Безработица и бедность связаны неразрывно
Разговор журналистов на инфочасе горуправы с вице-мэром Нарвы Татьяной Пацановской получился очень предметным – практически все затронутые вопросы подкреплялись конкретными цифрами. Касалось это и таких больных тем, как безработица и одной из ее производных – бедности, пишет газета "Нарва".
Foto: Ave Tampere
Тем, что уровень безработицы остается высоким, никого не удивишь, это даже не является новостью. Количество людей, не имеющих работы, меняется в течение года, свое влияние оказывают сезоны – летом появляется больше возможностей хоть временно, но найти оплачиваемое занятие. Пик же безработицы приходится на зиму.
Однако если сравнивать 2014 и 2015 годы, количественно число безработных снизилось. Процентное соотношение трудоспособного населения и людей, не имеющих официального места работы, указано не было, а это весьма существенно: за год кто-то снялся с учета Кассы по безработице, кто-то нашел «левый» заработок, кто-то уехал.
Цифры стали меньше
Сравним данные по годам, прошедшему и нынешнему. Татьяна Пацановская привела цифры только за первые два месяца 2015 года, на них и обратим внимание.
Итак, в январе 2014 года общее количество безработных, по официальным данным, в Эстонии составляло 35 817 человек, в Ида-Вирумаа – 7151, и в Нарве – 3372 человека. В феврале, соответственно, 36 334, 7267 и 3444 человека. Данные 2015 года таковы: Эстония, январь – 29 998, Ида-Вирумаа – 6209, Нарва – 2933 безработных, февраль – 30 919, 6469 и 3083 человека.
Цифры эти выше лета 2014, но, как видим, ниже соответствующих месяцев прошлого года.
– Не вижу ничего катастрофического, – сказала Пацановская, – сезонное повышение было и в предыдущих годах. Уровень безработицы стабильно начинает расти осенью, а уменьшаться начинает в апреле. Будем надеяться, что это повторится и в нынешнем году.
Что же касается общей ситуации, то вице-мэр отметила тенденцию падения уровня безработицы начиная с 2011 года. Связано это, скорее всего, что на 2008-2010 годы пришелся пик кризиса. Позднее он если и не прекратился, то пошел на спад, а вместе с ним стали падать и цифры безработицы. Свое влияние, по мнению Пацановской, оказали и новые услуги Кассы по безработице, в частности для пожилых людей. И они активно этим пользуются. По логике, пенсионеры и не должны входить в число безработных, однако, по данным Татьяны Пацановской, изменение цифр статистики с этим все же связано.
И членов их семей…
Статистика по безработице, по словам вице-мэра Пацановской, прямо связана со статистикой по бедности.
– Семьи людей, зарегистрированных как безработные, – сказала она, – в основном получают пособия по бедности.
Если судить по цифрам, то просматривается прямая корреляция: меньше безработных – меньше семей, получающих пособия. И сезонные изменения здесь также очевидны.
Цифры же таковы. В январе 2014 года пособие по бедности получало 665 человек и, соответственно, 1045 членов их семей, в феврале прошлого года – 693 и 1107, в марте – 691и 1113. В 2015 году цифры выглядят так: январь – 580/909, февраль – 581/910, март – 589 семей и 919 их членов.
Цифры статистики могут, конечно, меняться, но нужно быть готовым к тому, что полностью безработица как явление не исчезнет никогда, таковы реалии экономического строя под названием «капитализм».
Степень тяжести… статистики
Многим знакомо выражение, приписываемое премьер-министру Великобритании Дизраэли: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Но чаще всего статистика – это сухие цифры. Иногда они могут быть и оптимистичными.
Если оптимизм касается социальной сферы, это не может не радовать. Об этом и шел разговор на традиционном инфочасе горуправы. На вопросы журналистов отвечала вице-мэр (она же – исполняющая обязанности директора Департамента социальной помощи) Татьяна Пацановская.
Однако каждая цифра имеет свое обоснование, что иногда снижает градус оптимизма. Статистика в Нарве ведется давно, но на инфочасе вице-мэр представила данные с 2011 по 2014 год, а также за 1-й квартал года 2015-го. Приведем их в той же последовательности, что и Татьяна Пацановская.
Болезни и деньги
Ситуация с людьми, получающими пенсию по нетрудоспособности, в последние годы стабилизировалась. Цифра эта в предыдущие четыре года неуклонно росла: с 6338 человек в 2011 году до 7824 – в 2014. На настоящий момент их число составляет 7743 человека. Причины снижения Татьяна Пацановская называет разные. В числе первых – планируемую государством реформу системы трудоспособности. Напомним, что согласно ей вместо нетрудоспособности оцениваться теперь будет трудоспособность, а заниматься делами людей с ограниченными возможностями станет не Больничная касса, а Касса по безработице. В силу изменения должны вступить с 1 января 2016 года, хотя ранее это планировалось сделать уже с июля 2015-го.
– Возможно, пенсии по нетрудоспособности назначаются сейчас не так активно, как это делалось ранее, – предположила Пацановская.
Недостатки здоровья делятся на степени тяжести. Определяют и назначают ее врачи, но степень эта влияет на суммы дополнительных пособий больным людям. Речь идет о вспомогательных средствах, предназначенных на покупку лекарств. Количество таких людей, по данным вице-мэра, в целом растет. В 2014 году в Нарве оно составляло 2498 человек, на 1 марта 2015 – уже 2598, то есть увеличилось на сто человек. Причем цифры возросли по средней и тяжелой степени тяжести, и лишь ненамного, с 252 до 254 человек, снизились в категории «глубокая степень тяжести».
Что касается дополнительных выплат, то они зависят и от возраста человека. Для пенсионеров со средней степенью пособие составляет 12,79 евро, с тяжелой – 28,65, и глубокой степенью тяжести – 40,91 евро. Для людей трудоспособного возраста эти цифры выглядят так: 16,26 евро, 35,70 и 53,76 евро соответственно. Уточним, что суммы, о которых идет речь, назначаются из государственного бюджета сверх пенсии, и, как нам разъяснили в Социальном департаменте, о возможности их получения не все знают. Так что имеет смысл проконсультироваться по этому поводу с лечащим или семейным врачом.
Взрослые и дети
Если говорить о видах заболеваний, то наибольший рост, с 577 до 682 человек, наблюдается среди людей с множественными заболеваниями. Что, как подсказали медики, с их точки зрения неудивительно: ослабленному болезнью организму сложнее сопротивляться новым «болячкам». По многим видам заболеваний, таким как двигательные нарушения, нарушения зрения, слуха, речи, наблюдается некоторое снижение. Незначительно, но, к сожалению, выросло число случаев психических расстройств (528 в 2014 году – 530 на март 2015) и умственной отсталости (со 171 до 188), вырос также показатель по графе «прочие». К последним относятся, например, и такие заболевания, как астма и диабет.
В целом же количество людей с недостатками здоровья в Нарве за период с 2011 по 2015 годы возросло с 2084 до 2598 человек.
К оптимистичной статистике можно отнести то, что в последний год уменьшилось количество детей с недостатками здоровья, причем по подавляющему большинству основных видов заболеваний. С 2014 года по март 2015 общее количество таких детей сократилось с 701 до 682 человек. Как и у взрослых, увеличилось количество детей с множественными нарушениями.
– Хотелось бы обратить внимание, – сказала Пацановская, – на увеличение количества детей с нарушением речи.
Татьяна Пацановская уточнила, что для детей нет такого понятия, как «пенсия по нетрудоспособности», они получают пособия. Так же как и у взрослых, степень тяжести заболеваний у детей делится на среднюю, тяжелую и глубокую. Размер пособия также различается. Для средней тяжести заболевания пособие составляет 69,04 евро, для тяжелой и глубокой – 80,55 евро.
К вопросу об оптимизме: в последние годы количество детей с недостатками здоровья стабильно росло, с 514 человек в 2011 до 701 в 2014. Наибольший рост наблюдался в 2011/2012 годах – 78 человек, затем эта цифра увеличивалась примерно на 50 человек в год. А на рубеже 2014/2015 – спад на 19 человек. Чем не повод для оптимизма?
Татьяна Пацановская, впрочем, в этом вопросе осторожна.
– В последнее время пересматривается назначение нетрудоспособности, – говорит она, – и могу предположить, что подход стал более тщательным, степень нетрудоспособности стало тяжелее получить. Кроме того, детей просто стало меньше.
Таким образом, причины оптимистических цифр могут иметь под собой чисто бюрократическое обоснование. И все же количество больных детей сократилось, и это в любом случае радует.
Виталий Школа, газета "Нарва"
Комментарии
Отправить комментарий