Большая драма художника Шишкина
«Иван Иванович Шишкин, выйдя из крестьянской среды, сохранил крестьянский облик и склад практического ума при твердой воле и выносливости в работе. Он с особой трезвостью решал многие практические вопросы Товарищества, придумывал различные способы устройства и передвижения выставки по городам, изобрел для картин особые ящики, которые в разобранном виде служили мольбертами на выставках и были очень удобны для перевозки картин по городам России.
Одним из самых известных, как сказали бы сегодня, «идавирусцев», был русский пейзажист Иван Шишкин. Кто не знает шишкинскую сосну на подъезде к Нарва-Йыэсуу? По мнению краеведов, именно прогулки живописца по сосновым лесам здешнего побережья воплотились потом в самой знаковой его картине «Утро в сосновом лесу» (помните медвежат на поваленных стволах в лесу?). На фото картина Шишкина, Сосна. Мерикюль.
С длинной седой бородой, высокого роста, он представлял тип настоящего старика-лесовика, точно олицетворяющего его любимую природу, лес. Он один из первых выходцев из народных недр достиг признания общественности на трудном художественном пути. Упорным трудом добился даже некоторого жизненного благополучия (к концу своей жизни).Шишкину захотелось повидать у себя мать-крестьянку, никогда не бывавшую в городе. Написал ей, и та решилась приехать. Как вошла она в комнаты, увешанные картинами в золотых рамах, и увидела прочую городскую обстановку – обратилась с укором к сыну: "Ах, Иван, Иван! Что же ты писал мне, будто ты маляр какой-то, а ты енерал". По представлению старухи так жить могли только генералы». Так И. И. Шишкина описал в книге «Воспоминания о передвижниках» художник Я. Д. Минченков.
И. Н. Крамской. Портрет И. И. Шишкина (1880) Русский музей, Санкт-Петербург
Характер художника описан точно. Правда, насчет крестьянского происхождения автор слукавил. Книга писалась в советское время, и образ сельского самородка был более привлекателен, чем сына купца или успешного чиновника. Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в Елабуге и был сыном купца-хлеботорговца. Род Шишкиных насчитывал 300 лет. Отец художника Иван Васильевич Шишкин был не только предпринимателем, но также инженером и знатоком истории. Он участвовал в археологических раскопках и написал книгу “История города Елабуги”. Несколько лет он занимал должность городского головы. Отец поначалу не воспринимал желание сына стать художником и старался привить интерес к точным наукам и археологии. К родному краю привить любовь удалось, к точным наукам - нет. В 12 лет Шишкин-младший поступил в Первую Казанскую мужскую гимназию, но через несколько лет бросил ее и вернулся домой в Елабугу. Отец убедился, что инженера из сына точно не получится и дальше препятствовать ему не стал, отпустив в Москву. В 1852 году будущий художник поступил в Московское училище живописи и ваяния, где проучился до 1856 года. В 1855 году ученический этюд Шишкина «Сосна на скале» приобрел Русский музей. После окончания училища в 1857 году Шишкин продолжил образование в Императорской Академии художеств. Он учился у художника С. М. Воробьева, но большое влияние на него оказал другой преподаватель - Мокрицкий. Судя по многочисленным сохранившимся письмам, Шишкин часто с гордостью сообщал родственникам о своих успехах.
Сосна на скале (1855)
В Академии Шишкин особенно сдружился со своими однокашниками А. В. Гине и П. П. Джогиным. И тот, и другой тоже были талантливыми художниками-пейзажистами, но успеха добиться не смогли.
Уже в первый год пребывания в Академии Шишкину были присуждены две малые серебряные медали за картины «Вид в окрестностях Петербурга» (1856) и за наброски, выполненные летом в Дубках, куда он ездил с Гине и Джогиным. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за этюд «Сосна на Валааме», в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж «Ущелье на Валааме», в 1860 году — большую золотую медаль за две одноименные картины «Вид на острове Валааме. Местность Кукко»
«Вид на острове Валааме» (1858) Государственный музей русского искусства
Киев
Сам художник о своих успехах писал родителям в родную Елабугу: «Сегодня у нас был акт, акт торжественный, какой когда-либо был, по крайней мере давно такого не было, и я удостоился получить торжественно, при звуках музыки, золотую медаль, этим преимуществом пользуются золотые, а серебряные нет. А я две сегодня получил. Серебряная почти такая же, как и та, которую вы видели, только вдвое больше, а золотая это просто прелесть, но главное на ней надпись великолепная: Достойному. Я вам их пришлю все». И наконец о главной награде: «Я вам еще, видимо, и не писал, что у нас был экзамен и что я получил золотую медаль первого достоинства, т. е. высшую, и последнюю, награду Академии. Да! Это, благодаря бога, весьма хорошо. Теперь я в Академии почти рассчитался совсем. Спасибо ей. Теперь ворота все открыты, и я свободен. Первые ворота конечно будут в Елабугу, а там уже посмотрим и за границей что поделывают. Ну да еще впереди с божьей помощью. Удивительно право, я никак не думал, чтобы могло дело так обработаться».
«Вид на острове Валааме (Местность Кукко)» (1859) Государственный Русский музей
Большая золотая медаль, полученная в 1860 году, давала право на пенсионерскую поездку за границу. Однако сначала художник отправился черпать вдохновение в Елабуге, и только потом в Европу.
«Буковый лес в Швейцарии». 1863 год. Холст, масло. 51 x 61.5 см, Государственный Русский музей, С-Петербург
Из письма другу художнику И. В. Волковскому в 1863 году:
«Ты спрашиваешь, скоро ли я пришлю картины; пришлю разве одну, и та еще не окончена до сих пор. Начато же целых 5. Некоторые опротивели, а другие не успеешь кончить. Занимался здесь кое у кого из пейзажистов, писал животных. По вечерам рисуем, я довольно нарисовал сепией и пером; немцы рот раззевают и говорят, что вам нечего у нас учиться и проч., и проч. гадости немецкие... Здесь мы уже начали писать с натуры, но теперь погода гадкая, она нас загнала опять в мастерскую Коллера - там я копирую коров. Ну, брат, я теперь только узнал кузькину - то знать, каково писать коров. А особенно как они написаны у Коллера - не больно расскачешься. Вот, кто хочет учиться животных писать, то поезжай прямо в Цюрих к Коллеру. Прелесть, я до сих пор не видывал и не думал, чтобы так можно писать коров и овец. А человек-то какой - просто прелесть. Вполне художник в душе и на деле. Мастерская великолепная громада. На днях думаем писать с натуры корову. Вот уже более месяца, как мы у Коллера, а сделали почти ничего, строг очень он к работе. Да и нашему брату, пейзажисту, есть чему поучиться - такие, брат, этюды, что ахти. Человеческие фигуры и этюды голые, так пишет, что наши академисты и понятия не имеют. Па солнце фигуры в рост катает. Так же и коров, овец и прочую скотину. Да, брат, художник хороший - как посмотришь да подумаешь хорошенько, то так руки и опустятся, хоть и бросай все». Примечательно, что животных Шишкин писал редко и не слишком удачно.
«Вид в окрестностях Дюссельдорфа». 1865 год, Холст, масло 106 х 151, Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Через шесть лет художник вернулся в Петербург, где много общался со старыми друзьями по Академии. Они организовали Санкт-Петербургскую артель художников, позже породившую Товарищество передвижных художественных выставок. Шишкин не был членом артели, но стал одним из членов-учредителей Товарищества. Также он был одним из основателей общества аквафортистов.
Иван Шишкин и его жена Евгения
В 1867 году Шишкин стал давать уроки молодому художнику Федору Васильеву и таким образом познакомился с его сестрой Евгенией, на которой через год женился. Шишкину было 36 лет, невесте – 21 год. Племянница вспоминала: «Скитание по меблированным комнатам ему страшно надоело, и он всей душой предался семье и своему хозяйству. Для своих детей это был самый нежный, любящий отец, особенно пока дети были маленькие. Евгения Александровна была простая и хорошая женщина, и года ее жизни с Иваном Ивановичем прошли в тихой и мирной работе». Брак был счастливым, но семейное счастье длилось всего шесть лет.
«Дама с собачкой (1868) и «Перед зеркалом. За чтением письма» (1870)
Шишкин дважды писал портреты своей жены. Сначала умер его отец, потом сын Владимир, брат жены Федор, с которым Шишкин дружил, затем жена и сын Константин. У художника осталась дочь Лидия.
Вторая жена Ольга Антоновна Лагода была ученицей Шишкина. В 1881 году у них родилась дочь Ксения, и вскоре вторая жена умерла. Ей был всего 31 год. Смерть стольких близких людей привела к глубокой депрессии и серьезным проблемам с алкоголем. По иронии судьбы именно в этот период художник создал свои лучшие картины.
И. И. Шишкин, К. А. Савицкий. «Утро в сосновом лесу» (1889) Третьяковская галерея
«Утро в сосновом лесу» - самая известная картина Шишкина. Существуют разные версии о том, как именно она была написана. Есть версия, что Шишкина вдохновил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888). По другой версии идею подал художник К. А. Савицкий, с которым Шишкин дружил. Но достоверно известно, что медведей на картине написал именно Савицкий, и подписей на ней было две. Купивший картину П. А. Третьяков подпись Савицкого замазал. Тот очень обиделся, и друзья надолго поссорились. Картина прославилась тем, что попала на обертку конфет.
В конце 1880-х годов глава известной конфетной фабрики Теодор фон Эйнем решил использовать картину для дизайна обертки. Есть легенда, что у него в рабочем кабинете висела репродукция полотна, и это якобы подало идею. По другой версии компания использовала сразу несколько известных картин, но покупателям полюбилась именно эта обертка. Первую партию конфет «Мишка Косолапый» фабрика выпустила в начале 1890-х годов. Конфеты получили главный приз на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896), а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Позже дизайн немного дополнил художник Мануил Андреев.
Другие картины художника
"Вид в окрестностях Петербурга" (1856) Государственный Русский музей
*****************************************
«У монастыря» (1870) Херсонкий областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко
****************************************
«Вечер» (1871) Государственная Третьяковская галерея
**************************************
«Рожь» (1878) Государственная Третьяковская галерея
Лучшие полотна художник написал тогда, когда находился в глубокой депрессии из-за потери близких. На одной из самых известных его картин под названием «Рожь» есть небольшая деталь - засохшее дерево. Есть мнение, что погибшее дерево на фоне прекрасной природы - намек на личную трагедию. На полотне изображено Лекаревское поле близ Елабуги
«Камни», Этюд (1880-е годы) Государственный Русский музей
****************************************
«Перед грозой» (1884) Государственный Русский музей
****************************************
«Дорожка в лесу» (1880) Государственный Русский музей
*****************************************
«Сосновый лес» (1889) Музей-заповедник В. Д. Поленова
******************************************
«Среди долины ровныя…» (1889) Государственный музей русского искусства, Киев
****************************************
«В лесу графини Мордвиновой. Петергоф» (1891) Государственная Третьяковская галерея
****************************************
«Корабельная роща»
Комментарии
Почему-то мне кажется люди в те времена были гораздо счастливее и здоровее во всех смыслах. Ни тебе информационного мусора, ни гаджетов, отнимающих время и энергию, здоровый сон(солнце село, свечку одну спалил и спать), много времени на себя, на размышления, познание, творчество. Все были ближе к природе, да и сама природа была еще девственная, с могучими лесами, с реками богатыми рыбой...
Сейчас же каждый третий на антидепрессантах, хотя обеспечены намного лучше, чем люди пару сотен лет назад.
Это потому что ты не удовлетворён собственной жизнью, вот тебе и кажется всякая хрень, на самом деле люди в основной своей массе никогда не жили так как сейчас, а тогда большинство населения жило в таком ужасе, дохли просто пачками. Отправить бы таких как ты в то время и посмотреть сколько бы там высидели.
Одна картина Шишкина в нарвской галерее находится
Отправить комментарий