должны существовать и планеты, похожие на Землю. Просто нужно продолжать поиски.
13. Будет ли найдено лекарство от болезни Альцгеймера?
Рейса Сперлинг, профессор кафедры неврологии Гарвардской медицинской школы и директор Центра по изучению и лечению болезни Альцгеймера: Я не уверена, что будет найдено средство, позволяющее вылечить болезнь Альцгеймера, но очень надеюсь на то, что в следующем десятилетии появится терапия, изменяющая течение заболевания. Сейчас мы начали испытания профилактических препаратов, которые позволяют осуществить биологическое вмешательство еще до появления клинических симптомов. Новые лекарства позволят отодвинуть наступление деменции на 5−10 лет. Если эта стадия будет наступать хотя бы на 5 лет позже, это позволит на 50% сократить расходы на уход за людьми, полностью зависящими от посторонней помощи. Что еще важнее, многие пожилые люди получат возможность умереть на дискотеке для тех, кому за 70, а не в доме престарелых.
14. Появится ли «умная одежда», которая будет следить за нашим эмоциями?
Розалинд Пикард, основатель и директор Исследовательской группы эмоционального программирования при Массачусетском технологическом институте: Под эмоциями мы понимаем здесь биохимические и электрические сигналы, поступающие ко всем органам нашего тела — например, стресс, который влияет на наше физическое и психическое состояние. «Умная одежда» позволяет нам находить закономерности таких сигналов, характерные для длительных отрезков времени. В следующем десятилетии она сможет предсказывать наше самочувствие — вроде прогноза погоды. Это будет выглядеть примерно так: «Исходя из данных стресса, сна и социально-эмоциональной активности в последнее время, вероятность провести следующую неделю в добром здравии и хорошем расположении духа возрастает на 80%». Однако в отличие от прогноза погоды, с помощью «умной одежды» мы сможем повлиять на будущее и избежать «штормов». «Увеличив время сна до девяти часов и не подвергая себя сильному стрессу, вы на 60% уменьшите вероятность сердечного приступа в течение ближайших 4 дней», — вы сможете получить примерно такой прогноз. Через 20 лет «умная одежда» и данные, получаемые с ее помощью, смогут существенно сократить количество психических и неврологических заболеваний.
15. Узнаем ли мы когда-нибудь, что представляет собой темная материя?
Лиза Рэндалл, профессор теоретической физики и космологии Гарвардского университета: Это зависит от того, чем она является на самом деле. Некоторые формы темной материи могут быть исследованы благодаря их взаимодействию с обычным веществом, которое пока что не удалось обнаружить. О других мы сможем судить на основании влияния, которое они оказывают на другие структуры, например, галактики. Надеюсь, что с помощью экспериментов и наблюдений нам удастся узнать больше о темной материи. Но точной уверенности в этом нет.
16. Сможем ли мы справиться с не поддающимися лечению болезнями мозга, такими как шизофрения или аутизм?
Майкл Газзанига, директор Центра Сейдж по изучению мозга при Калифорнийском университете в Санта-Барбаре: Аутизм и шизофрения не поддаются лечению, потому что неврологи не могут понять, что именно нужно лечить. Некоторые полагают, что дело не в нейронных сетях, а в биохимии, и ответы на решение проблемы нужно искать там. Другие говорят, что необходимо понять, как устроена работа мозга в целом, а не сосредотачиваться на сбоях в отдельных нейронных сетях. Я же, думая о будущем, вспоминаю слова нобелевского лауреата Чарльза Таунса, который сказал что самое прекрасное в новой идее это то, чего вы не знаете.
17. Приведет ли развитие технологий к тому, что исчезнет необходимость проводить испытания лекарств на животных?
Дональд И. Ингбер, основатель и директор Института биологической инженерии Уисса при Гарвардском университете: Если подтвердятся клинические исследования о том, что «органы на чипах» являются надежной технологией и одинаково воспроизводят сложную физиологию человека в не связанных между собой лабораториях в различных странах, мы сможем постепенно заменять животных такими чипами. Кроме того, чипы позволят применить новые подходы в фармакологии — такие как разработка лекарства для нужд конкретного пациента или группы людей.
18. Сможем ли мы когда-нибудь точно предсказывать природные катаклизмы (например, землетрясения) за несколько дней или часов до того, как они произойдут?
Ричард М. Аллен, директор сейсмологической лаборатории Беркли Калифорнийского университета: Некоторые природные катастрофы предсказать гораздо проще, чем другие. Об урагане становится известно за несколько дней до его наступления, вулканы часто извещают о грядущем извержении — за несколько дней или часов до его начала. Но сложнее всего, пожалуй, с землетрясениями. На мало что известно о физике сдвигов земной коры, поэтому мы не можем предсказывать их за несколько дней. Можно только уловить предварительные толчки за несколько секунд или минут до того, как начнется само землетрясение. Этого мало для того, чтобы покинуть город, но достаточно, чтобы успеть укрыться в убежище.
Комментарии
Отправить комментарий