Что происходило с деньгами и ценами после денежных реформ 1961, 1992 и 2011 годов
Скоро стукнет два года с того исторического дня, как Эстония перешла на евро. И хотя нам обещали, что евро никоим образом не повлияет на стоимость товаров и услуг, цены из кроновых превратились в евровые, подскочив буквально за одну новогоднюю ночь. «МК-Эстония» решила вспомнить денежные реформы, которые пережили наши читатели (кто только одну, а кто и все три последних).
Наверное, совсем мало кто из наших читателей помнит советскую денежную реформу 1947 года и упразднение карточек, после чего цены на потребительские товары значительно выросли. Новые цены более чем в три раза превосходили довоенный уровень, в то время как зарплата увеличилась только наполовину. Средний размер зарплаты не достигал 500 рублей, при этом 1 кг хлеба стоил 3-4 рубля, 1 кг мяса – 28-32 рубля, 100 г сливочного масла – более 6 рублей, одно яйцо – больше рубля, а шерстяной костюм стоил 1500 рублей.
Поэтому неудивительно, что когда через 14 лет подоспела необходимость в новой денежной реформе, народ воспринял это без энтузиазма. И эти события уже наверняка помнят многие наши читатели.
Тайна реформы 1961 года
Один новый рубль выдавался вместо 10 старых. То есть цены упали за ночь ровно в 10 раз. Находившиеся в обращении денежные знаки образца 1947 года были обменяны без ограничений на вновь выпущенные по соотношению 10:1 и в том же соотношении были изменены цены всех товаров, тарифные ставки заработной платы, пенсии, стипендии и пособия.
Делалось это, как писали тогдашние газеты, «в целях облегчения денежного обращения и придания большей полноценности деньгам». Однако мало кто обратил внимание на одну странность:
до проведения реформы доллар стоил 4 рубля, а после ее проведения был назначен курс 90 копеек за доллар.
Многие наивно радовались, что рубль стал дороже доллара, но ведь если менять старые деньги на новые один к десяти, то доллар должен был стоить не 90, а лишь 40 копеек.
То же самое произошло и с золотым содержанием: вместо того, чтобы получить золотое содержание, равное 2,22168 грамма, рубль получил лишь 0,987412 г золота. Таким образом, рубль был недооценен в 2,25 раза, а покупательная способность рубля по отношению к импортным товарам, соответственно, во столько же раз уменьшилась.
В результате импорт резко подорожал, и заграничные вещи, которыми советского покупателя и до этого не баловали, перешли в разряд предметов роскоши. Новые деньги стали справедливо называть «хрущевскими фантиками».
Если цены в госторговле изменились ровно в десять раз, то на рынке – лишь в 4,5 раза. Так, если в декабре 1960-го картофель был в госторговле по рублю, а на рынке – от 75 копеек до 1 рубля 30 копеек, то в январе, как и было предписано реформой, магазинный картофель продавался по 10 копеек за килограмм.
Здравствуй, крона!
В августе 1992 года Эстония перешла на крону. В одну ночь деньги поменялись по привычному соотношению 1 к 10. Причем тогда каждому человеку меняли только 1500 рублей, за которые давали 150 крон. У многих людей были на руках гораздо большие суммы, которые они копили годами, и появились проблемы с обменом денег.
За день до обмена в магазинах покупалось все без разбору – только бы потратить деньги,
хотя большинство магазинов могли похвастаться только пустыми прилавками, особенно торговавшие одеждой. Помню, что за 200 рублей, которые завтра были бы ненужными, прикупила торт.
Вахур Крафт, президент Банка Эстонии в 1995-2005 годах, в издании Kelder пишет, что в один из послереформенных дней ехал вместе с сыном из Выру в Каркси-Нуйа. Билет стоил 30 или 50 крон. И Крафт думал о том, что же будет дальше...
Зато другой человек вспоминает, что за 50 крон отправился с другом на Чудское озеро отдохнуть, и они потратили за две недели всего лишь 25 крон. Причем друзья ни в чем себе не отказывали – ни в еде, ни в питье. Сразу после реформы 2-комнатная квартира в Пельгуранна стоила 20 000 крон.
Перед введением кроны цены поднимались каждый месяц, а буквально за несколько недель до реформы уже отмечался чуть ли не ежедневный рост. Самое существенное повышение цен было в январе 1992-го, когда все цены выросли вдвое.
Да здравствует евро!
Сразу после введения кроны литровая бутылка молока стоила 46 центов, буханка хлеба – 20, пачка творога – 33 цента. Перед введением евро литр молока стоил 8,30 кроны, а килограмм хлеба – 14 крон. Так что можно сказать, что за 20 лет после реформы жизнь подорожала в 20 раз.
Не принесло в этом плане хороших новостей и введение единой европейской валюты.
Буквально за ночь некоторые цены за счет округления в большую сторону выросли процентов на 10. Так, чашка кофе, 31 декабря 2010 года стоившая 25 крон, в первый день евровой эпохи стоила уже 1,80-2,00 евро. Ко второй неделе февраля йогурты одной марки с 78 центов поднялись в цене до 97, а вскоре прочно зафиксировались на отметке 1,05 евро.
Если раньше для многих эдаким мерилом служила купюра в 500 крон, то сегодня основательный поход в магазин обходится уже в 50 евро (782 кроны).
Комментарии
лучше бы так же похвастались повышением зарплат
так они и хвастаются повышением зарплат в правительстве каждые пол годы на 200 евро...
Самое веселое, куда потом эти рубли, сданные гражданами в банки и потраченные в магазинах, девались. А девались они сначала в Среднюю Азию, где скупалось уже на уровне государства в буквальном смысле все попадавшееся под руку, а потом вся эта денежная масса СССРовских банкнот шарахнула по Армении, последней из республик перешедшей на свою валюту. До сих пор армяне оправиться не могут.
Отправить комментарий