Читатель: транспортировка электричества — малозаметная афера государственного масштаба?
Читатель обратился в редакцию Delfi с вопросами об услуге транспортировки электроэнергии. Ему нынешняя ситуация кажется абсурдной, и он полагает, что ”налицо — малозаметная афера государственного масштаба, которая, однако, приносит немалую прибыль”. Ситуацию проясняет Elektrilevi.
Фото: Stena.ee
Читатель удивляется наличию в счетах за электричество графы "транспортировка электричества" и рассуждает: "Давайте вернемся во времена эстонских крон, примерно в 2008-2009 годы, и вспомним счета за электричество: они составляли от 15 до 25 крон на трехкомнатную квартиру — примерно 1-2 евро".
Читатель продолжает: "Сегодня, спустя 8-9 лет, счет в трехкомнатной квартире за электричество стал 35-40 евро, что в кронах составило бы сумму 600-630. Хорошо: спишем на то, что прошло время, все-таки 8-9 лет, и жизнь подорожала. Давайте поделим эту сумму на 3, и тогда у нас получится 200-220 крон за электричество по старому курсу (ориентировочно) то есть счета увеличились на 100%.
Теперь у меня главный вопрос: каким образом раньше, во времена счетов в размере 1 евро, компании-поставщики электроэнергии справлялись с обслуживанием сетей? Ведь именно это — единственная логика оплаты транспортировки электричества — обслуживание сетей! Пусть они расскажут детально, что такое транспортировка электричества, обслуживание сетей, и самое главное: как они раньше справлялись?
Давайте посчитаем, опять-таки ориентировочно, сколько денег собирают госкомпании с транспортировки электричества. Сегодня в Ласнамяэ живут 117 000 человек. Давайте поделим эту цифру на 4: столько в среднем живет человек в каждой квартире (грубо говоря). Получится ориентировочно 30 000 квартир в Ласнамяэ. Средний счет за транспорт электричества составляет около 10-20 евро. Давайте возьмем самую низкую цифру — 10 евро и умножим на 30 000 квартир. У нас получится 300 000 евро собранных денег с Ласнамяэ в месяц. Я думаю, что эта цифра — больше, так как расчеты ориентировочны, и есть еще крупные предприятия, которые я не считаю.
Идем дальше: Хааберсти — 41 000 человек, Мустамяэ — 67 000, Кристийне — 30 000 человек, Нымме 38 000 человек, Копли — 7000 человек (Пыхья-Таллинн — 56 000 человек — прим. ред.) и центр — 70 000 человек. Получаем 253 000 во всех этих районах. Делим на 4 человека в каждой квартире (по-максимуму), получаем ориентировочно 63 000 квартир.
Умножим это число на 10 евро — средний счет за транспорт электричества, и получим еще примерно 630 000 евро. Складываем 630 000 с 300 000 в Ласнамяэ, и у нас получается 930 000 евро с города Таллинна. Напомню, что я не считал крупные производста, компании, магазины, отели и т.д. Короче говоря, смело округлим до миллиона евро (но я думаю, что эту цифру можно умножить на 2). Столько получают компаниия по доставке электричества в месяц (примерно). И это — 12 миллионов евро в год, опять же — примерно! И это — только Таллинн!
Хотелось бы понять, куда расходуются эти деньги? Сколько потрачено на обслуживание сетей в Таллинне? Давайте вспомним, что мы живем в XXI веке, и подстанции, провода, автоматы сегодня не горят синим пламенем; везде стоят предохранители и другая очень умная техника, которая предотвращает крупные аварии. Давайте в принципе вспомним, когда последний раз в вашем доме — и вообще в районе — полностью гас свет, и как часто такое бывает? Когда последний раз вы видели погруженный в темноту микрорайон? Так на какое обслуживание сетей тратят деньги? Что за поломки такие случаются с сетью?”
Комментарий Elektrilevi
На вопросы читателя отвечает заведующий рыночными отношениями Elektrilevi Лембит Сюнт:
"Из письма читателя неясно, кто ему выставляет счета за коммунальные услуги, и как они формируются. В целом же можно предположить, что это КТ, которое закупает услуги сети и электроэнергию на весь дом в точку подключения. В таком случае у квартир нет прямых договоров с поставщиком электричества, и дальнейший расчет производится внутри товарищества. Поэтому затруднительно прокомментировать содержание и размер выставляемых жильцам счетов.
Со стороны Eesti Energia в выставленных клиентам счетах плату за сеть начали считать отдельно от электроэнергии уже в 2005 году на основании Закона о рынке электроэнергии.
В письме речь идет о разнице в счетах за электричество в квартирах одного типа в разные годы. Корректное сравнение может быть основано лишь на одинаковых объемах услуги (например, потребленные киловатт-часы). На основании данных о потреблении в целом можно сказать, что, в зависимости от клиента, могут значительно различаться как потребление услуг, так и вытекающие из этого размеры счетов в квартирах того же типа и размера.
Подробнее об изменении платы за сеть в течение времени можете прочесть тут.
В течение этого времени индекс потребительских цен вырос на 44%, а стоимость услуги сети — на 30%. Это означает, что в действительности услуга сети в отношении общей дороговизны жизни подешевела на 14%, и Elektrilevi для удержания цены на разумном уровне действовала эффективнее, чем прочая экономика вокруг нас. Для предприятия сети лишь расходы, связанные с одним местом потребления, составляют в среднем 10 евро в месяц даже тогда, когда электроэнергию не потребляют.
Соотношение компонентов, воздействующих на величину счета за услугу сети, смотрите на рисунке ниже.
ГРАФИК: счет среднего домашнего клиента (потребление 3 000 кВт/ч в год) за услуги сети с 01.04.2014.
Что касается доходов от плат за услугу сети, то тут некорректно вырывать из контекста показатели одного региона, и их обобщать. В Законе о рынке электроэнергии есть принцип, на основании которого величина платы за услугу сети не может зависеть от географического положения потребителя. Это означает, что, например, в таллиннской квартире и в квартире где-нибудь в сельской местности цены на услуги сети одинаковы и формируются с учетом трат на поддержание всей сети.
У Elektrilevi по Эстонии — более 60 000 километров ЛЭП и свыше 23 000 подстанций. Содержание и обновление такого количества имущества требует значительных средств.
Из письма читателя видно, что перебои в подаче электричества — редкое явление и надежность снабжения — хорошая. Действительно, электросеть из года в год становится все надежнее, и количество поломок в сети Elektrilevi за пять лет снизилось на треть. Однако за этим стоят масштабные инвестиции и работы по реновации. Только в прошлом году мы инвестировали в улучшение качества услуг сети 88,5 миллионов евро, построили 253 новых подстанции и провели 2 699 км ЛЭП. Уменьшить количество поломок и их продолжительность позволили также и автоматизация электросети и использование инфотехнологий.
В районах с высокой плотностью предприятий в случае поломки существует возможность автоматического переключения для восстановления подачи электричества; и, таким образом, у клиентов в принципе не может случиться перебой в подаче.
В то же время следует учитывать, что электросеть района Ласнамяэ построена преимущественно в 1970-80 годы, и в скором времени будет нуждаться в крупных инвестициях. Еще больших усилий требуется приложить для обеспечения надежной подачи электричества в сельских районах.
Все это отражается на цене услуги сети, которая должна покрывать затраты на поддержание и обновление системы. В нее входят также и траты за услугу передачи от основного предприятия Elering. Кроме того, в счете указаны также и госналоги — плата за возобновляемую энергию и акциз на электричество".
Комментарии
забыли только сказать, за чьи деньги строятся эти новые подстанции.
Не знаю, как там в Таллинне, а вот, например, в Нарве, где сетевое предприятие VKG Elektrivõrgud - за строительство новой подстанции платит всегда КЛИЕНТ. И стоимость эта весьма немаленькая -4 МВ подстанция может стоить 500 тысяч евро ("пятьсот тысяч, Карл!"). и это деньги не ранее собранной сетевой платы, а именно нового клиента сети. Кстати. По существующему закону новый клиент, построивший подстанцию за свои деньги, после этого не становится ... ее собственником! новая подстанция становится собственностью сетевого предприятия. Сюрприз!
Так что вопрос остался открытым: "Где деньги, Зин?.."
Давайте рассмотрим вопрос с точки зрения экономики. Энергетика это совокупность энергетических объектов, линий передачи, систем распределения энергии до потребителя. На поддержание в должном состоянии и строительство новых объектов в энергетике требуются крупные затраты. Зарплаты в данной отрасли мизерными никогда не были. При передаче энергии обязательно есть потери в несколько процентов от выработки. Коэффициент полезного действия у обычных тепловых электростанций низок. Притом, за эти годы выросли зарплаты энергетиков и добытчиков топлива, цены на топливо, оборудование и ремонтно-восстановительные работы. Судя по разнице цен, за эти 9 лет произошёл переход от почти полного финансирования энергетики государством на самоокупаемость с прибылью, а также современные цены характеризуют состояние объектов эстонской энергетики между посредственным и плохим. Но так как это монополия, то из-за отсутствия конкуренции она для получения планируемой прибыли диктует потребителю цены.
vkg elektrivõrgud никаким образом не относяься к elektrilevi. и вообще, не нравятся цены, так поднимайте вопрос на общем собрании КТ и выбирайте нового поставщика. либо решайте индивидуально для своего домохозяйства.
а по поводу "нового клиента сети", это типо из серии "я живу в 30 км от Верхнего Нижнежопинска, но хочу себе провести электричество за 10 евро в месяц"
В цене электроэнергии доля электросетей больше чем доля электростанций.
Всегда так было. Во многих странах мира электростанции получают всего лишь 10 процентов от оплачиваемых потребителем денег, а электросети гребут порядка половины этой суммы.
а кто не ворует
Пока ЭЭ является гос. компанией ничего хорошего ждать не приходится. По крайней мере при том уровне экономики и жизненного уровня, которые мы имеем на сегодняшний день.
Отправить комментарий