Анна Каялина: «В команде важно доверие»
«Нарвская Газета» воспользовалась приездом в Нарву выдающейся волейболистки Анны Каялиной, которая в составе сборной Эстонии участвовала в играх отборочного турнира чемпионата Европы. Анна носит титул чемпионки Италии, где она играла за клуб «Больцано», а также свежеиспеченной чемпионки Франции, где она выступает по контракту с клубом города Сан-Рафаэль. Беседуем с девушкой и ее нарвским тренером Галиной Алферовой.
В мае победительницей женского чемпионата Франции по волейболу сенсационно стал стал "Сен-Рафаэль", за который выступает 25-летняя нарвитянка Анна Каялина (на фото самая высокая). В финальном матче команда эстонской легионерки в напряженном поединке обыграла в Париже победителя регулярного чемпионата "Канны" - 3:2. Нарвская диагональщица (ее рост 203 см) набрала в этом матче 16 очков.
– Галина Петровна, судя по востребованности вашей подопечной, вам удалось воспитать «суперспортсменку», как Аню еще в 2003 году назвала газета «МК-Эстония»?
Г.А.: Помимо уникальных физических данных, включая высокий рост Ани, на который все обращают внимание, ничего обещающего того, что девочка станет, как вы сказали, «суперспортсменкой», изначально не было. Но она, конечно, много трудилась. Аня росла обыкновенной девчонкой. Была очень живой, даже хулиганистой, играла с мальчишками. Она была гармонично развита: играла в подвижные игры, хорошо метала ядро.
Анна Каялина с тренером Галиной Алферовой. Фото Натальи Соболевой.
– Аня, когда-то тренер Галина Алферова выловила вас в школьном коридоре и уговорила заниматься спортом. А если бы этого не случилось, как думаете, какой стала бы ваша судьба?
А.К.: На данный момент я не могу представить свою жизнь без спорта. Вообще не представляю себя сидящей в офисе. Это совсем не мое. Помню, что в детстве я была очень подвижной, энергичной. Играла за школу в баскетбол и народный мяч, причем так ловко убегала от мяча, что выбить меня удавалось в последнюю очередь. Монотонные занятия, рукоделием например, были для меня сущим наказанием. И когда Галина Петровна набирала себе детей, она дала мне бумажку, в которой приглашала меня к себе в группу. Бабушка, увидев это приглашение, сразу же отвела меня к ней.
Г.А.: Слава Богу, я успела выловить ее до того, как это сделал какой-нибудь другой тренер. Ее на баскетбол постоянно тянули. А училась Аня в нынешней Солдинаской гимназии, что находится рядом с нашим залом.
– Когда Галина Петровна «завербовала» вас в волейбол, ваша мама Лариса этому факту не очень-то обрадовалась. А сейчас она довольна тем, как складывается ваша карьера в спорте?
А.К.: Она очень довольна, очень гордится мной.
– В вашей семье есть другие дети?
А.К.: Да, у меня есть брат, он младше меня на десять лет и сейчас занимается греблей. Причем выступает на класс выше своего возраста.
– А ваши родители дружат со спортом?
А.К.: Мама в юности занималась баскетболом, а папа — легкой атлетикой. Сейчас мама работает продавцом, а папа занимается строительством в Финляндии.
Тренеры SK Energia по волейболу Галина Алферова и Виктория Прусакова с одной из наград своих воспитанниц
Диагональный нападающий
– Анна, за вас борются известные зарубежные клубы, на вас заглядывались спортивные менеджеры из России, и без вас немыслимо участие эстонской сборной в отборочных этапах чемпионата Европы…
А.К.: Думаю, что последнее как раз очень даже «мыслимо». Меня очень просили, чтобы я приехала и поиграла в сборной Эстонии. А когда я приехала и встала на площадку, то мне просто не посылали пасы. Играла вся команда, кроме меня. Если бы я вышла из зала и взяла себе капуччино, то этого никто, наверное, и не заметил бы.
Г.А.: Да, к сожалению, в этот раз ее никак не использовали.
– В чем была проблема, на ваш взгляд?
А.К.: Не знаю, то ли она (капитан — прим. «НГ») мне боится пасы посылать, то ли у нее имеется какая-то личная ко мне неприязнь. Не понимаю, зачем просить приехать и поиграть, если на площадке меня потом никак не использовать.
Г.А.: Они говорят, что у них нет опыта работы с такими звездами.
– В первом этапе отборочного турнира сборная Эстонии выиграла все встречи. На сыгрывание у девушек было всего три дня, и, тем не менее, на площадке, по словам капитана Юлии Мыннакмяэ, была сыгранная команда. Наверное, действительно настоящим профи не нужно много времени, чтобы сыграться?
Г.А.: У нее, Юлии, возможно, и была сыгранная команда, но Аню она игнорировала. И это неправда, что на сыгрывание много времени не тратится. Всегда между игроками должны быть налажены связи. И даже на уровне человеческого общения.
А.К.: Без доверия вообще невозможно играть. А там, к тому же, никто, кроме Полины Братухиной, не владеет русским языком. К слову, Полина вместе с еще одной девушкой, игравшей вместо меня в последней игре, забили больше всех мячей — по 17.
Г.А.: Когда Аню заменили, игра стала другой. Юля распределяет пасы тем игрокам, которым считает нужным. Больше 30 мячей Мыннакмяэ дала этой молодой девочке, а Ане за игру выпало только два мяча.
– Какая роль у Анны в игре?
Г.А.: Ее амплуа — диагональный нападающий. В команде это обычно самый сильный игрок. Аня нападает больше, когда сзади стоит.
– Аня, собираетесь возвращаться в Нарву, или у вас другого пути просто нет, если вас не ангажируют на период очередного контракта?
А.К.: Предложения всегда есть. В Эстонию точно не вернусь. Здесь не те возможности. Вернуться, чтобы работать за минимальную зарплату или играть за сборную Эстонии, что случается лишь дважды в год?..
– Но все равно вы закончите играть раньше наступления пенсионного возраста. И что тогда? Жить на что? Есть какая-то специальность?
А.К.: Нет, не успела ни на кого выучиться. Всю жизнь двухразовые тренировки в день, на учебу времени не остается. Да и просто учиться на кого-нибудь, чтобы потом по этой специальности не работать, я не хочу. Скорее всего, можно будет выучиться на физиотерапевта или массажиста — эти специальности близки к спорту. Да и сама система специального обучения за рубежом иная — достаточно закончить курсы, и можно приступать к работе.
Г.А.: К тому же уже и работа понятная, и человек с нею не понаслышке знаком, а по личной практике.
Взяли и выиграли чемпионат Франции
– Довольны ли руководители клуба «Сен Рафаэль» приобретением в вашем лице, и на какое время вы у них еще будете ангажированы?
А.К.: У меня был заключен контракт на год, и скорее всего, я останусь там еще на один год. Говорить за клуб я не могу, но думаю, что если они продлевают контракт со мной, то довольны. Никто не ожидал, что мы станем чемпионами Франции. Нашей задачей вообще-то было не вылететь из чемпионата и попасть в первую восьмерку команд, то есть войти в плей-офф. Задачи стать чемпионами перед нами никто не ставил, а мы взяли и выиграли! Причем обыграли даже команду Канн, которые за 18 лет ни разу не выпускали из своих рук лидерство. На самом деле у нас был совершенно небольшой бюджет, в четыре раза меньше каннского. Просто мы были очень дружной командой, причем не только на площадке, но и в жизни.
– Там есть другие легионеры, кроме вас?
А.К.: В Италии могло быть только двое, там очень высокий уровень волейбола. Во Франции он ниже, там допускается больше зарубежных игроков, поскольку с их помощью хотят поднять уровень местных команд.
– На каком же языке вы говорите там?
А.К.: У нас тренер и три игрока — итальянцы, есть девочки из Бельгии, Словакии, Молдовы. Мы смешиваем языки — французский, английский, итальянский. Как-то договариваемся. Особенно тяжело мне было в первый год в Италии. Я говорила только по-русски, но на мое счастье у меня был тренер Джованни Капрара, который до этого тренировал сборную России. У него русская жена, знаменитая волейболистка Ирина Кириллова, он хорошо знает русский язык, поэтому я его вполне понимала. Мой нынешний французский тренер Джулио Цезарь Бреголи был у Джованни вторым тренером. Можно сказать, он последователь Капрара.
– Помимо спортивных тренировок и выступлений, чем вы еще дорожите в своей жизни?
А.К.: Мне дорога моя семья. Стараюсь не только приезжать сюда, но и привозить их к себе. Это хоть и редко, но получается. В Сан Рафаэло все члены команды обеспечены жильем и транспортом.
– Есть ли у спортсменки вашего уровня возможность при таком плотном графике тренировок создать семью?
А.К.: Просто физически нет времени для отношений, которые могли бы закончиться свадьбой, созданием семьи. Я все время в разъездах. Один год ты живешь во Франции, другой в Италии, потом переезжаешь в Берлин… Полина Братухина, например, вышла замуж за второго тренера. В таком случае замужество и семейная жизнь возможны, а на дистанции — это маловероятно.
– Желаю, чтобы, несмотря ни на что, ваше личное женское счастье тоже состоялось.
А.К.: Спасибо.
– У вас необычно высокий рост для девушки. Какой он?
А.К.: Последний раз меня измеряли в Таллинне. Тогда рост был 202 см. Хотя в газетах, когда обо мне пишут, часто мой рост сильно преувеличивают.
– В вашем спорте высокий рост – это большой плюс. А в жизни вам приходилось когда-нибудь расстраиваться из-за него?
А.К.: Меня это абсолютно не «парит». Наоборот даже, удобно вкручивать лампочки. (Улыбается). Единственное неудобство испытываю при перелетах в самолете. Приходится за дополнительную плату покупать места у самого выхода, где есть возможность свободнее разместить ноги. На самом деле в Европе меня очень любят, часто подходят, знакомятся. Косые взгляды чаще приходится ловить здесь, дома.
– Анна, своим будущим детям посоветуете выбирать волейбол?
А.К.: Именно волейбол навязывать не стану. Просто нужно спортом заниматься, чтобы поддерживать хорошую форму. А они выберут сами, чем заниматься.
Миссия
– А родителям, выбирающим спорт для своих детей, что можете сказать по поводу волейбола?
А.К.: На мой взгляд, это менее травмоопасный вид спорта, там нет контактной борьбы.
Г.А.: Гармонично развивает человека, делает хорошей координацию движений. Хорошо влияет на сердечно-сосудистую систему, развивает осанку. Посмотрите, между прочим, сколько у нас девочек ушло из волейбола в модельный бизнес.
– Галина Петровна, как вас жизнь развернула на волейбол?
Г.А.: Я – тренер по спортивной гимнастике. Когда я вышла замуж за Бориса Сергеевича Алферова, он был волейболистом очень высокого уровня, муж сказал, что ему надо помогать. С тех пор и помогаю.
– Да как результативно! Кто еще из ваших девочек, кроме Ани и Полины, сделал карьеру в спорте?
Г.А.: Наташа Братухина играла на Кипре, Оля Цыганкова — в Швеции и Финляндии, Дарья Кузьмичева тоже играет во Франции. Людмила Черенкова была уникальной девочкой, которая много лет играла в Москве, Китае и Греции. В сборной Союза были наши девчата. У Бориса Сергеевича была высшая тренерская категория, которая в Союзе была присвоена всего лишь полутора десятку человек.
– Какая из ваших нынешних команд достигла наивысшего результата?
– В чемпионате Эстонии в классе «B» (1999 г.р.) у наших с Викторией Прусаковой девочек было третье место.
– Новых вам достижений!
Комментарии
Анна,ты прелесть!Такая умница!Да и красавица!Гордимся!
Успехов тебе Нюшенька!Любим!
25 лет всего, а выглядит на 40.
И ты увидел?Училась с дочкой в одном классе.Не сравнить.Эта очень старо выглядит.
нормально девочка выглядит. часто вижу вживую, а не на фото. Может не самые удачные фото, но все с ней в порядке.
2 метра 3 сантиметра? У нее явный непорядок с гормонами, вот старо и выглядит. Это ненормальный рост для женщины.
Отправить комментарий