Битва при Мегиддо – первая описанная битва в истории
Битва при Мегиддо - это сражение между войском Древнего Египта, возглавляемым фараоном Тутмосом ІІІ, и объединенной коалицией князей Северной Сирии и Ханаана в союзе с государством Митанни.
Это первая в истории человечества подробно описанная битва. Описание битвы содержится в, так называемых, «анналах Тутмоса» иероглифический текст которых помещен в храме Амона в Карнаке, в так называемом зале анналов. Автором текста был придворный писец по имени Чанани. В последующем долина Мегиддо стала ареной многих битв, вплоть до того, что Армагеддон (или гора Мегиддо) указан в Апокалипсисе как место последней битвы сил зла с силами добра в конце времен.
Известно, что битва состоялась на 23 году правления фараона Тутмоса ІІІ, однако проблема состоит в том, что нам неизвестны точные даты правления Тутмоса, и поэтому битву датируют по-разному. Наиболее распространенные даты: 1502 и 1457 год до нашей эры.
Та же проблема и относительно дня проведения битвы. Писец Чанани точно указывает, что битва состоялась «в год 23-й, первый месяц третьего сезона, 21-й день, совпавший с праздником новолуния». Однако как узнать на какое число в солнечном календаре выпадал указанный день египетского лунного календаря, представляется довольно затруднительным. Снова же, чаще всего указывают день 26 апреля или 15 мая.
По египетской версии виновниками войны были ханаанские мелкие царьки, которые создали конфедерацию с целью совершить поход в Египет и нанести поражение египетской армии.
Фараон Тутмос ІІІ якобы был вынужден нанести превентивный удар, чтобы отвести угрозу от Египта. Впрочем, я не сомневаюсь, что если бы до нас дошли сведения об этой битве от противоположной стороны, картина была бы также совершенно противоположной.
Копейщики
Что же собой представляла в это время египетская армия и ее главнокомандующий? В эту эпоху египетская армия представляла достаточно грозную силу. Если раньше основной состав армии состоял из ополченцев, призываемых в армию в случае войны, то в эпоху Нового царства была создана профессиональная армия, состоявшая из пехоты и боевых колесниц. Среди пехотинцев выделялись лучники и копейщики.
. Композитный лук у стрелка на колеснице и обычный у пехотинца
Лучники были вооружены луком и двумя дротиками. У всех стрелков на колесницах и части лучников-пехотинцев были композитные луки, изготовлявшиеся из дерева разных пород, с использованием роговых накладок на плечах оружия, а также усилением из жил животных. Эти луки обладали значительной пробивной силой и были достаточно дальнобойными.
Композитный лук в натянутом положении
Но, поскольку композитный лук был достаточно дорогим, часть лучников-пехотинцев были вооружены простыми луками, которые были также достаточно грозным оружием на малых дистанциях.
Копейщики были вооружены копьем с бронзовым наконечником, а также бронзовым секирами или мечом хопешем. Хопеш представлял собой сильно изогнутый меч серповидной формы. Длина клинка составляла 50-60 сантиметров.
Бронзовый меч-топор хопеш
Сам меч был сделан из бронзы и был очень тяжелым – порядка 2 килограммов. Удар этим мечом наносился с внешней изогнутой стороны. В древних источниках сохранились описания разрушительного действия этого оружия – этим мечом наносились страшные раны, отрубались конечности, от него не спасали деревянные щиты и бронзовые доспехи. Вооружение дополнялось щитом в половину человеческого роста.
Египетская колесница
Грозную силу представляли египетские боевые колесницы. Египетскую боевую колесницу обслуживали два человека: возница, управлявший лошадью с помощью поводьев и плети и воин, вооруженный композитным луком со стрелами и несколькими дротиками. В большинстве случаев воины на колесницах были защищены кожаным доспехом или щитом. Общую численность египетской армии, вторгшейся в Ханаан, оценивают в 20 тысяч человек, и в том числе от тысячи до полутора тысяч боевых колесниц.
Тутмос ІІІ
Командующим армией был фараон Тутмос ІІІ, известный как выдающийся полководец, проведший немало военных компаний. Однако этот поход был для Тутмоса первым и достаточного военного опыта он еще не имел. Однако в египетской армии было обеспечено полное единоначалие, единственным центром управления был фараон, и никто в его распоряжения не вмешивался.
Египетской армии противостояла армия коалиции ханаанских городов, которую возглавляли цари Кадеша и Мегиддо. Армии этих городов были организованы на хеттский манер и, в значительной своей части, были вооружены оружием из железа, то есть, лучше, чем египтяне, оружие которых было бронзовым.
В отличие от египетской, армии ханаанских городов состояли из небольшого профессионального ядра, а основную массу составляли ополченцы – простые крестьяне или горожане, которых призывали в армию в случае войны.
Колесница сирийцев
Несколько отличалась и структура армии. Главную роль в бою играли боевые колесницы, а пехота играла второстепенную роль, ее задачей было обеспечить оборону колесниц. Экипаж колесницы состоял из трех человек: возницы, тяжеловооруженного копейщика с длинным копьем и щитом, и воина, вооруженного луком или дротиками. Копейщик был защищен чешуйчатым панцирем.
Сирийская колесница в бою
Ханаанские колесницы были тяжелее египетских и в случае прямого боестолкновения, египетские колесницы, разумеется, не могли выдержать прямого удара ханаанских. Зато, египетские колесницы были намного маневреннее и сильнее в борьбе на больших дистанциях. Пехота была вооружена железными мечами и копьями с железными наконечниками. Почти половина пехотинцев были вооружены луком и стрелами.
Хеттские мечи, которыми были вооружены сирийцы
Однако на момент начала конфликта, коалиция не собрала еще все, предназначенные для вторжения в Египет силы. В полном составе там находилась лишь армии царей Мегиддо и Кадеша. Все остальные союзники пришли с небольшими дружинами, рассчитывая пополниться ополченцами после сбора урожая. Всего силы коалиции насчитывали до 15 тысяч человек. Существенной отрицательной стороной армии коалиции было отсутствие единоначалия. Отряды каждого из союзников действовали самостоятельно, и координация между различными отрядами была налажена слабо.
Джару-Газа
Итак, 31 марта 1457 года египетское войско выступило из пограничной крепости Джару на северо-востоке Египта и, по так называемой «дороге Гора» начало движение в Ханаан. Их целью был город-крепость Мегиддо, в которой сосредоточились войска конфедерации ханаанских городов угрожающих Египту.
Египетская армия двигалась довольно медленно, преодолевая, в среднем, чуть больше 18 километров в день, что объясняется тяжелыми условиями похода в пустыне, по которой ей пришлось двигаться. Тем не менее, 187 километров, отделяющих Газу от Джары, армия прошла за 10 дней и, наконец, достигла Газы.
Газа-Мегиддо
После короткого отдыха армия отправилась далее и через две недели достигла горного местечка Ихем, расположенного у подножия горной гряды Кармель, за которой располагался Мегиддо.
Гряда Кармель
До Мегиддо можно было добраться тремя путями: обойти гряду с севера или с юга или пройти кратчайшим путем – через ущелье.
На военном совете, состоявшемся в Ихеме, египетские полководцы высказались за северный или южный путь, обосновано опасаясь, что в горном ущелье, которое представляло собой, практически, узкую тропинку, противник может легко организовать засаду. Но Тутмос III сказал, что именно таких действий и будет ожидать противник - они не за что не поверят, что кто-то поведет армию по центральному маршруту с его узкими проходами и уязвимостью к засадам.
Фараон приказал своим войскам двинуться на Мегиддо кратчайшим путём, через высокогорное поселение Аруна, и далее ущельем в гряде Кармель. Поскольку проход был действительно очень узким, армия растянулась настолько, что между передовыми частями и арьергардом было несколько часов пути.
Три дороги
Полководцы коалиции, в это время разделили свою армию. Большая часть войска заняли удобную для битвы позицию у местечка Таанах, расположенного на южной дороге, ожидая, что египетская армия появится именно здесь. Меньшая, но тоже значительная часть войска, расположилась на северной дороге, возле городка Джефти. Выход из ущелья прикрывал лишь небольшой отряд. Но этот незначительный неприятельский отряд был быстро уничтожен передовыми, очевидно отборными частями египетского войска, которыми командовал сам фараон.
В полдень авангард египетского войска вышел на равнину Мегиддо. Египтяне немедленно начали строить укрепленный лагерь, чтобы прикрыть выход остальной армии из ущелья.
Схема битвы при Мегиддо
К вечеру вся армия вышла из ущелья и расположилась в лагере. В надписи об этом сказано так: «Прибыл его величество к югу от Мегиддо на берег потока Кина, когда был седьмой час после поворота солнца (то есть после полудня). И там был разбит лагерь, и отдан приказ войску: “Приготовьте ваше оружие, так как завтра утром придется идти на сближение, чтобы сразиться с этим презренным врагом”».
Итак, опасный маневр египетского полководца удался, и египетская армия оказалась у стен Мегиддо, выйдя как раз между северным и южным флангами войска коалиции. Полководцы коалиции, получив известие о появлении египтян, начали спешно перебрасывать войска с флангов под стены Мегиддо. В этих хлопотах прошел вечер и часть ночи.
Фараон на колеснице
Ранним утром 26 апреля (или 15 мая по другим источникам) египетская армия атаковала противника. Войско было разделено на два крыла, называемых в источнике рогами. Южное крыло фараон возглавил лично и повел его в бой.
Нападение оказалось неожиданным для войск азиатских правителей. Их оборонительная линия рухнула почти сразу. Войско охватила паника и пехотинцы, находившиеся недалеко от ворот, поспешили бежать под защиту городских стен.
Отступая, союзники вынуждены были бросить на поле боя лошадей и колесницы, поскольку защитники Мегиддо, опасаясь того, что в город на плечах отступавших могут вторгнуться египтяне, не открыли сражающимся ворота. Они втягивали своих воинов на стены крепости с помощью связанных одежд и веревок..
Бой
От полного поражения армию коалиции спасло то, что египетские солдаты, вместо продолжения битвы занялись сбором трофеев и отрубанием кистей убитых врагов, за которые им полагалось вознаграждение.
Если бы они повременили с грабежом, то могли бы ворваться в город на плечах бегущего противника и сходу захватить его.
Это обстоятельство было, несомненно, крупной неудачей египтян, на которую откровенно указал Тутмос ІІІ в специальном приказе, отданном по войску сразу же после битвы: «О если бы вы, прекрасное войско победоносного царя, захватили этот город, то я отдал бы всю страну за этот город».
Битва колесниц
Мы не знаем, кто повинен в этой неудаче, сам ли Тутмос, не настоявший на продолжении битвы, и позволивший армии заняться грабежом, или его полководцы, не сумевшие прекратить грабеж. Возможно также, что состояние дисциплины в египетской армии вообще не позволило бы оторвать солдат от столь увлекательного занятия.
Трофеи были действительно громадными. Только лошадей на поле боя было брошено более 2000. Кроме них, египтянам досталось около тысячи колесниц, большое количество доспехов и железного оружия.
Но дело надо было довести до конца. Взять крепость штурмом представлялось весьма затруднительным.
Периметр крепостных стен Мегиддо был размерами 325 на 230 метров. Их высота достигала десяти метров, а толщина – шести.
Крепость штурмовать можно было только с юга, что сводило на нет численное превосходство египтян. Поэтому египетскому воинству ничего не оставалось, как приступить к длительной осаде.
Остатки города Мегиддо
По приказу Тутмоса III вокруг осажденной крепости вырыли ров и возвели деревянный частокол и полностью ее блокировали.
Осада продолжалась от четырех до семи месяцев. К сожалению, завершение надписи Чанани в храме Амона повреждено и точных сроков осады мы не знаем. Однако известно, что во время осады, египтяне успели собрать урожай с брошенных хананеями полей. Когда полностью закончились запасы продовольствия, гарнизон Мегиддо сдался.
Далее фараон принял ряд весьма дальновидных решений. Город и его жители были пощажены. Князья, входившие в коалицию, признали верховенство правителей Египта и принесли ему клятву верности, но на всякий случай Тутмос оставил в Ханаане гарнизон, расположившийся в городке неподалеку от Мегиддо.
Сыновья побежденных князей были отправлены в Египет, где получили соответствующее воспитание. Как вы понимаете они, с одной стороны были заложниками, гарантировавшими лояльное поведение родителей, а с другой стороны, Египет получал на будущее местную администрацию, преданную египетским ценностям. Воспитанные в духе египетской культуры, в качестве преданных друзей Египта и проводников египетского влияния, сыновья ханаанских и сирийских князей после смерти своих отцов наследовали их посты и служили надежной опорой Египта на покоренных территориях.
Фараон Тутмос ІІІ преподносит дары богу Гору
Комментарии
Отправить комментарий