Дело о перегоне через Эстонию "грязных" денег: все только начинается
Дело об отмывании денег через эстонский филиал Danske Bank тянется уже несколько лет, однако именно сейчас и правовая комиссия Рийгикогу, и прокуратура Эстонии вдруг начали активно заниматься этим вопросом, пишет Sputnik.
О причинах столь бурной деятельности можно только догадываться. Возможно, пришло время получить кому-то законные основания, чтобы арестовать счета, на которые уплыли нажитые непосильным трудом миллиарды. Куда именно и кем переводились деньги — уже неважно, главное — кому они в итоге достанутся.
Легальность денег придется доказывать
Во вторник, 31 июля, правовая комиссия парламента на своем заседании по делу Danske Bank решила, что депутаты должны серьезно заняться вопросом отмывания криминальных денег через Эстонию и внести в закон необходимые поправки, чтобы предотвратить в дальнейшем подобные финансовые преступления.
Было решено, что к 12 сентября парламентские фракции должны решить, что следует создать — следственную комиссию Рийгикогу по вопросу об отмывании денег или рабочую группу при правовой комиссии.
При этом министр юстиции Урмас Рейнсалу, который тоже участвовал в заседании комиссии, заявил, что следственная комиссия Рийгикогу нужна для того, чтобы выяснить, почему именно Эстонию использовали для отмывания денег в особо крупных размерах.
Важнее другое: правовая комиссия предложила внести в закон поправки, которые будут обязывать владельца или фирму, совершающие сомнительные сделки, доказывать происхождение своих денег.
По каким критериям будет определяться сомнительность — известно только специалистам.
"В настоящий момент незаконность происхождения денег должно доказывать государство. Совместно с Министерством финансов и Министерством юстиции правовая комиссия рассматривает возможность изменить законодательство так, чтобы в дальнейшем при выявлении подозрительных сделок легальность денег должен был доказывать их владелец или лицо, производящее сделку", — пояснил председатель комиссии Яанус Карилайд.
Это чем-то напоминает принятый в Великобритании (которая тоже борется с "грязными" российскими деньгами) закон, согласно которому живущий на ее территории бизнесмен должен будет доказать легальное происхождение своих активов.
Прокуратура тоже без дела не останется
В этот же день, 31 июля, прокуратура Эстонии приняла в производство заявление международного финансиста и инвестора, основателя Hermitage Capital и инициатора "закона Магнитского" Уильяма Браудера, сообщив, что будет расследовать причастность сотрудников эстонского отделения Danske Bank к отмыванию денег.
Как пояснила генпрокурор Лавли Перлинг, в заявлении были четко и подробно описаны криминальные схемы. Она отвергла, что в качестве одной из причин начать уголовное дело было общественное давление.
По словам прокурора, сотрудники местного отделения Danske Bank создали преступную группировку, занимавшуюся отмыванием денег, через которую прошло по разным источникам от 9 до13 миллиардов долларов сомнительного происхождения. При этом Перлинг добавила, что с момента совершения преступления прошло много времени, получить информацию из разных стран будет затруднительно, к тому же Россия не отвечает на запросы Эстонии.
В своем заявлении Уильям Браудер указал, что эстонский филиал Danske Bank было одним из основных каналов вывода денег из российского бюджета в схеме, которую раскрыл скончавшийся в тюрьме юрист фонда Сергей Магнитский.
По его словам, по меньшей мере 26 сотрудников эстонского отделения Danske Bank во главе с Айваром Рехе, действовали в корыстных целях. В частности, они создали условия для отмывания денег в крупном масштабе, содействовали этому процессу и скрывали его. Их деятельность охватывала по меньшей мере 190 банковских счетов, а общий объем оборота на них превысил 9 млрд долларов США.
Мошенник на мошенников в суд подал
Уильям Браудер — основатель фонда Hermitage Capital, международный финансист, бывший работодатель российского аудитора и адвоката Сергея Магнитского, чья смерть в московском СИЗО в 2009 году была использована на Западе для начала антироссийской информационной компании и принятия "закона Магнитского" в США с санкциями против россиян.
С середины 1990-х и до середины 2000-х Браудер активно участвовал в приватизации крупнейших российских предприятий. Сам Браудер признавался, что с момента основания в 1996 году его компания имела доходность 1500 процентов.
В середине 2000-х годов деятельность фонда Hermitage Capital и его основателя вызвала интерес правоохранительных и налоговых служб России. Браудера обвинили в уклонении от уплаты налогов, организации преднамеренного банкротства и покушении на неисполнение обязанностей налогового агента.
Следствие оценило общий ущерб от действий Браудера и его бизнес-партнеров только по делу о преднамеренном банкротстве компании "Дальняя степь" и налоговых преступлениях с покупкой акций "Газпрома" в 3,5 миллиарда рублей (порядка 100 миллионов евро по тем временам).
В 2013 году российский суд заочно осудил его на девять лет заключения по делу о налоговых махинациях, российское бюро Интерпола передало в организацию документы на установление местонахождения и задержание Браудера. В том же году генеральный секретариат Интерпола сообщил, что считает запрос России в отношении Браудера политически мотивированным и удалил всю информацию о нём из своих архивов.
22 октября 2017 года Россия в одностороннем порядке поместила Уильяма Браудера в список розыска Интерпола. В конце мая испанская полиция задержала его по требованию России, однако в последствии отпустила. Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка заявил, что Россия не даст главе фонда Hermitage Capital Management Уильяму Браудеру "спать спокойно" и добьется его ареста.
Комментарии
Отправить комментарий