Боевое крещение пушки
В эти дни весьма уместно будет вспомнить, с чего вообще началась европейская артиллерия. А дело в том, что ровно 680 лет назад, 24 июня 1340 года, у берегов Фландрии состоялась битва при Слёйсе - первое крупное морское сражение британского и французского флотов, а одновременно - первая морская баталия, в которой, по некоторым данным, были применены пушки. Если эти данные верны, то выглядели они, скорее всего, как-то так.
Первые из известных на сегодняшний день изображений артиллерийских орудий появились в манускрипте некоего английского школяра (в средневековье это слово обозначало высокообразованного человека) Вальтера де Милемета De Nobilitatibus, sapientis et prudentis regum. Рукопись датирована 1326 годом и написана по тогдашнему обыкновению на латыни, а нарисованные в ней пушки выглядели так, как на этих двух рисунках.
Правда, описаний этих штук в манускрипте нет, только картинки. Судя по ним, тогдашние европейские орудия представляли собой бронзовые или железные "кувшины", стрелявшие большими оперенными стрелами, то есть были чем-то вроде нынешних китобойных гарпунных пушек.
В XIV веке они по-французски назывались Pot de Fer (железный кувшин), а по-итальянски - Vase (ваза), что не удивительно, учитывая их форму. В Англии их называли рибальдами (Ribaldis). Ни одного такого орудия пока не найдено, однако по рисункам де Милемета уже в ХХ веке сделано несколько реконструкций, выставленных в различных музеях.
Одну из них даже испытали стрельбой, выяснив, что она выбрасывает стрелу длиной примерно полтора метра на расстояние до 180 метров. Попытки повысить дальнобойность путем увеличения порохового заряда приводили к разрушению деревянного стержня стрелы при выстреле. Не совсем понятно, почему его не попробовали сделать из более прочного материала, например, из железа.
Но, как бы там ни было, а на дистанциях 100-150 метров попадание такого снаряда в человека, даже защищенного серьезными доспехами, сулило ему большие неприятности, вплоть до летального исхода. Впрочем, гораздо более значительным было психологическое воздействие на врага грохотом и пламенем выстрелов, к которому тогдашние солдаты были морально не готовы. К примеру, во время сражения англичан с французами при Креси 26 августа 1346 года несколько залпов английских рибальд немало способствовали тому, что французские арбалетчики, пытавшиеся обстреливать противника, разбежались в панике.
Реконструкция бронзовой рибальды в британском военном музее.
Диорама, изображающая подготовку к выстрелу из огнестрельного "стреломета" первой половины XIV века. Пушкарь насыпает из рожка порох в затравочное отверстие, держа в другой руке палку с фитилем.
К концу четырнадцатого столетия стрелометные "вазы" уступили место более универсальным орудиям, способным стрелять железными или каменными ядрами, эффективными не только против живой силы, но и против крепостей.
Луки как пушки
Ровно 680 лет назад, 24 июня 1340 года, у берегов Фландрии состоялась битва при Слёйсе - первое крупное морское сражение британского и французского флотов, а одновременно - первая морская баталия, в которой, по некоторым данным, были применены пушки. Правда, из-за своей малочисленности и примитивности заметной роли они не сыграли, в отличие от знаменитых английских длинных луков - лонгбоу, которые обеспечили англичанам чистую победу с разгромным счетом. Французы же сделали ставку на арбалетчиков и прогадали, поскольку скорострельность арбалетов гораздо ниже.
Английские лучники с боевых площадок на мачтах, баках и ютах своих коггов буквально перестреляли экипажи французских кораблей, после чего абордажным командам оставалось лишь добить утыканных стрелами и крочившхся в агонии бедняг. Кроме того, англичане применили еще одно "ноу хау" - импровизированные ручные гранаты в виде глиняных и стеклянных кувшинов с растительным маслом. Растекаясь по палубам вражеских кораблей, масло делало их скользкими, мешая французам передвигаться и держаться на ногах. Кроме того, острые осколки кувшинов представляли дополнительную угрозу, поскольку тогдашние моряки зачастую обходились без обуви.
За несколько часов сражения вся первая линия французского флота, состоявшая из лучших кораблей, была захвачена. Спастись удалось только нескольким наемным галерам, которыми командовал генуэзский корсар Эгидио Бокканегра.
Если верить средневековым британским источникам, в бою погибло 20 тысяч французов, а согласно французским - "всего-навсего" четыре тысячи. Потери англичан - неизвестны. Количество захваченных ими судов тоже почему-то не указано в хрониках, но, судя по всему, их было несколько десятков. Со Слёйса началось восхождение Англии на пьедестал "владычицы морей", который она удерживала вплоть до Второй мировой войны.
На заставке - битва при Слёйсе на иллюстрации к летописи французского хрониста Жана Фруассара.
То же сражение еще на одной средневаековой миниатюре.
Рисунки художников XIX и XX веков на ту же тему. Левая гравюра - явный анахронизм, поскольку шкворневые фальконеты, вроде изображенного на ней, появились лишь через 80-100 лет после Слёйса.
Английский боевой когг XIV-XV веков.
Реконструкция внешнего вида когга "Томас" - флагманского корабля короля Эдуарда-III, командовавшего английским флотом в битве при Слёйсе.
Комментарии
Отправить комментарий