Что же мы выбрали: анализируем состав нового парламента страны
Выборы прошли, голоса подсчитаны. Эксперты пытаются объяснить результаты и предсказать ближайшее будущее, пишет "Столица"
Выборы в Рийгикогу выиграла Партия реформ, которая по итогам голосования получила в парламенте 30 мандатов из 101, то есть на три меньше, чем на выборах в 2011 году. Всего в Рийгикогу прошли шесть партий.
Центристская партия получила на один мандат больше, чем четыре года назад - 27. Социал-демократическая партия - на четыре мандата меньше, чем в предыдущем составе Рийгикогу - 15. Союз Отечества и Res Publica потерял девять мандатов и получил в итоге 14 мест. Ранее не входившие в Рийгикогу Свободная партия Эстонии (EVE) и Народная консервативная партия Эстонии (EKRE) получили, соответственно, восемь и семь мест.
Лидер Центристской партии Эдгар Сависаар поблагодарил однопартийцев: «Мы добились хорошего результата. Мы получили в свою поддержку больше голосов, чем на предыдущих выборах. Серебряная медаль никого не должна разочаровать. Второй результат – это не победа, но это, безусловно, не поражение», – сказал он. Сависаар подчеркнул, что четверо политиков, собравших на нынешних выборах наибольшее количество голосов в свою поддержку (Сависаар, Тоом, Кылварт, Ратас) - центристы. «Это значит, что с нами считаются, – заявил Сависаар. – Партию, представляющую интересы такого большого числа жителей Эстонии, невозможно оттереть на второй план или заставить ее замолчать».
Главное – правильно посчитать
«Мы никогда не сможем выиграть парламентские выборы в Эстонии до тех пор, пока не будет обеспечена безопасность электронных выборов или пока от этого способа выборов вообще не откажутся», – выразил сомнение в итогах э- выборов лидер центристов.
Подвергает сомнениям результаты э-голосования и журналист Õhtuleht Вилле Арике: «По результатам электронного голосования Партия реформ получила 37,5, а Центристская партия – 7,7 процента голосов. При этом обычным путем центристы получили 32,5, а реформисты – 23,3 процента голосов. Логики в этом никакой. Мы все время слышим, что избиратель реформистов в отличие от избирателя центристов предпочитает э-голосование. Я полагаю, что в наше время, когда все возрастные группы активно пользуются компьютером, эта разница должна быть невелика». Он также напоминает, что конституционный суд Германии в 2009 году признал электронное голосование противозаконным, потому что подсчет электронных голосов невозможно проверить публично.
Не верят результатам и простые жители страны. «Центристам надо дать перепроверить результаты электронного голосования. В прошлые годы я голосовала электронным путем, а потом приходили письма с благодарностью от депутатов, за которых я никогда не голосовала. Как это понять?» - задалась вопросом в комментариях на портале «Столицы» одна из читательниц.
Страх, Путин и НАТО
Политолог Юхан Кивиряхк в интервью ERR сказал, что за победой Партии реформ стоит то, что они изменили свою узкую позицию рыночной либеральности на более широкую платформу, стали партией, которая говорит со всеми группами избирателей. Во многом их успех вызван и тем, что они смогли выйти как единственная альтернатива Центристской партии. «Реформисты сделали гениальный политтехнологический ход, поменяв партнера по коалиции почти перед самыми выборами. У Свена Миксера был очень высокий рейтинг, но после того как соцдемы вошли в правительство, их рейтинги постоянно падали. Избиратели соцдемов не простили им Закона о сожительстве и реформы трудоспособности»,- полагает эксперт.
Успех новых партий Кивиряхк обосновывает желанием людей что-то изменить. Корни этого тянутся к 2012 году, когда прошли крупные общереспубликанские забастовки и акции протеста против лживой политики.
Сильвер Мейкар, политолог Ало Раун и журналист Eesti Päevaleht Йозеп Bярк предполагают, что успех партии власти обусловлен тем, что она смогла мобилизовать сомневавшихся в свою пользу с помощью страха перед Сависааром и Путиным, поэтому на выборах у них получилось лучше, чем предсказывали опросы.
Страхом перед Россией победу реформистов объясняют и зарубежные наблюдатели. «Правящая партия выиграла выборы, потому что показала готовность решать проблемы безопасности, спровоцированные действиями России в Украине», - написала ВВС. AFP и The Guardian отметили пронатовские настроения реформистов, а Reuters указало на доминирование страха перед Россией из-за аннексии Крыма в предвыбороной кампании реформистов. Немецкая DW тоже отметила этот аспект.
Политолог Тынис Саартс обращает внимание, что тактику запугивания одинаково эффективно использовали как реформисты, так и центристы: «Центристы запугивали тем, что при правлении реформистов экономическое и социальное положение избирателей ухудшится, а права русских опять будут ущемляться. Реформисты запугивали тем, что приход Сависаара автоматически означает усиление русского влияния и отчуждение от Европы. У обеих партий эта тактика сработала».
«Реформистская риторика запугивания избирателя построена на мифе о времени вхождения Эстонии в СССР, который на 90% не соответствует действительности, но это отвлекает внимание от настоящих проблем, например, бедность и вымирания страны. Они также очень забывчивые. Запугивая Россией, они не вспоминают, что их партия как раз была построена на пожертвования российских фирм, занимавшихся транзитом, торговлей нефтепродуктами и металлом», - расставляет акценты Стальнухин.
Баллотировавшийся по спискам «Свободной партии» Артур Тальвик был удивлен большим числом голосов, полученных Партией реформ. "Я не понимаю, как такое возможно. С одной стороны, можно предположить, что у Партии реформ были очень умелые политические манипуляторы, но с другой стороны, я все-таки не могу понять избирателей, которые, несмотря на то, что в последнее время в эстонской политике было так много наглости и высокомерия, превосходства, синдрома непогрешимости, идут к урнам и снова принимают то же самое решение," - сказал Тальвик в интервью Vikerraadio.
«Партия Реформ накопила большой опыт удерживания власти в своих руках. Проводимые ими масштабные страха перед Россией из-за аннексии Крыма кампании, оказывают на избирателя сильное влияние. Эстонский народ доверил Партии Реформ право создать новое правительство, и мы уважаем волю избирателя»,- говорит его однопартиец Сергей Метлев.
Перемен, требуем перемен
Центристка Кадри Симпсон основную причину того, что Центристская партия вновь не попадает в коалицию, видит в успехе малых партий : «Люди ждали изменений, и некоторые из них поддержали EKRE или EVE». Насколько реальны перемены правительственного курса пока предположить сложно. «Реформисты перед выборами говорили, что все, что они делают – это единственно верное. Пока остается под вопросом, удастся ли им найти достаточно сторонников, чтобы продолжать этот курс. Смогут ли маленькие партии претворить в жизнь свои обещания или откажутся от них, захотев любой ценой попасть в правительство? В любом случае у реформистов сейчас нет такой сильной позиции как раньше»,- рассуждает она.
«Реформисты известны как ложка дегтя, которая способна испортить любую бочку меда,- вторит ей однопартиец Стальнухин. - У них хорошие переговорщики, которые умеют навязать партнерам свои ключевые позиции, а потом заставить их поверить в то, что они сами этого хотели. Так свою политику в отношении образования они провели руками IRL. И нынче они навяжут своим партнерам псевдо-либеральную экономическую политику. В лучшем случае подкинут деньжат выживающим на грани, как они сделали это, увеличив детские пособия, но это же смехотворно при уровне наших зарплат и инфляции. Кардинальных изменений ждать не стоит».
Саартс также в перемены не верит: «Вряд ли можно ждать больших перемен, ни одна политическая сила не сможет совершить переворот. Все станет ясным только после заключения коалиционного договора».
«Если на коалиционных переговорах наши предложения будут приняты, то Эстонию ждут изменения в организации работы местных самоуправлений, вырастет прозрачность политической системы, а воля граждан будет иметь большее значение, потому что мы хотим прекратить концентрацию всей полноты власти в руках партий-монополий. Разумеется, сам факт прохождения Свободной Партии в парламент уже является серьезным изменением к лучшему», - заверил представитель партии Метлев. "Мое личное мнение - изменения в эстонской политике начнутся после того, как изменения произойдут прежде всего в Партии реформ", - уверен Тальвик.
Ни за что и никогда
В данный момент реформисты ведут переговоры о создании коалиции с тремя партиями SDE, IRL и Res Рublica и EVE. Изначально приглашение получила и EKRE, но они потеряли свой шанс попасть в правительство после того, как стало известно, что прошедший от этой партии в парламент Яак Мадисон открыто одобряет фашистский режим и призывает в соцсетях к проведению национальных чисток в Эстонии. Единственная политическая сила, с которой реформисты не будут сотрудничать ни при каких условиях, по заявлению лидера Партии реформ, - это Центристская партия и Эдгар Сависаар.
Впрочем не все однопартийцы Рыйваса разделяют его мнение. «Одна из важных задач будущей коалиции - наладить контакт, начать дискуссию с участием всех групп населения», - поделился своми размышленияим с Postimees бывший премьер-министр Сийм Каллас, добавив, что самой главной ошибкой современной политики стала изоляция разных политических сил. «Стало модным работать только с теми, кто оказывает поддержку, а с теми, кто критикует или выдвигает иные мнения не иметь никакого дела. Политика на такой основе построена быть не может. В маленькой стране нужно искать компромиссы и учиться договариваться. Если ты не разговариваешь с другим политиком, даже если он тебе не нравится, ты лишаешь и себя, и свою страну многих возможностей и твоя работа становится ущербной».
Колумнист Мари-Астрид Лангер в швейцарской газете Neue Zürcher Zeitung указала на опасность заявления Рыйваса: «Проблемы этнических русских, как и других меньшинств, представляет только Центристская партия. К сожалению, хороший результат на выборах не принес им ничего, никто не хочет идти с ними в коалицию. Долговременое игнорирование интересов русских становится все более опасным. Игнорируя интересы четверти избирателей, Рыйвас только нагнетает напряженность в обществе».
Между тем, по мнению многих политологов, коалиция из трех партий не будет иметь достаточного большинства в парламенте, а из четырех – окажется слишком неустойчивой, так что ни одна, ни другая не смогут продержаться достаточно долго. Тартуский политолог Рейн Тоомла уверен, что и SDE, и IRL, вступив в коалицию с реформистами, потеряют часть своих избирателей, но это станет понятным лишь через четыре года. По его словам, только в отношении центристов это правило не сработает: в союзе с реформистами они не становятся слабее, - потому что реформисты не смогут указывать равному себе партнеру. С другой стороны, только коалиция с центристами даст устойчивое большинство в парламенте.
Бывший вице-спикер парламента Юри Ратас также не исключает возможности провала переговоров. «Чем дальше, тем больше кажется, что такая возможность существует. И если такой момент наступит, то, по-моему, в зеркало должна посмотреться в первую очередь сама Партия реформ». Вероятность же союза реформистов и центристов кажется ему чисто теоретической и в очень длительной перспективе.
***
Что касается еще одного болезненного вопроса – перспектив сохранения школьного образования на русском языке, то здесь пока все по-прежнему неопределенно. «Надежда умирает последней, но при нынешнем раскладе, я опасаюсь, что за ближайшие четыре годы уже и основную школу доведут до полной катастрофы», - говорит Стальнухин.
«Предсказывать будущее русской школы - занятие бесполезное. По существу, есть два варианта. Первый: увеличивать число предметов на эстонском языке и организовывать сильные русские лицеи, где ученики сохраняют свою культурно-языковую принадлежность. Второй: продолжать языковое разделение в школьной системе и смириться с тем, что русскоязычная молодежь будет вынуждена работать кассирами супермаркетов или водителями маршруток», - выражает свое видение Метлев, которому учеба в русской школе однако не помешала поступить в Тартуский университет и делать политическую карьеру.
Таави Рыйвас еще перед выборами неоднократно заявлял, что переход русских школ на эстонский язык обучения будет продолжен и никаких послаблений сделано не будет.
Комментарии
Обобщать не надо!
Вот, что ждут нас будущие 4 года - - - Газета Neue Zürcher Zeitung указала на опасность заявления Рыйваса: «Проблемы этнических русских, как и других меньшинств, представляет только Центристская партия. К сожалению, хороший результат на выборах не принес им ничего, никто не хочет идти с ними в коалицию. Долговременное игнорирование интересов русских становится все более опасным. Игнорируя интересы четверти избирателей, Рыйвас только нагнетает напряженность в обществе»
Сколько можно содержать этих дармоедов, которые так нагло себя ведут?
куча безмозглых дармоедов !
Что же мы выбрали? А выбрали мы то же. Как в известной пьесе: "за роялем - то же". Тем более уже давно известно, что у всех политических партий один кукловод, ведь он эти партии и партийную систему в свое время и придумывал.
Партии и коалиции,
Как на подбор - безлицие...
Отправить комментарий