28 сентября в Нарва-Йыэсуу День Миноги
Сергея Гордеева (на фото) знают все в Усть-Нарве. По крайней мере, в лицо его знают всякий, кто из года в год приходит и приезжает сюда на День рыбака. Ведь именно его уха стала главным символом этого праздника. Конечно, ярмарка, концерт, дискотека, фейерверк тут тоже шумные, красочные. Да ведь они чуть ли не на каждом празднике обязательны. Гордеевская же уха – дело другое.
Потому хотя бы, что бесплатная.
Бескорыстие нынче не слишком популярно, а тут... Что, денег у него невпроворот? Да нет, все своими руками зарабатывать приходится. Ну, и головой, конечно. Может, ему делать нечего, значит, скукой мужичок мается? Опять-таки нет, я-то знаю: на нем дом, семья, двое детишек... А вот же... Человек из года в год по собственной воле спозаранку, при любой погоде, выходит в реку, ловит рыбку. Потом ее моет, чистит... Потом выгоняет походную кухню с котлом на 250 литров, заправляет будущую ушицу картошкой, луком, морковкой, перцем... Ну, и свежей рыбкой, понятно. Дух ухи быстро разносится по округе, к котлу подходят первый, второй, пятый, пятидесятый, сотый...
Очередь длинная, но терпеливая. Рядом с кухней раздают ложки, тарелки, хлебушек... А вон, гляди, дамочка собственный бидон протягивает, видно, целую семью накормить решила? Что ж, Гордеев и в бидон наливает. Очередь тем временем все прирастает, черпак – тарелка, черпак – тарелка, а он еще как-то успевает пошутить, с помощником парой слов перекинуться... Все ж котел-то не безразмерный. Перерыв! Но только не для повара: пот промокнул, белый колпак поправил, фартук одернул – и по новой закладывает рыбу, заправку – еще на все 250 литров.
И вновь задаром для всех гостей.
Рыбаки, здесь, в Усть-Нарве, они так гуляют.
Во всяком случае, Гордеев.
Из разговора с С. Гордеевым:
– Всякая очередь чревата скандалом: за Вашей ухой люди толпятся по часу и дольше. А Вы так спокойны, даже веселы... Не устаете разве?
– Я дома отхожу. Там есть кому меня успокоить. Я вообще думаю, что женщины спасут наш мир, Вы согласны? Они мудрее нас. Ну, и нам, мужчинам, от их мудрости перепадает. Только надо уметь это понять и взять.
– А Вы что, всегда были таким умным? И рыбаком тоже сразу стали?
В ответ он то ли улыбается, то ли усмехается:
– Да я не рыбак. Вот мой отчим Михаил, его отец – вот они настоящие рыбаки оба. А я просто рыбу ловлю. Я же эту реку вдоль и поперек с детства знаю. Мы ее с другом Эдиком сколько раз переплывали, я вообще неплохо плавал, вон, дома свидетельств и дипломов полный чемодан. Просто я местный в доску, на здешнем молоке вырос. Хоть и родился в Нарве, но с пяти лет тут живу. А поумнел я не сразу, годы ушли, пока нагулялся и призадумался: на что себя трачу?
...Где-то рядом море пока еще медленно, по кусочку, втягивает в себя солнце. Косые лучи красят пурпуром лес на российской, заграничной, стороне, а здесь, в речном устье, где мы с Сергеем сидим на бревенчатых скамьях, волны становятся розоватыми...
– Это сейчас миножный ветер, – замечает Гордеев. – А когда вода начинает играть да еще когда луны нет, тогда юго-западный. А восточный ветер – это вообще голодный ветер, при нем рыба стоит и не идет, только весной при нем корюшку можно ловить...
Из школы он ушел в ПТУ № 23:
– Не хотел быть похожим на всех, вот и выбрал специальность, на которую тогда мальчишки не шли, – повара. Так самоутверждался. Хотел быть сильнее, показать и себе и другим, что могу. Наверное, такой характер. Получилось, кажется. Я и в армии поваром был.
– Когда я служил, говорили: поваром быть плохо, хорошо быть другом повара. А у него-то самого работа тяжелая...
– Всякая работа нелегкая, если делать ее всерьез. Я же говорю: такой характер. Мне всегда нужно было качество. Потому я и лидером быть не хочу: не хочу тащить кого-то, объяснять, что халтурить просто нельзя. Вообще все просто. Библейские заповеди ведь тоже простые. А кому-то кажется, что проще их нарушать.
...Пока мы разговаривали, солнце затонуло. Остались только малиновые облака над багровыми волнами. Мы перебрались в цех, где Сергей организовал свое производство. Да и сам цех он поднял из руин учреждения, которое уже мало кто помнит. Здесь Гордеев жарит, маринует, закатывает... Мы продолжаем разговор:
– Один остаться не боитесь?
– Я готов работать с тем, кто понимает еду. Сам-то я после армии опять пошел в свое ПТУ, еще два года учился, стал дипломированным кельнером и барменом. Недавно, кстати, встретил человека, с которым, похоже, можно работать. Уже начинаем. А то ведь иные люди вкалывать-то не хотят. Даже за хорошие деньги! Демократия дала нам свободу, но и развязала язык. Кому-то проще руки опустить, зато язык мелет. Понимаю: проще завидовать и попрекать весь мир, чем качество давать... Заранее придумывают себе неприятности. Вот и топчутся на месте.
Гордеев делом подтверждает, что к нему это не относится. В Нарва-Йыэсуу миногу и корюшку ловят многие, но почему-то именно он первым из местных рыбаков получил европейскую лицензию на производство консервов из миноги и корюшки. Он первый и пока единственный, кто выпускает «Деликатес старой Нарвы» в промышленном масштабе, при этом все делает вручную:
– Я чищу, жарю, мариную, в каждую банку кладу лавровый листик, черный и красный перец, морковку... Да, все – руками. Потому что точно так делали в старину, и неплохо получалось. Слава нарвской миноги была широка. Теперь возрождаем. При этом мне экспортировать в далекий Евросоюз легче, чем в соседний Петербург, где бюрократия заедает. А я же из тех, кого называют малыми предпринимателями, мне деньги нужны сразу, для оборота. Тогда можно будет дальше идти, развиваться...
В местные магазины Сергей свою продукцию не сдает: сам ею торгует. В этом опять проявляется его позиция: сам делаю – сам отвечаю. У него уже образовалась своя клиентура – из окрестных мест, из Таллинна и Тарту, из того же Санкт-Петербурга... Он объясняет:
–Это же деликатес, его не нужно есть как картошку. Но я хочу, чтобы на Новый год человек открыл мою баночку и порадовался. А если еще и пожелает мне здоровья, вообще хорошо будет. Пусть я об этом не узнаю, но, может, почувствую.
Сегодня Гордеев мечтает о новом направлении для своего дела. Ведь он живет в туристическом центре, где много пока еще неиспользованных возможностей. Так, он задумал катать туристов на лодках по Нарове. Представляете, катер из Нарвы в Нарва-Йыэсуу ведет по реке-красавице караван из пяти лодок с туристами. Под музыку, с играми, с рассказами гидов... А по пути можно, сделав привал, предложить гостям рыбное меню, минога – это здесь само собой, однако не лишне и форель специально развести... Не так важна прибыль, как интерес. Вот вам и ответ, почему он бесплатно уж который год угощает многие сотни людей своей знаменитой ухой:
– Я получаю удовольствие, если могу что-то бесплатно сделать. Когда пару лет назад с российской стороны остров оторвался и наш знаменитый пляж чуть не погиб, я помогал его спасать – от грязи, от деревьев... Мне говорили: ты что, совсем дурак, раз работаешь за так? А вот жена, Реэлика, меня поддержала, ей не надо было объяснять. Думаю, и дети меня бы поняли.
...Нынче его Лауре четыре годика, Мареку – двенадцать. Жена – эстонка, сын ходит в эстонскую школу. Выходит, что в своем доме Сергей Гордеев – национальное меньшинство. Да разве дело в количестве? Нет, в качестве. Соли в котле ведь тоже нужна лишь щепотка.
Вот и соль земли в особой цене. Но это уже про людей.
...А солнце здесь всегда уходит в море.
Чтобы утром выплыть вновь.
Автор: Марк ЛЕВИН
Комментарии
молодец мужик!!! а уху готовить можно и помочь кто чем и как может
Такие люди нынче редки. Всего самого наилучшего!
Отправить комментарий