Бизнесмены недоумевают, почему политики своими высказываниями мешают отношениям с Россией
В передаче "Треугольник" на ЭТВ2 директор по экспортным поставкам молочного концерна Tere Николай Тимофеев сказал, что политики не должны своим поведением и высказываниями мешать бизнесу зарабатывать деньги. Тимофеев привел в пример недавнее заявление министра обороны Марта Лаара провозгласить на официальном уровне борцами за свободу тех, кто воевал в немецких мундирах.
Foto: Marko Mumm
В передаче приняли участие глава BLRT Grupp Федор Берман, директор по экспортным поставкам молочного концерна Tere Николай Тимофеев и председатель совета Фонда развития Эстонии Райво Варе.
Варе: "По всей видимости, сегодня тренд развития в Европе — это усиление регулирующей, контролирующей и поддерживающей роли государства. То есть, не только негативная, но и позитивная, поддерживающая роль. У нас негативная — на полную катушку раскручивается, а поддерживающие меры — так себе. Стимулирующие возможности, какие есть у государства, особо не используются. В этом смысле нужно быть критичными. И потом, элементарные вещи. В 2008 году, когда верстался бюджет на 2009 год, тогда уже кризис в мире разразился. И все эксперты говорили, что нельзя повышать расходную составляющую публичного сектора такими ударными темпами. До 25 процентов повышение зарплат и так далее — это было нереально. И тогда ответ был, конечно же, что, смотрите, статистика этого не показывает. А статистика запаздывает всегда. Теперь мы опять немножко это повторяем — опять подняли расходную составляющую на 11 процентов. Но будем реалистами, это довольно жесткая задача — удержать равновесие бюджета в таких условиях. И, поскольку расходы появляются раньше, чем начинают поступать доходы, опять появится искушение повышать доходы за счет каких-то дополнительных мер, которые на самом деле негативно влияют на производство, на реальную экономику. Это не к добру".
Тимофеев: "Согласен. Но есть еще и возможности зарабатывать деньги для государства. Или хотя бы не мешать их зарабатывать другим. Я не хочу сейчас возвращаться к хрестоматийному примеру с Nord Stream, когда наши деньги, и очень приличные деньги, забрала Финляндия. Они просто забрали те деньги, которые могли бы остаться у нас в стране. Но это уже прошлое. Но мы сейчас выстраиваем отношения на разных рынках, в том числе прилагаем серьезные усилия для выстраивания нормальных отношений с Россией. Мы гордимся тем, что у нас на рождественские каникулы приехало рекордное количество туристов из России. Но, когда один из ведущих политиков Эстонии говорит о признании заслуг людей, воевавших в нацистских мундирах, тут не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, как это отразиться на отношениях с Россией. То есть, политикам надо ответственно относиться к своим делам, как мы относимся в бизнесе".
Варе: "Да. Наша зависимость, зависимость нашей экономики от экспорта настолько велика. Сейчас прирост идет практически только за счет экспорта. И это настолько важная составляющая… А экспорт — это что, это отношения в том числе и со странами целевых рынков. И это означает совершенно другой подход. До сих пор было по правилу Адама Смит, где каждый сам за себя — пускай выкарабкиваются. Но все страны в мире, особенно еще и в кризисных условиях, пытаются помочь своему бизнесу, экспортному бизнесу. Тем более, что экспорт меняется. По последним данным, самый большой рост оказался у экспорта в Россию. Значит, надо к этому относиться серьезно. И не пытаться это заглушить, а простимулировать. Экспорт всегда меняется по структуре. Например, в Швецию упал. Был очень высоким, но упал. То есть, существуют колебания на экспортных рынках, которые нужно учитывать и помогать бизнесу преодолевать проблемы. А у нас как-то с этим не очень".
По мнению Федора Бермана, политическими решениями нельзя определить, какой рынок интересен. "Бизнес сам определит, какой рынок интересен, опасен или не опасен".
Комментарии
Отправить комментарий