Димитрий Кленский: Бойся не только министра культуры, но и культуры министра
В интервью уездной газете Raplamaa Sõnumid министр культуры Эстонии Рейн Ланг (на фото) заявил: "Мне не понятно, почему в Таллине необходимо содержать дешевый и некачественный русский провинциальный театр, которым он был уже в течение многих лет".
Этот политик, член правящей Реформистской партии, инициировавшей в апреле 2007 года осквернение праха советских воинов и перенос посвященного им памятника ("Бронзовый солдат"), любит делать скандальные на всю страну заявления почему-то именно в провинциальной прессе, которые эхом отзываются в республиканских СМИ.
***
Также было сразу после "бронзовых ночей", когда тот же министр Ланг, тогда - юстиции, находившийся во время самих событий вне пределов Эстонии, обвинил защитников братской могилы и памятника в попытке... государственного переворота. Уже тогда было заявлено, что такие заявления мог сделать только неадекватный человек - пациент Зеэвальда (Seevald - аналогия с московской больницей "Кащенко").
А еще министр Ланг - любитель политического эпатажа: он отпраздновал свой юбилей в центре духовной столицы Эстонии - городе Тарту, в популярном пивном баре, разукрашенном (и снова аналогия: в пивных барах Мюнхена собирались и будущие нацисты) огромных размеров красным стягом национал-социалистской партии нацистов со свастикой в белом круге. После этого опыт публичной рекламы нацистской символики получил в Эстонии распространение и стал своеобразной традицией в стране, которая при этом возмущается тем, что ее иногда называют "фашистской" или "пронацистской".
Рейн Ланг объяснил тогда всё недоразумением, мол, пивной бар был оформлен декорациями спектакля о Гитлере, который с успехом ставили театры в Западной Европе. Действительно, интерес министра культуры к театру хорошо известен. Но недоумение вызывает его художественный вкус, который никак не мог привить нынешнему министру его отец - партийный функционер Отдела культуры ЦК Компартии Эстонии. Так или не так, но, наверное, именно культурный уровень министра и объясняет, почему он не просто подверг критике репертуар Русского драмтеатра, но высказал при этом и свое презрение.
В интервью порталу DzD.ee министр сообщил, что такую оценку уровню театра он дал после ознакомления с репертуаром русского театра. Ну, как тут не возмутиться: не ставят русские спектакля о Гитлере! Или об уроженце Таллина нацистском идеологе Альфреде Розенберге, одном из разработчиков плана "Ост" (колонизация славянских земель). И это не риторическое допущение. Посвященный повешенному по приговору Нюрнбергского трибунала извергу стенд был удален только под нажимом Еврейской общины Эстонии.
***
Мнение эстонского министра культуры о низком профессиональном уровне Русского драмтеатра имеет и нравственную подоплеку. Высказывание Рейна Ланга лицемерно и цинично потому, что именно Министерство культуры Эстонии и особенно в последние годы, когда им руководят представители правящей либерально-националистической по сути Реформистской партии, инициировали ряд шумных скандалов в театре с перестановкой руководящих кадров. То поставят директором эстонца (в Эстонии - каждый четвертый житель - русский), то беспричинно выводят из состава Попечительского совета театра людей, которые, как выяснялось позже, не соглашались с интригами руководства Министерства культуры против театра. В театральных и общественно-политических кругах давно говорят о близкой к истине подоплеке конфликтов в Русском драмтеатре, скандалов вокруг нее. Это - желание отнять у театра шикарное здание в самом центре столицы на престижной площади Свободы (Vabaduse väljak). На одно из зданий театра с грунтом, на котором оно стоит, несколько лет назад стало претендовать Эстонское студенческое общество, правопреемник собственник довоенной студенческой корпорации. В эту организацию, и сегодня известную национально-патриотической направленностью, входит нынешняя элита эстонского общества - избранные деятели либерально-националистических взглядов.
Но интерес к недвижимости Русского драмтеатра - не единственный. Поставив после переноса Бронзового солдата на площади Свободы громадный Крест свободы - памятник героям Освободительной войны в 1918-1920 годы, националисты вернулись к проблеме зачистки площади от "русского духа". Публично недовольство тем, что на площади стоит какое-то "русское" здание, не выражается. Сегодня театр уже не удастся выгнать, как это удалось "без шума и пыли" много лет назад с "выселением" находившейся рядом с площадью Городской библиотеки русской литературы имени М.Горького. Популярная среди русских "читалка" находилась в здании, принадлежащем в дореволюционные времена одному из русских обществ.
***
Для "переселения" театра, как и "Бронзового солдата", надо было подготовить общественное мнение. Называть русские театр объектом оккупации, как "Солдата", сегодня уже непристойно, по крайней мере, публично (Евросоюз может не понять, да посольство США такое уже вряд ли одобрит). Вот министерство культуры и приступило без объявления "войны" к "охоте на театр". Суть антирусской кампании была проста: создать предпосылки для того чтобы начались конфликты внутри труппы и в руководстве. В результате из года в год снижались посещаемость и художественный уровень, молодые актеры уезжали в Россию... А еще, репертуар никак не становился "эстонским".
Конечно, надо признать, что общий уровень театра, по мнению объективных критиков довольно средний, но он ничем не ниже, уровня региональных эстонских театров. Проблем не мало. Но виновно в этом, прежде всего, само министерство культуры своим непривычным для эстонских традиций администрированием и бесцеремонностью. Убедительным доказательством вины самого министерства в том, что театр сегодня такой, какой он есть, стали события лета этого года. В первом полугодии в театр нмаконец-то пошел зритель, улучшились экономические показатели и все это - через полгода после назначения директором Русского драмтеатра местного продюсера Светланы Янчек, известной организацией в Эстонии показа лучших спектаклей-победителей всероссийского театрального фестиваля "Золотая маска". И вдруг, нежданно-негаданно, таинственно, словно испугавшись не "запроектированных" успехов Русского драмтеатра, Министерство культуры без уведомления попечительского совета театра (кстати, утверждаемого тем же министерством) и против его воли заменяет художественного руководителя Наталию Лапину и директора Светлану Янчек. В Таллин приглашается Марат Гацалов из России, кстати, занимавшийся там, как раз провинциальными, что, якобы, так заботит министра Ланга, театрами. Впрочем, худрук из России - обладатель двух очень престижных российских театральных наград.
***
Русскоязычный портал DzD.ee приводит такие ответы на заданный редакцией вопрос "о том, почему министр культуры часто говорит в пренебрежительном ключе по отношению к Русскому театру, хотя в публике бытует обратное мнение?"
Писательница и культуролог Елена Скульская, известная подчеркнутой лояльностью к Эстонскому государству и безапелляционностью суждений всего, что касается русской общины, предположила, что "Ланг говорит не о Русском театре вообще, а об определенном периоде его существования. Он, вероятно, говорит о времени правления Лапиной и Янчек, превративших профессиональный коллектив в крепостной театр двух капризных барынь".
Процентристский настроенный, видный режиссер и продюсер Адольф Кяйс: "Я уже ничему не удивляюсь. Мы привыкли, что наши политики сначала говорят, а потом думают. И впоследствии заявляют, что сказали что-то не так... Но если это было сказано всерьез, это неправильно в политическом смысле. Надо настроиться на то, что с новым руководством театра все исправится". Вчерашний молодой политик, главный редактор журнала "Красивая жизнь" Родион Денисов считает, что в скандалах вокруг Русского театра слишком большую роль играют личные амбиции и счеты местной культурной богемы: "Таланты хороши в творчестве и пусть этим занимаются с полной отдачей, но управлением должны заниматься те люди, которые умеют договариваться и имеют представление о том, как создавать успешные проекты"
Важно и мнение самого творческого коллектива. Оно неоднозначное. Русскоязычный портал rus.Delfi.ee предоставило слово актеру Русского драмтеатра Илье Нартову: "Вынужден согласиться с министром и признать, что как минимум три последних года театр находился в глубочайшем творческом и человеческом кризисе. Вместе с тем, могу с уверенностью сказать, что уровень отдельных спектаклей Русского театра, даже в это непростое время, был ничуть не хуже спектаклей, например, пярнуского или раквереского театра (эстоноязычные уездные театры - прим. автора)". При этом не без иронии он продолжил: "Надеюсь на искреннюю помощь министра в решении проблем Русского театра, коих накопилось множество, начиная с чудовищного ремонта, в результате которого в здании театра очень холодно, и заканчивая бесконечной чехардой, которая царит в Совете театра". Театр лихорадит, но русские политики и культуртрегеры, которых в Эстонии осталось не так много, молчат. И уж совсем непонятно, почему на происходящее уже не один год не реагируют Союз организаций российских соотечественников Эстонии российских (СОРСЭ) и Координационный совет российских соотечественников Эстонии (КСРСЭ), которые согласно своим уставам призваны заботиться о сохранении и развитии русской культуры в Эстонии.
P.S. Комментируя на портале DzD свое критическое отношение к Русскому театру, министр культуры Эстонии признал, что русскоязычное население страны, несомненно, нуждается в Русском театре. Он также выразил надежду, что в будущем театр не исчезнет. "Я желаю Марату Гацалову успехов", - добавил Рейн Ланг. Увы, эстонский опыт общественно-политической жизни показывает, что при таких медоточивых заверениях все будет наоборот, а задача Гацалова - поставить жирный крест еще на одном институте русской жизни в Эстонии. Только, если раньше эстонские политики гадили собственноручно, то теперь прибегли к чужим рукам.
Автор: Димитрий Кленский, взято с ИА REGNUM
Комментарии
последняя сволочь
Отправить комментарий