Быть бы Нарве краше, да никак
Автор многих книг, посвященных Нарве и ее жителям, Оскар Ида считает, что «столицей», пусть даже «осенней», Нарву называть еще рано; и даже на фоне заштатного российского Кингисеппа она выглядит неважно.
Оскар Ида: Петровскую площадь впору называть «центральной нарвской парковкой имени Петра Первого».
«Нарва - город так себе, но хороши его пригороды: Таллинн и Санкт-Петербург».
Уличный юмор
В начале октября в рамках кампании «Нарва – осенняя столица Эстонии» состоялся семинар, посвященный развитию нашего города. Итог обсуждению подвел мэр Нарвы господин Таммисте. Сказал, что ничего нового он не увидел и не услышал, а курс, которым мы идем, – правильный.
Все познается в сравнении. Недавно я, как житель «осенней столицы Эстонии», побывал в соседнем провинциальном российском городе Кингисеппе, прошелся по его главному проспекту Карла Маркса.
В начале проспекта, на берегу реки Луги, стоит изумительный величавый православный храм Святой Екатерины. На проспекте все дома отремонтированы, в хорошем состоянии, окрашены в светлые тона. Все пешеходные переходы оснащены светофорами, хорошо размечены, деревья и газоны ухожены, уличная реклама - понятная и сдержанная.
Я от души порадовался увиденному и, вернувшись из «провинции» в нашу «столицу», захотел пройтись по нарвским главным улицам — Таллиннскому шоссе, улице Пушкина и Петровской площади, чтобы сравнить со свежими впечатлениями от Кингисеппа, с провинциальными городами Эстонии.
Петровская площадь
Тут «площадь» - только название, а вид это место имеет проходного двора или парковки для легковых машин и автобусов, количество которых все возрастает. Правильнее было бы эту площадь назвать «центральной нарвской парковкой имени Петра Первого». Вспомним центральные площади Таллинна, Тарту, других эстонских городов — все они не являются отстойниками для транспорта.
Кто-то скажет: «А мы у границы, у нас таможня...». Но ведь есть хороший способ решить эту транспортную проблему. Совсем рядом с Петровской площадью есть ничем не занятая территория бывшего молокозавода. Туда бы и перенести автостоянку — центральная площадь стала бы пешеходной.
(Надо сказать, что территория бывшего молокозавода — частная собственность, и сейчас ее собственник заинтересован в продаже этой недвижимости - Ред.).
Петровскую площадь украшают две рекламы, и они производят незабываемое впечатление. Первая — рисунок рулончика туалетной бумаги, с текстом, который в переводе с эстонского означает: «Бумага, которая пригодится каждому». Вторая — яркая трехметровая и содержательная реклама на русском и эстонском языках: «Резинка — это секс». Синтаксическая ошибка и бессмысленность содержания специалистов Нарвской горуправы не волнуют. Они, видимо, не знают, что уличная реклама — это то, что все вынуждены читать вопреки своему желанию.
Таллиннское шоссе
Яркие огни современных торговых центров, предлагающих изобилие товаров, привлекательная реклама — это, конечно, благо. Но печально то, что эту же центральную улицу с самого ее начала «украшают» обшарпанные дома, и к ней же примыкает находящийся в жалком состоянии рынок на Энергии. Вокруг города много садовых участков, и те садоводы, которые хотят продавать часть собственного своего урожая или произведенных из него заготовок, вынуждены это делать в ужасных условиях. Раскладывают товары на коробках, ящиках, на земле, в дождь, снег — любую погоду. Руки не помыть, в туалет не сходить — как тут продавцу и покупателю помнить о своем здоровье! Власть так и не смогла создать нормальный рынок в Нарве.
Все познается в сравнении. Например, в Тарту старый рынок находится в хорошем состоянии — тепло, чисто, свежий воздух. Построили новый — еще лучше старого. Там есть и открытая часть, где все обустроено на высшем уровне - любо-дорого посмотреть!
Улица Пушкина
Была когда-то самой красивой улицей Нарвы. А что теперь? А та же самая картина, что мы видели на Таллиннском шоссе: облезлые дома, разрисованные стены, пустующие торговые помещения (например, бывшего магазина «Россия»). На улице Пушкина находится и такой позор Нарвы как автовокзал. Даже и не автовокзал, а забегаловка, сарай ожидания — в 19.00 закрывается, а в 8.00 открывается. Недавно, по поводу нарвского автовокзала в прессе критически высказалась Марет Рейнметс, преподаватель Эстоно-американской бизнес-академии, но то, что он из себя представляет, давно известно каждому нарвитянину. Правда, никто не знает, когда у нас появится достойный не то чтобы «столицы», а любого уважающего себя города автовокзал.
В соседних эстонских городах Йыхви и Раквере, на статус «столицы» не претендующих, за последнее десятилетие построили шикарные автовокзалы, где уютно, тепло, есть и залы ожидания, и понятные расписания, и кафе.
Осталось подвести краткий итог. Городская власть говорит, что позитивным изменениям сейчас мешает кризис. Но в Нарве очень много памятников докризисной разрухи: ДК имени Герасимова, гробовая мастерская, 7-я школа, общежитие на улице Кереса, вспомогательная школа на Пушкина и другие объекты. Экономический кризис несомненно ударил по Нарве, но усугубляет его кризис в управлении городом, кризис морали и профессионализма власти, ее алчность, коррупция.
Кто-то скажет: «Опять этот Оскар Ида! Что ему нужно!?» Отвечаю: я люблю свой город и пишу все это не во зло. Я ничего не придумываю, пишу с натуры, как свободный художник. А в том, что натура «серая», не художник виноват.
Оскар Ида,
нарвитянин
Комментарии
Не в бровь, а в глаз! Всё верно. Это ещё мягко всё наше убожество описано. Город превращается в помойку и если наш НЕуважаемый мэр считает, что идём правильным курсом, то всё совсем плохо.
Отправить комментарий