Душевное и больное искусство
В середине XX столетия художник Жан Дюбуффе из Франции изобрёл термин - "Арт-брют". Под ним творец подразумевал "фриковое" искусство, которое независимо от культурных шаблонов и общепринятых норм. В первую очередь, француз относил к объектам Арт-брюта произведения душевнобольных людей, но позднее значение термина расширилось и к образцам странного жанра искусства стали относить также работы инвалидов, аутсайдеров, заключенных и прочих творцов, оказавшихся на обочине жизни. В современном мире подобные выставки пользуются большой популярностью. Посетители любят гадать, какая из странных работ безумна, а какая на самом деле гениальна. Тонкую грань распознать весьма нелегко. Если чувствуете в себе силы справится с нелегкой задачей, то добро пожаловать на виртуальную экскурсию в 10 самых известных музеев душевного и больного искусства.
Музей Арт-брюта в Лозанне
Автор термина "Арт-брют" был не только силён в теории душевнобольного искусства, но также собрал огромную коллекцию работ самых фриковых творцов. К началу восьмидесятых годов у француза скопилось свыше 5000 произведений и он решил подарить собрание городу Лозанне. Через несколько лет тут и открылся первый в мире музей Арт-Брют, который носит название Collection de l’Art Brut. На данный момент в коллекции насчитывает около 30 тысяч работа и она продолжает расти. В музее экспонируются работы всемирно известных душевнобольных художников. На фотографии вверху вы можете лицезреть картину знаменитого швейцарца Адольфа Вельфли. Почти всю свою жизнь художник провёл в психиатрической клинике с диагнозом "шизофрения". Сегодня стоимость его работ достигает сотен тысяч долларов, но кто мог предположить это пятьдесят лет назад? Наверное, только другие пациенты психиатрической клиники Вальдау, которые преклонялись перед талантом Адольфа создавать безумные образы. Также большой популярностью в музее пользуются скульптуры американки Джудит Скотт, страдавшей от синдрома Дауна.
Её работы напоминают коконы, которые выполнены из ниток и обычных бытовых предметов. Днями женщина могла обматывать нитками зонтики, велосипедные колеса, кувшины и другую утварь. О чем она думала, когда создавала свои странные скульптуры? Нам уже этого никогда не узнать. В возрасте 61 года Джудит умерла. Может быть, женщина мечтала, что когда-нибудь из кокона страшного недуга сможет вылупиться в прекрасную бабочку?
Музей в Бетлемской королевской больнице
Бетлемская королевская больница — одна из старейших психиатрических клиник в мире (XIV век). Изначально это был монастырь ордена Звезды Вифлеема. От искаженного Bethlehem (Вифлеем) и пошло второе название госпиталя — Бедлам. В эпоху Средневековья и Возрождения Бедлам пользовался среди жителей Лондона дурной славой: большинство пациентов становились его узниками на всю жизнь.
Со временем в клинике стали использовать куда более гуманные методы лечения, в том числе арт-терапию. Сегодня Бетлемская королевская больница располагает небольшой коллекцией работ своих пациентов, в числе которых, кстати, был известный художник Луис Уэйн, попавший в больницу с диагнозом «шизофрения». Свою жизнь он посвятил изображению человекоподобных кошек, котов и котят (на поздних картинах их заменили монстры, составленные из фракталоподобных узоров). Уэйн иллюстрировал журналы и детские книги, а в начале XX века была выпущена серия открыток с его рисунками. Стоимость одной открытки сегодня может достигать $800.
В силу ограниченного пространства музей может одновременно принять не более 10-15 человек. Руководство просит посетителей заранее предупреждать о своем визите.
Московский музей творчества аустайдеров
В России увидеть работы душевнобольных художников можно в Московском музее творчества аутсайдеров. Постоянная экспозиция открылась в 1996 году, однако интерес к аутсайдерскому искусству проснулся у его создателей несколькими годами ранее. Первая же организованная ими выставка встретила бурный отклик.
Директор музея Владимир Абакумов подчеркивает, что приравнивать творчество душевнобольных к аутсайдерскому искусству нельзя. Ядро коллекции Московского музея аутсайдеров, однако, составляют именно образцы психопатологической экспрессии. Атмосфера в музее царит загадочная и немного зловещая: выкрашенные в черный цвет стены с яркими пятнами картин на них.
Продвижением аутсайдерского искусства в России также занимается проект Outsiderburg. При его поддержке проходят благотворительные акции и выставки — как в пределах страны, так и за рубежом. С помощью сайта проекта можно не только сделать благотворительный взнос, но и приобрести работы отечественных аутсайдеров. Кстати, российские исследователи предпочитают называть их не аутсайдерами, а посторонними или иными.
Музей психиатрической клиники Аархус в Дании
В датском музее Ovartaci хранится одна из самых крупных в Европе коллекций работ душевнобольных художников. Музей находится на территории психиатрической клиники Аархус и назван в честь одного из пациентов, Луиса Маркуссена, более известного как Овартачи. Он умер в возрасте 91 года, 56 он провел в психиатрической лечебнице и в отличие от большинства аутсайдеров был не самоучкой, а профессиональным художником-оформителем. Овартачи был бесспорно талантливым и плодовитым художником, а в поклонниках у него числился сам Жан Дюбюффе.
Своим примером он полностью разрушил стереотип о том, что в подобных заведениях люди не живут, а лишь влачат жалкое существование. Овартачи имел отдельную комфортабельную комнату и ряд привилегий: например, ему разрешалось кататься на велосипеде и даже выезжать на «экскурсии» в большой мир. Разумеется, не без сопровождающих.
Руководство музея подчеркивает, что его экспонаты не стоит ассоциировать с наивным искусством: все картины, скульптуры и инсталляции выполнены настоящими художниками. Патрик Ларсен, например, окончил Академию изящных искусств, однако он, как и авторы других произведений в коллекции Ovartaci, в определенный период своей жизни столкнулся с психическим заболеванием.
Центр аутсайдерского творчества в США
Intuit — единственная в США некоммерческая организация, деятельность которой посвящена исключительно искусству аутсайдеров. Основана она была в 1991 году. На сегодняшний день постоянная коллекция Intuit насчитывает около 1100 экспонатов. При центре есть небольшой магазин, где можно купить не только сувениры и книги, посвященные аутсайдерскому искусству, но и последние номера тематического журнала The Outsider.
Коллекция музея очень разношерстная. Далеко не каждый художник, чьи работы представлены в Intuit, имел психиатрический диагноз, но все они были людьми со странностями. Так, Эмери Блэгдон, чьи родители умерли от рака, создавал скульптуры из фольги, ленточек, магнитов, бусинок и прочих мелочей. Блэгдон верил, что его творения производят электромагнитную энергию, которая может победить боль и даже избавить человека от рака. Другие художники — например, Зи Би Армстронг и Говард Финстер — приходили к творчеству после того, как их посещали видения.
Впрочем, в коллекции музея есть и образцы психопатологической экспрессии. Уэсли Уиллис страдал от шизофрении и с помощью живописи и музыки пытался заглушить голоса, звучавшие у него в голове. Впоследствии он даже подписал контракт со звукозаписывающей студией.
Арт-центр "Кеттуки" в Финляндии
Финский арт-центр «Кеттуки» на общенациональном уровне занимается поддержкой умственно отсталых художников. Он был основан в 2006 году. Создатели принципиально не называют свое детище центром арт-терапии. «Кеттуки» — это полноценная творческая студия, на базе которой собрана внушительная коллекция работ художников с отклонениями в развитии.
Студентов «Кетукки» учат работать в разных техниках. В программе даже есть экзотическое лошадиное войлоковаляние: на коврик кладут цветные клочки шерсти, скатывают его в рулон и прикрепляют к повозке. Запряженная в нее лошадь катает рулон по траве и таким образом создает уникальное произведение.
«Кеттуки» регулярно проводит выставки и активно сотрудничает с зарубежными партнерами, в том числе и российскими: Яна Исомаки, одна из работников центра, закончила МГУ и хорошо говорит по-русски. С целью популяризации искусства аутсайдеров руководство «Кеттуки» даже планирует выпускать продукты общего пользования — например, зонтики с принтами рисунков своих учеников.
Музей Gugging в Австрии
Музей Gugging находится на территории одноименного центра Арт-брют, уникального в своем роде. Центр состоит из трех зданий: Главного с музеем, галереей и магазином, Виллы, где проходят лекции, встречи и театрализованные перформансы, и Дома художников. Последний представляет особый интерес: в нем живут художники, чьи работы выставляются в галерее Gugging. Все они имеют серьезные психические отклонения, поэтому их дом — это, по сути, центр социальной помощи бывшим пациентам психиатрических клиник. Рисовать им разрешают где и на чем угодно, в том числе и на фасаде здания, который пестрит яркими красками.
Постоянная экспозиция музея представляет собой ретроспективу австрийского Арт-брют за последние 40 лет. Один из самых интересных его представителей — Август Валла, который прожил в Доме художников более 15 лет и за это время успел разрисовать стены своей комнаты от пола до потолка. Работы Валлы представлены в каталоге, который можно купить в магазине при музее Gugging. Помимо открыток и постеров, там также продаются изделия из керамики и текстиля, выполненные молодыми австрийскими дизайнерами.
The Lynch Collection of Outsider Art
Руководство Уэслианского колледжа всегда уделяло повышенное внимание искусству во всех его проявлениях. На базе колледжа работают творческие мастерские, театр, картинные галереи и небольшой музей аутсайдерского искусства. В коллекции собраны работы художников, которые родились или прожили большую часть жизни в Северной Каролине. Но объединяет их не только место жительства: на долю каждого выпало немало трагических испытаний.
Уильям Л. Бойд, например, был ветераном Корейской войны. Его самолет сбили во время разведывательного полета, и с тех пор Бойд страдал глубоким психическим расстройством. В музее Уэслианского колледжа хранится единственная сохранившаяся его скульптура, остальные были уничтожены после смерти художника. Невин Эванс во время игры в бейсбол получил сильнейший удар по голове мячом, после чего его начали мучить галлюцинации и у него нарушилось внимание. А самая, пожалуй, тяжелая участь досталась Тони Уайзу — жертве случайной перестрелки. Пуля попала в позвоночник, в результате чего Уайз оказался полностью парализован, вдобавок его мучили сильнейшие боли. Спустя несколько лет он вдруг начал писать картины по библейским сюжетам. Причем, поскольку он не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, держать кисточку ему приходилось в зубах.
Музей Принцхорна в Германии
Одна из монографий, пробудивших интерес Жана Дюбюффе к искусству аутсайдеров, — «Художественное творчество душевнобольных» немца Ганса Принцхорна. Она был опубликована в 1922 году, и к тому времени Принцхорн успел собрать внушительную коллекцию работ более 400 пациентов психиатрической клиники при Гейдельбергском университете — 5000 картин, рисунков, коллажей, скульптур, набросков, рукописей. После смерти Принцхорна собрание продолжало расти: в нем появились работы душевнобольных художников из Польши, Франции, Австрии, Италии, Японии. Самые старые экспонаты относятся к 1880-м годам. Многие произведения принимали участие в крупных международных выставках. Впрочем, сам музей был открыт в Гейдельберге лишь в 2001 году.
Интересно, что в 1930-е годы немецкий Арт-брют служил подспорьем в пропагандистской деятельности национал-социалистов. Гейдельбергский профессор Карл Шнейдер тщательно изучил работы пациентов и выбрал те из них, которые по многим признакам напоминали работы современных художников, неугодных Третьему рейху, после чего сравнил первых со вторыми на страницах специального каталога, вышедшего в 1937 году.
"Музей всего на свете" в Лондоне
«Музей всего на свете» появился в Лондоне в 2009 году. Он относится к так называемым pop-up музеям, которые стихийно возникают в каком-то месте, а потом так же стихийно перебираются в другое. Последняя, четвертая по счету масштабная выставка прошла на территории бывшего лондонского универмага Selfridges. Ее основу составили работы тех, кто посещал реабилитационные центры для людей с отклонениями в психическом развитии.
Создатель музея Джеймс Бретт считает термин «аутсайдерское искусство» некорректным, предпочитает не акцентировать внимание на психических заболеваниях и называет художников просто «самоучками», чтобы избежать предвзятого отношения со стороны зрителей. Выбирая экспонаты, Бретт учитывал в первую очередь художественную ценность того или иного произведения, а не судьбу его создателя. Собрание Бретта насчитывает несколько сотен картин, рисунков, скульптур и инсталляций. В нем нашлось место работам самого известного российского аутсайдера — Александра Лобанова, который большую часть своей жизни провел в Ярославской областной психиатрической больнице «Афонино». Его наивные рисунки с неграмотными подписями пользуются огромной популярностью на Западе: о творчестве Лобанова пишут научные работы.
Комментарии
Отправить комментарий