Борьбе с борщевиком конца не видно
Руководитель проекта, направленного на истребление борщевика в Эстонии, говорит, что за 10 лет борьбы с ним картина стала более оптимистичной, но совсем вывести его пока не удается, пишет "Северное Побережье".
На том берегу Наровы борщевик чувтствует себя особенно вольготно. Фото сделано 2 года назад в районе реки Россонь. Фото: Stena.ee
Борьбе с борщевиком положили начало в 2005 году, выделив на эти цели 2 миллиона крон. За минувшие почти десять лет методы борьбы не изменились: выкапывание растений, срезание и уничтожение соцветий, а также опрыскивание ядом.
«Площадь, на которой мы боремся с борщевиком, с годами увеличилась, потому что каждый год нам сообщают о появлении новых колоний. Но радует то, что количество растений в колонии с каждым годом все меньше – особенно там, где с ними ведется долгая борьба – и картина по сравнению с той, что была 10 лет назад гораздо приятнее глазу», – рассказывает руководитель проекта по борьбе с борщевиком, главный специалист отдела охраны природы Департамента окружающей среды Мадли Линдер.
Уменьшение растений, заметное невооруженному глазу, достигается на 4-5 год борьбы с ними, на полное же истребление колонии уходит не менее семи лет. «Находящиеся в почве семена следует полностью уничтожить – семя может сохраняться в почве 7-10 лет и если туда новых семян не попадет, то борщевик больше на этой территории не появится».
В то же время, по словам Линдер, бывали примеры таких колоний, где в течение нескольких лет не было ни одного борщевика, а потом они снова появлялись. «Птицы их семена не разносят и ветром они особо далеко не переносятся, иногда самое большее на 10 метров от материнского растения. Чаще всего, семена застревают в шерсти животных, или же их перевозят на колесах автомобилей, а так же, попадая в проточные воды, они могут оказаться очень далеко от своей колонии», – говорит она.
Фото: Stena.ee
«По берегам рек и канав встречается много колоний, но опрыскивание ядом в этих местах запрещено, поэтому приходится выкапывать растения вручную».
Для Департамента окружающей среды, организующего борьбу с данным видом растений, термин «колония» обозначает скопление растений (может быть и всего одно растение) на какой-то территории. Естественно, что одиночное растение отдельно никто не пойдет уничтожать, и если оно произрастает на частной территории, то борьбу с ним должен вести собственник.
«Проще всего начинать вести борьбу с борщевиком ранней весной, еще не набравшее силу растение легко выкопать или опрыскать ядом», – объясняет Линдер. «У выросшего и начавшего цвести борщевика следует срезать все соцветия и сжечь, или же закопать на глубину более полуметра – в этих условиях семена не прорастут. Если же растений больше, то поможет постоянное скашивание или же выпас скота».
Часть землевладельцев не разрешает на своей земле истреблять борщевик: кто-то говорит, что для пчел это прекрасное место для сбора нектара, другие же считают растения красивыми и не хотят от них избавляться. Насильно нельзя прийти на частную территорию, чтобы уничтожить борщевик, и эти растения продолжают расти и разрастаться. К счастью, большинство землевладельцев сведущи о том, что борщевик опасен не только для человека, но и для всей нашей природы и занимающимся их уничтожением работникам препятствий не чинят.
Дополнительными проблемами бывают также некачественно проведенные работы – иногда фирмы, выигравшие конкурс госпоставки, делают свою работу спустя рукава или же вовсе оставляют ее по каким-то причинам несделанной. «В 2011 году был один подрядчик, по вине которого довольно много территорий остались необработанными должным образом «, – вспоминает Линдер. «И хотя мы оштрафовали его за столь серьезные упущения, но борщевик так и остался нетронутым».
Сообщения о появлении новых колоний поступают в Департамент окружающей среды в течение всего лета. В этом году появилась возможность включать их в уже заключенный договор с фирмой, истребляющей борщевик, вносить коррективы на уничтожение новых колоний данного вида в объеме до 20 процентов от всего объема услуг.
«Сообщений о совсем новых, ранее не обнаруженных колониях за последнее время приходит все меньше и меньше», – констатирует Мадли Линдер. «Информация поступает к нам в основном из тех мест, где ранее борщевик произрастал в больших количествах и проживающих на данной территории людей довольно много. Добавляется и такое обстоятельство, что летом, во время отпусков люди часто бывают на дачах или на природе, отсюда и увеличивается количество сообщений».
Полностью освободиться от этого вида растений Эстонии не удастся никогда, борщевик – очень упрямое растение. Но необходимо взять эти колонии под контроль, а владельцы земли при повторном появлении борщевика, должны их своевременно уничтожать.
В последние годы деньги на истребление борщевика были получены из фондов Евросоюза; например, на проведение работ в 2013 и 2014 году – из Европейского фонда регионального развития. Всего было выделено около одного миллиона евро. На 2015 год ходатайствуют о выделении денег из того же самого фонда, но что будет дальше, пока неясно.
Комментарии
А телефон службы какой? Борщевика растёт до одури вдоль берега Чёрной речки, что на Эстонской ЭС, где новый блок строят.
Попробуйте по этому телефону департамента окружающей среды узнать: 640 4572
Или лично Мадли Линдера контактные данные
7302256
53345379
e-post: Madli.Linder@keskkonnaamet.ee
Отправить комментарий