Арал: есть ли жизнь после смерти?
Пишет Евгения Тимонова, автор передачи и одноименного ютуб-канала "«Всё как у зверей»: Мы вернулись из экспедиции по Узбекистану–Казахстану и сделали выпуск "Всё как у зверей" про последствия самой крупной антропогенной катастрофы в истории Земли. Про то, что там сейчас с Аральским морем. Пожалуй, это самый наш жизнеутверждающий выпуск. В нем все живы: Арал жив, Аралкум жив, Цой жив, а уж сэр Моррисон тот вообще живее всех живых. Никаких экодрам и трагедий Арала. Трагедий в природе не бывает, а экодрамы никому не нужны.
Если кто забыл или не застал, Аральское море выглядит вот так. Вот так, вот так и наконец вот так. Всего за 50 лет оно потеряло 90% процентов водной поверхности и 97% объема воды. Как так получилось и, главное, что там сейчас, рассказываю в выпуске в конце поста. Кто не может смотреть видео (хотя я бы очень рекомендовала), тому немного текстом и фотками.
Вот, например, вид из домика метеорологов бывшей научной станции заповедника Барсакельмес. За окном +38, но отметить этот метеорологический казус кроме меня некому. Раньше Барсакельмес был большим заповедным островом посреди Аральского моря. Сотни куланов, сайгаков, джейранов. Потом вода ушла. За водой ушли звери. А в конце 90х ушли люди. От научной станции остался высохший колодец, развалины нескольких тракторов и экскаватора, ржавая метеовышка и шесть домиков, где раньше жили научные сотрудники и студенты.
В шкафах и на столах так и лежат рукописные метеорологические сводки (самая ранняя за 1947), ветеринарная периодика семидесятых, суровые хозяйственные письма в конвертах с пометкой "авиа", договор об обмене партии кулана на партию фазана, журнал "Сельское хозяйство Казахстана" за 1966. Пыльные жухлые листья прошлой жизни, когда остров среди пустыни был островом среди моря.
С голубого ручейка начинания река, а заканчивается ручейком бурым. Когда-то Амударья, питавшая Аральское море, была шириной в километр. Вот всё, что осталось от нее теперь: разобрали на каналы орошения. До моря она уже просто не доходит. Извини, Арал, вода ёк.
Каракалпакский Муйнак был процветающим портом с огромным рыбным заводом. Сейчас море от него за сто километров, а сам он считается один из самых экологически неблагополучных мест в мире. В воздухе пыль, соль и ядохимикаты, оставшиеся родники непригодны для питья, аллергии, сердечно сосудистые, респираторные заболевания, болезни глаз, печени и почек. Аномально высокая детская смертность. На месте порта - кладбище кораблей.
Между прочим, популярное место у туристов: отсюда можно на джипе доехать до бывшего острова Возрождения и походить по корпусам бывших лабораторий бактериологического оружия. Романтика!
Ну или просто гулять по кладбищу кораблей, оно прямо в городской черте. Кладбище такое кладбище: в целом грустно, но цветочки красивые.
Звери в самой молодой пустыне мира Аралкум не боятся людей - они их никогда не видели. А ушастые ежи даже не испытывают к ним ни малейшего почтения. Вот вы можете через пару минут знакомства насрать человеку на новые штаны и, не извиняясь, уйти в ночь? А ушастый еж — может
А это малый тушканчик. Когда он вот так вот сидит, то всех мыслей у тебя только "Аааа, у меня в руках дикий тушканчик, чумаааа!". Так тушканчики переносят чуму.
Я два года вынашивала этот выпуск, как слоненка. Непросто упаковать такую историю в 15 минут. Но теперь мне очень нравится, какой он получился. Он не про то, что "ааа, люди все испортили". Он про восхитительную сложность мира и связь всего со всем. Про отношения. Про упрямую неубиваемую жизнь и прекрасную стерву-эволюцию.
Очень рада, что вы теперь тоже это увидите. Дефицит воды и опустынивание - глобальный тренд, так это актуальная история, хотя и веселая. Веселая, хотя и актуальная. Пусть её посмотрят побольше.
Комментарии
когда высохнет полностью , народ миллионами повалит на север .Будем им за биткоины наваливать нашу болотную водичку. Аквафор пригодится опять же)
Отправить комментарий