Джунгли капитализма: как живут за рубежом наши граждане
«Эстонец дерет с другого эстонца шкуру», - так характеризует работающий в Финляндии и специализирующийся на трудовом праве юрист Эстер Роода тенденции последних лет на финском рынке труда, пишет "Столица"
Ее коллега Юхани Тамминен пользуется для обозначения вербовки в Эстонии рабочей силы словами «рабовладение» и «джунгли». В то же время Европейский суд недавно вынес существенное постановление по судебному иску финских профсоюзов, решив, что иностранным рабочим нельзя платить более низкую зарплату. Позволяет ли решение суда ведомствам Финляндии требовать равной для всех зарплаты и сокращает ли это для работников из Эстонии возможности найти работу в Финляндии? Это покажет время.
Если у юриста Эстер Роода спросить, лучше ли теперь выполняются законодательство и правила Финляндии в отношении рабочей силы из Эстонии, то она с сожалением констатирует, что ничуть не лучше: «Мы по-прежнему тонем в работе, а количество жалоб от работников из Эстонии не уменьшается». Как ни печально это отмечать, но вместо предпринимателей Финляндии злоупотреблениями в части рабочей силы из Эстонии занялись эстонские предприниматели. «Раньше в таком масштабе этого не было, но, может быть, все дело в том, что эстонцы создают в Финляндии все больше фирм», - констатирует Роода.
Все больше предприятий
Действительно, количество создаваемых в Финляндии предпринимателями из Эстонии фирм неуклонно растет. Вроде бы, мы имеем дело с успешной экспансией и очередным успехом Эстонии. Но консультирующие эстонских предпринимателей юристы утверждают, что зачастую причиной является банальное уклонение от налогов и действующих в Финляндии ставок оплаты труда. Предприниматели очень часто не хотят в отношении работников из Эстонии соблюдать элементарное правило: эстонец должен иметь те же условия труда и зарплату, что и финский работник той же профессии. Да еще изыскиваются лазейки в законах Финляндии, в том числе в части установленных законом об ответственности заказчика страхования, социальных гарантий и пр.
По данным Центра обслуживания предпринимателей YritysHelsinki, эстонцы учредили в Финляндии около 2000 предприятий. Но, кроме того, там действуют и многие зарегистрированные в Эстонии фирмы. По оценкам Центрального организации профсоюзов Финляндии, количество учрежденных в последние годы в Финляндии эстонцами предприятий растет быстрее, чем любой другой группы иммигрантов. Как ни прискорбно, но занимающаяся вопросами посредничества на европейском рынке труда сеть EURES уже несколько лет назад была вынуждена констатировать, что большая часть случаев мошенничества, выявленных на рынке труда Финляндии, связано с эстонскими посредниками.
Как Роода, Тамминен, так и многие другие консультанты редакции считают, что эта тенденция за последние годы никаких признаков снижения не проявила, скорее, наоборот.
Тамминен занимается как юрист вопросами трудового права почти семь лет. Но и по сей день сталкивается он с ситуациями, совершенно новыми для его видавшей виды юридической фирмы.
«Когда эстонцы бегут в Финляндию, они там продаются, как проститутки, получая гораздо более низкую, чем финны, зарплату, и полагают, что им оказывают большую услугу, - говорит Тамминен. – Обычны ситуации, когда двое хитрых – то есть мошенничающий эстонский предприниматель или посредник и надеющийся найти легкую работу эстонский рабочий - обретают друг друга. А потом они вместе пытаются как можно дольше и эффективнее обманывать Финляндию как государство».
Но, как отмечает Тамминен, в Финляндии сложилось общество благосостояния с четкой структурой, и рано или поздно жуликов выводят на чистую воду. Следует, обычно, сценарий, по которому Трудовая инспекция Финляндии, в нашем понимании, находит работника, чьи права нарушены, и заставляет его написать на эту тему объяснительную записку, после чего всем становится жарко. «Но у нас же соглашение!» - сообщает в ответ эстонский работодатель работнику. Однако, в Финляндии такого рода «соглашения», которые нарушают права работника, установленные действующими в Финляндии законами, как отмечает Тамминен, не действуют.
«Эстония – это общество типа Джеймса Бонда – агента 007, имеющее разрешение на убийство работника. Но для Финляндии такая модель неприемлема, - подчеркивает Тамминен. – Обращение с рабочей силой из Эстонии местами и временами напоминает джунгли или рабовладение. Дело еще и в том, что для выходцев из Эстонии государство – нечто зачастую далекое и чужое, и образ мысли такой: чего я ему буду платить, что оно-то мне дает? И вот с такой ментальностью люди приезжают в Финляндию. А там тщательно проверяется, все ли по закону, уплачены ли все налоги, а если нет, то появляются штрафы, а в худшем случае, можно оказаться и на скамье подсудимых».
Известен и случай, когда эстонский предприниматель, став неплатежеспособным, представил трудовой инспекции Финляндии сфальсифицированные договоры и прочие материалы, чтобы спихнуть затраты на рабочую силу на финское государство, т.е. налогоплательщика.
Тамминен прямо сказал, что человек, который хочет в Финляндии работать, должен избегать фирм эстонского происхождения. Надо устанавливать прямой контакт с финским работодателем. Или, если уж нельзя иначе, нужно тщательно проверять эстонского работодателя или посредника, нет ли у него перебоев с уплатой налогов, налоговых задолженностей и прочих проблем. Тамминен рассказал об одном посреднике-мошеннике, который объяснял надувательство тем, что у дураков и следует деньги отнимать: «Ни один умный ведь ко мне на работу не пойдет».
На страницах печати сравнительно легко можно найти такие новости об использовании дешевой рабочей силы. Экономический портал "Taloussanomat» сообщал, что около Турку у эстонцев из 380 евро брутто-зарплаты оставались на руках 320 евро, а вместе с суточными – около 1000 евро в месяц. А у такого же плотника из Финляндии почасовая оплата составляла 17 евро, а то и больше.
Заказчиком недооплачиваемой работы выступал город Лянси-Турунмаа, а субподрядчиком и производителем работ была эстонская фирма «Eurobuild Group». Рабочие трудились десять дней без перерыва, потом четыре дня были дома. Рабочие дни продолжались по десять часов, работа не прекращалась и в выходные, рассказал руководитель Туркуской региональной организации Союза профсоюзов строителей Финляндии (Rakennusliitto) Йони Руотсалайнен.
Объединению профсоюзов об этом сообщил другой работник из Эстонии, который работал на основе т.н. трудового договора. Ему выплачивалась нетто-зарплата в 200 евро. В трудовом договоре, который был отправлен в налоговый департамент Эстонии, его почасовой тариф был указан в размере 1,75 евро, а вот в экземпляре, который действовал в Финляндии, – 9,05 евро.
За всем стоит конкуренция
«Конкуренция! Никто нас в Финляндии не ждет, - отвечает на вопрос, почему предлагаются такие низкие зарплаты, один из связанных с Eurobuild Group предпринимателей. – Объемы заказов сокращаются, и на сегодня остались в строю в основном те, кто могут платить зарплату на уровне, предлагаемом в Финляндии. Многие работники перешли из эстонских фирм в финские. И если финский конкурент пронюхает, что эстонская фирма делает немножко дешевле, он сделает все, чтобы дешевого соперника устранить. Насылается столько проверок, сколько можно, и в один прекрасный день фирма разваливается. Приходится кое-как доползать обратно, до Эстонии».
Проще говоря, эстонцу трудно объяснить, что в Финляндии нельзя использовать недооплаченную рабочую силу, что сплошь и рядом встречается в Эстонии.
Одна из основных применяемых схем заключается в использовании не облагаемых налогами суточных. Работник, вроде бы, командирован в Финляндию из Эстонии. Налоговый департамент Эстонии в отношении действующих в Финляндии эстонских фирм считает, что если в трудовом договоре отмеченное место выполнения работы не соответствует действительности и работник принят исключительно для работы в Финляндии, то нет права платить ему суточные.
Тийт Круусалу, который просит называть себя специалистом по вопросам персонала, сказал редакции, что вскоре и эстонским официальным властям, профсоюзам и их организациям предстоит та же борьба, которую сейчас ведут против неполных зарплат финны. «Мы уже столкнулись с проблемой в одной торговой цепи , что к 10 часам утра некого было посадить за кассы, - рассказал Круусалу. – Из-за низкой зарплаты работники дали деру. А вам бы понравилось, если бы начинающие вскоре прибывать в Эстонию беженцы согласились выполнять работу кассира не за 500, а, скажем, за 300 евро?»
Зарплата должна быть равной
Выигранное профсоюзом электриков Финляндии в Европейском суде дело против польской фирмы создало важный судебный прецедент и для рабочей силы из Эстонии.
Европейский суд решил, в частности, что иностранным работникам следует платить такую же заработную плату, которая предусмотрена для работников принимающего государства коллективным договором. Объединяющий электриков Электросоюз направил в суд жалобу на польское предприятие «ESA», которое платило работающим на строительстве в Финляндии электростанции 186 польским электрикам зарплату по более низким, чем установленные в Финляндии, ставкам.
Чтобы создать важный судебный прецедент в вопросах движения рабочей силы между государствами, финский суд, в свою очередь, довел этот случай до Европейского суда, где в феврале профсоюз электриков дело выиграл.
Председатель профсоюза Мартти Алакоски сказал, что решение суда – это победа для всех предприятий и наемных работников Финляндии, поскольку оказывает существенное влияние на конкурентоспособность финских предприятий. Конкурентные преимущества отныне не могут достигаться преимуществами в оплате труда.
«Этот случай с финскими профсоюзами электриков важен не только для профсоюзов Финляндии, но и для всего строительного сектора Евросоюза, - прокомментировал случившееся редакции юрист-советник Центрального союза профсоюзов Финляндии Яри Хеллстен. – Это очень важно для всех секторов экономики, в которых происходит перемещение рабочей силы из одной страны в другую». По мнению Хеллстена, суд декларировал, что установленные коллективным договором ставки оплаты труда распространяются и на приезжую рабочую силу. Проще говоря, это означает, что гастарбайтеры должны получать равную зарплату с теми, кто заключал коллективный договор. В том числе суд постановил также, что компенсация расходов на жилье не может считаться частью заработной платы.
Что касается Эстонии, то большая часть ведущей происхождение отсюда рабочей силы, по словам Хеллстена занята в строительстве. И там защищающий интересы строителей профсоюз делает все, чтобы игра велась по единым и справедливым правилам.
Виркко Лепассалу,
pealinn@info.ee
Комментарии
Все живут по разному!Не надо обобщать.Тут,кому как повезет.
А что в эстонии не так?
Отправить комментарий