Читатель переживает: в Эстонии надо все восстанавливать
Именно в эти дни исполняется 100 лет с того времени, как на территории Эстонии начали изучать и добывать сланец в промышленных целях. Председатель правления Eesti Energia Kaevandused и член правления Eesti Energia Андрес Вайнола пишет в блоге Eesti Energia немного и об истории, но в основном он концентрируется на том, насколько развилась сланцевая промышленность сегодня. Тем временем читатель "МК-Эстония" сетует на то, что сланцевая промышленность с приобретением независимости развалена:
Прожив в Эстонии 36 лет, я пережил два образа жизни: когда население Эстонии жило в составе России и при государственной независимости. Лично я за самостоятельность прибалтийских стран, так как это снимает проблемы по родному языку и по национальной вере. У меня мама – латышка по национальности, а отец русский, и мне понятен образ жизнеустройства сторон, пишет в редакцию ветеран ВОВ Александр Михайлович Разгуляев.
Мне часто приходится слышать от некоторых лиц власти и материально состоятельных людей, что сейчас в Эстонии живется намного лучше. В то же время основная часть населения Прибалтики проживает намного хуже. Многие покидают родину для заработка в другой стране, намного уменьшилась рождаемость детей, большие проблемы в школах. Например, в большом поселке Ору закрыли школу, и дети вынуждены ездить в Йыхви.
А главное, все, что было создано при российском режиме, предприятия, рабочие места, уничтожены. Стало сложно попасть к врачам-специалистам, надо ждать два месяца и больше, что создает проблемы с лечением и здоровьем.
Проживая в городе Кохтла-Ярве, я много лет проработал в институте сланцев. Там работало много ученых в специальных лабораториях по методам добычи сланца и применению необходимых сланцепродуктов в жизни. Этот институт проработал 25 лет и был закрыт во время отделения Эстонии от России.
Многие предприятия по добыче сланца и его применению закрыли. В связи с этим потеряло работу огромное количество ученых, инженеров и рабочих других специальностей. В других городах и населенных пунктах прибалтийских республик в период самостоятельности тоже закрылось много предприятий. Вывод один: надо все восстанавливать. Другого пути нет. Тогда народ будет жить лучше.
Сланцевая промышленность будет приносить государству ценность еще десятилетия
"В середине июня 1916 года на территории тогдашних волостей Кохтла и Ярве были добыты первые пробные партии сланца с целью выяснения энергетического потенциала этого природного ресурса. Перспектива сланца в качестве источника энергии быстро нашла подтверждение, что повлекло за собой начало промышленной добычи. Это парадокс, но 100-й юбилей промышленной добычи сланца сопровождается сегодня двойственными чувствами. С одной стороны, низкая цена на нефть поднимает вопросы о жизнеспособности сланцевой промышленности. С другой стороны кажется, что именно 100 лет знаний и опыта настолько развили сланцевую промышленность, что это позволит ей стойко пережить непростые времена" - продолжает рассказывать член правления Eesti Energia Андрес Вайнола в своем блоге.
Особенные свойства сланца были, на самом деле, известны и более 100 лет назад. Например, одна из самых распространенных легенд говорит о том, что построенная из сланца банная печь однажды загорелась, продемонстрировав, что хозяин имел дело с ”горящим камнем”. В качестве топлива для винокурни у себя в поместье использовал сланец барон из Кукрузе Роберт фон Толль в 1870 году. Но именно с промышленными целями на территории Эстонии исследование и добыча сланца начались именно в 1916 году. В результате I Мировой войны поставки каменного английского и немецкого угля в Петербург прекратились, поэтому нужно было найти альтернативы. Пробная добыча началась в Кукрузе, откуда добытый сланец был отправлен для исследования в Петербург. Результаты показали перспективность природного ресурса в качестве топлива и сырья для химической промышленности. В этом же году было начато и создание первой шахты — шахты ”Паванду”.
Изначально работа по добыче велась с помощью рычагов и клиньев. Так, например, в шахте ”Кукрузе” в сутки добывалось около 20 тонн сланца. Для сравнения, сегодня, когда большинство работ механизированы, в шахте ”Эстония” в сутки добывается в среднем 30 000 тонн сланца. Бывали времена, когда сланец транспортировался на ручных тачках, деревянных вагонетках и с помощью лошадей. Сегодня сланец под землей передвигается по конвейерам, а на земле — поездами. Например, у Eesti Energia имеется 50 километров конвейеров. Предприятие логистики, которое организует транспорт сланца, отправляет на электростанции и заводы масел в сутки 300-400 вагонов, наполненных сланцем.
В течение столетия в Эстонии всего существовало более 20 шахт и карьеров. Из земли было добыто 1,1 миллиарда тонн сланца, и еще примерно столько же остается в качестве учтенных активных запасов. Понимание, что сланец не бесконечен, заставило шахтеров и переработчиков относиться к этому природному ресурсу с большой ответственностью. Благодаря многолетней работе со сланцем, эстонцы до мелочей изучили этот источник энергии. Опыт и находчивость инженеров привели к инновативным решениям, которые позволяют использовать сланец более эффективно и экологично, чем когда-либо ранее. При этом компетенции эстонцев в области сланца ценятся во всем мире.
Одна из целей Eesti Energia заключается в том чтобы добывать с минимальными потерями сланца. В планируемой шахте ”Нарва” мы планируем применить метод добычи комбайнами, при котором в виде целиков, или так называемых опорных столбов, под землей остается намного меньше сланца по сравнению с преобладающим сегодня камерным методом. Для того чтобы сохранить позиции в конкуренции на нестабильных энергетических рынках, мы должны быть гибкими и использовать инновативные и экологичные возможности. Эффективность добычи значительно выросла за десятилетия, например, если в середине 1990-х у нас было 10 000 шахтеров, то сейчас — около 2000, а объем добываемого сланца остается прежним.
Мы также работаем над решениями, которые позволяют получить из добытого объема сланца все больше ценности. Если в прошлом объемы добычи сланца достигали 31 миллиона тонн, то сегодня государство установило предельное значение в 20 миллионов тонн, из которых концерну Eesti Energia отведено 15,01 миллиона тонн. С помощью технологии Enefit, совмещающей производство масла, газа и электроэнергии, из сланца можно получить в два раза больше энергии, чем при производстве из него только электроэнергии. С помощью дополнительного оборудования можно производить из газа, выделяющегося при производстве масла, также и сланцевый бензин, что позволяет еще больше увеличить эффективность производства энергии.
Заслуживает внимания и то, как сланцевая промышленность с богатой историей поддерживает Эстонию и при достижении целей в области возобновляемой энергии. А именно, на Балтийской электростанции и станции ”Аувере” можно для производства энергии наряду со сланцем использовать и биомассу. На электростанции ”Аувере” сланец можно заменить биомассой в объеме до 50%. В общей сложности Нарвские электростанции способны производить в год около 2,5 тераватт-часа конкурентоспособной возобновляемой энергии, что составляет почти половину годового объема потребления электроэнергии в Эстонии.
Если десятилетия назад черный дым из труб электростанций говорил о расцвете сланцевой промышленности, то сегодня предпосылкой к работе промышленности является минимальное влияние на окружающую среду. Именно в этом году экологические правила Европейского союза вступили в Эстонии в силу на 100%. Концерн Eesti Energia годами работал над приведением производства энергии в соответствие ужесточающимся экологическим требованиям — за последние пять лет выбросы азота и серы на электростанциях снизились в разы.
Концерн Eesti Energia и в течение последующих десятилетий будет готов к предстоящим вызовам — как собственным, так и для всего сектора. Мы активно занимались обновлением технологии, и наше производство сейчас чище и эффективнее чем когда-либо ранее. Мы работаем во имя того, чтобы придать ценность нашему общему ресурсу — сланцу — наилучшим возможным способом. В итоге, это принесет пользу не только местным жителям и предприятиям, но и всей Эстонии, поскольку сланцевая промышленность составляет целых 4-5% внутреннего валового продукта государства, а также прямо или опосредованно дает работу более чем 10 000 человек в Ида-Вирумаа. Это большая ценность, которую мы должны заботливо сохранять и развивать".
Комментарии
население Эстонии жило в составе России...создано при российском режиме... отделения Эстонии от России - ну какие могут быть комментарии.
Я помню,как один мой товарищ пищал от восторга,узнав,что Эстония вышла из СССР!"Пусть мы будем нищими,но свободными"!Ходит сейчас в Ванькин город,за бухлом и лекарствами..Эх,ты жизнь..
Ну а что? Небогатый ходит к нищим и пользуется тамошними ценами для экономии. Молодец.
что бы вы выбрали. нищая и свободная или российские базы и качество жизни на уровне Кингисеппа? только честно)
А в Кингисеппе действительно так плохо живется? Да и американские базы ничем не лучше чьих-то других. Насчет свободы терзают смутные сомнения, слишком уж зависима страна.
Эти "нищие"живут лучше тебя!Ты бредишь чел!
Да не, вряд ли лучше. В Ивангороде невысокие зарплаты, например.
в основном так говорят люди, которые побывали в москве или питере и не разу не сворачивали с главных улиц.
Там по крайней мере, ЕСТЬ РАБОТА!!!
среди моих знакомых нет ни одного безработного. странно.
А у меня , среди подруг и знакомых сразу три семьи остались без средств.Мужей сократили.Так вот бывает..
У меня тоже много знакомых, которые сидят без работы и поверьте они не лентяи. печально все это
Если еще со сланцевой золы будут делать асфальт, то вообще нормально) еще эффективнее)
но так то это та отрасль где можно свободно было бы в 2 раза увеличить персонал) ну по финансам, прибыли...)
и если еще фосфориты научатся так же добывать, то независимости не будет конца и края =)
Не понимаю, почему добыча фосфоритов по мнению многих является экологически опасной. Это же обычная разработка залежей солей, не более. Давно бы уж стали добывать, чего тормозят.
Отправить комментарий