Единственный подросток, приговоренный в СССР к расстрелу в 60-х и Cамый молодой серийный убийца 30-х
Картина преступления была воссоздана по показаниям Нейланда, опрошенных свидетелей, криминалистов и пожарных. Оно было совершено 27 января 1964 года по адресу Сестрорецкая улица, дом 3, квартира 9. Дом № 3 на Сестрорецкой улице Аркадий выбрал не случайно: именно тут он ещё в четыре года отнял у незнакомого мальчишки фонарик. Якобы собирая макулатуру, подросток планировал будущие ограбления.
Он хотел ограбить богатую квартиру. У хозяйки квартиры была золотая коронка, издали был виден цветной телевизор и радиоприёмник «Спидола». 27 января 1964 года подросток пришёл совершить ограбление. В квартире находилась 37-летняя домохозяйка Лариса Михайловна Купреева и её трёхлетний сын Юра. Нейланд позвонил в дверь и представился работником почты, после чего Купреева впустила его в квартиру.
Убедившись, что, кроме женщины и ребёнка, в квартире никого нет, преступник закрыл входную дверь на замок и начал бить Купрееву топором. Чтобы соседи не слышали крики, он включил стоявший в комнате магнитофон на полную громкость. После 15 ударов топором Купреева перестала подавать признаки жизни. Затем Нейланд зарубил её маленького сына, чтобы тот, как выразился потом Нейланд, «не крутился под ногами». После убийства преступник обыскал квартиру, похитил из квартиры деньги и фотоаппарат, на который предварительно снял убитую в непристойных позах. По словам убийцы, эти фотографии он планировал потом продать. После совершения преступления убийца спокойно позавтракал. Из квартиры пропали 57 рублей, пачка облигаций, фотоаппарат «Зоркий» и продукты из холодильника — пакет с апельсинами и яблоками. Для того, чтобы скрыть следы преступления, Нейланд перед уходом включил газ на кухонной плите и поджёг деревянный пол в комнате. Топор убийца оставил на месте преступления.
Соседи, почувствовав запах гари, вызвали пожарных. Благодаря тому, что пожарные приехали оперативно, место преступления осталось практически нетронутым огнём. По отпечаткам пальцев, оставленным на месте преступления, и благодаря показаниям свидетелей, видевших Аркадия Нейланда в тот вечер, он был задержан в Сухуми уже 30 января.
Аркадий Нейланд был расстрелян 11 августа 1964 года в Ленинграде.
Источник
" target="_blank" class="external-nofollow" >Источник
Cамый молодой серийный убийца в СССР
Был и еще один более вопиющий случай в совсем молодой стране Советов, когда расстреляли подростка, но возраст его официально подтвердить не представляется возможным. В те времена такое было сплошь и рядом.
Влади́мир Гео́ргиевич Винниче́вский (1923—1940, СССР) — самый молодой серийный убийца в СССР, приговорённый к смертной казни и расстрелянный по приговору суда. Осуждён за восемнадцать нападений на детей в возрасте от двух до четырёх лет в 1938—1939 годах в Свердловске, Нижнем Тагиле и Кушве. Восемь нападений из этого числа завершились убийствами. 16 января 1940 года Винничевский был приговорён к расстрелу и казнён спустя несколько месяцев.
Владимир Винничевский родился в 1923 году. Отец — Георгий Иванович, мастер в городском коммунальном хозяйстве Свердловска. Мать — Елизавета Петровна, счетовод. Семья проживала в отдельном частном доме в центре Свердловска. Семья Винничевского была по советским меркам того времени обеспеченной: у Владимира имелся костюм, танковый шлем, швейцарский перочинный нож, кожаная обувь. Были у Винничевского и карманные деньги — при аресте у него обнаружили более 20 рублей, что тогда составляло двухдневный заработок рабочего. Сам Винничевский учился в школе № 16 Свердловска, в 7 «Б» классе. Успеваемость у него была низкая — Владимир оставался на второй год. Однако Винничевский хорошо пел и знал наизусть много песен.
Винничевский был в дружеских отношениях с Эрнстом Неизвестным, впоследствии ставшим известным скульптором. Неизвестный и Винничевский были на одном году обучения в школе (Винничевский был на два года старше Неизвестного, но пошёл в школу на год позже и один раз остался на второй год). Подростки жили рядом и вместе ходили в школу, совместно посещали кино и представления в театре музыкальной комедии. Винничевский часто бывал в квартире Неизвестных. На допросе 17 ноября 1939 года Эрнст Неизвестный так охарактеризовал Винничевского:
Я могу сказать, что он был мальчик очень смирный, стеснительный, любил бывать один, часто в школе он станет где-либо в угол у стенки и стоит. Бывая с ним вместе, я вёл разговоры о девочках, он всегда отзывался о них с какой-то брезгливостью и говорил, что он половых сношений не любит и никогда не имел…
Я лично часто замечал за ним, что он, уходя в уборную, оставался там очень долго, что он там делал, мне неизвестно.
Убийства
Список жертв, который Винничевский вёл в ходе убийств, шифруя информацию
Неизвестно, когда Владимир совершил первое убийство, так как следователям не удалось найти родственников жертв первых эпизодов, о которых Винничевский дал показания. Для совершения преступлений Винничевский обходил дворы, рассказывая легенду о том, что он в рамках комсомольского поручения организовывает для подшефной пионерской дружины сбор металлолома и поэтому обходит кварталы, выясняя, у кого из жителей есть металлолом.
Первым эпизодом (точнее, третьим, но о первых двух следствие информации не получило) стало убийство -летней Герты Грибановой, совершённое летом или в начале осени 1938 года в Свердловске. Винничевский вошёл во двор частного дома, где жили Грибановы, отвёл девочку в огород, где душил её, а затем нанёс Герте в область головы не менее 8 ударов кухонным ножом, причём сломал нож, оставив осколок в черепе жертвы. От сломанного ножа Винничевский избавился и в дальнейшем пользовался для совершения преступлений отвёрткой и складным ножом.
Собственноручно составленный Винничевским план похищения и убийства Риты Фоминой в Нижнем Тагиле (материалы уголовного дела)
Хотя большинство нападений Винничевский совершил в Свердловске, он совершил выезды в другие города Свердловской области, одно нападение было им совершено в Нижнем Тагиле, а ещё — в Кушве. Винничевский нападал как на мальчиков, так и на девочек. Мотивом нападения было совершение сексуального акта с жертвами. Сначала Винничевский пытался совершить «естественный» половой акт с девочками-жертвами, но убедился, что, в силу анатомических ограничений, это сделать невозможно. Тогда он стал совершать анальные половые акты, а в некоторых случаях (обычно в холодное время года) ограничивался трением гениталий. После завершения акта Винничевский душил жертву, а иногда добивал её холодным оружием.
Убийство Герты Грибановой дало следователям улику — череп девочки с застрявшим в нём обломком ножа. Тело девочки следственные органы обезглавили: череп оставили как улику, а остальное выдали родителям ребёнка для захоронения. Расчёт был, что убийца будет вновь использовать тот кухонный нож, которым лишил жизни Грибанову. Однако это предположение не сбылось.
Пятой жертвой Винничевского стал мальчик, который, скорее всего, выжил, но его найти не удалось. Затем убийца предложил -летнему Боре Титову покататься на санках, завёз его на пустырь, где после нападения выбросил в сугроб. Санки Винничевский предусмотрительно забрал с собой. Однако Борю спасли, и он сообщил следователям первую информацию об убийце.
Седьмое нападение Винничевский совершил на 3-летнюю Катю Лобанову в Кушве. Девочку он убил, а тело выбросил в выгребную яму, чтобы скрыть запах разложения.
В Свердловске Винничевский стал уводить детей для убийства в лесные массивы на окраинах города, где трупы забрасывал ветками. Именно так погибли весной 1939 года -летняя Лида Сурина и 3-летняя Валя Камаева. Далее была похищена 3-летняя Аля Губина, которой убийца нанёс несколько ударов ножом, оставив рану длиной 25 сантиметров. После этого убийца выбросил девочку, но она выжила, так как её быстро начали искать. Винничевский выбирал свои жертвы не только на окраинах, но и недалеко от своего дома — на улице Мамина-Сибиряка Винничевский похитил двух детей. Следователи обратили внимание, что он не отводил ребёнка дальше, чем на километр от места, где его подбирал. Это наблюдение помогло спасти некоторых потерпевших.
Последнюю жертву — -летнюю Таисию Морозову — Винничевский раздел, тело девочки он выкинул в выгребную яму, а одежду выбросил в палисадник жилого дома, рассчитывая, что именно там будут искать останки ребёнка.
Брошенные в выгребные ямы раненые жертвы нападений Винничевского практически не имели шансов спастись, даже если были ещё живы. Однако -летняя Рая Рахматулина, брошенная Винничевским в выгребную яму, очнулась, стала кричать, и её спасли.
Арест
Свердловский уголовный розыск испытывал затруднения при расследовании случаев похищений детей. Эти эпизоды очень различались — разные места совершения преступления, различные способы избавления от тел. Кроме того, выжившие маленькие дети не могли дать чёткого описания похитителя. Наконец, родители некоторых пострадавших не обращались в милицию. При этом следователи допускали несколько ошибочных предположений относительно личности убийцы. Все были уверены, что убийца был ранее судим, причём, как предполагали, за преступления против половой неприкосновенности личности. Предполагали, что убийце лет 20—25 и что он внешне похож на подростка. Согласно одной из версий, убийцей был инвалид или тяжелобольной человек. Лишь летом 1939 года все известные случаи убийств маленьких детей в Свердловске были объединены в одно дело. При этом убийства, совершённые Винничевским в Кушве и Нижнем Тагиле, следствие не связывало со свердловскими нападениями. В 1939 году Свердловск наводнили скрытые милицейские патрули, было арестовано более трёхсот человек.
2 октября 1939 года Винничевский в ходе совершения преступления был задержан тремя курсантами Свердловской школы рабоче-крестьянской милиции: Поповым, Ангеловым и Крыловым. Винничевский ранее увёл трёхлетнего Славу Волкова от подъезда дома, в котором тот проживал. Он сел с мальчиком в трамвай, доехал до остановки «Медный рудник» на окраине района Уралмаш и понёс заснувшего ребёнка на руках к близлежащему лесному массиву. Курсанты, ранее участвовавшие в патрулировании и знакомые с ориентировкой на похитителя детей, незаметно проследили за подозрительным подростком. Винничевский был задержан ими в тот момент, когда начал душить мальчика, расстегнув для этого воротник его пальто. Таким образом Слава Волков был спасён, а преступник лишился возможности придумать правдоподобное некриминальное объяснение своих действий, поскольку во время попытки удушения оставил хорошо заметные следы ногтей на шее потерпевшего.
Следствие, суд и приговор
В ходе следствия Винничевский признался в убийствах, причём оказалось, что он фиксировал все эпизоды на бумаге, шифруя текст.
Родители Винничевского принесли в областную газету «Уральский рабочий» заявление такого содержания:
Мы, родители, отрекаемся от такого сына и требуем применить к нему высшую меру — расстрел. Таким выродкам в советской семье жизни быть не может.
1 ноября 1939 г. 12 часов дня
Доктор юридических наук А. С. Смыкалин подчеркивает, что суд над Винничевским проходил, когда советское законодательство предусматривало смертную казнь для несовершеннолетних, достигших 12-летнего возраста. Нарком обороны К. Е. Ворошилов 19 марта 1935 года послал И. В. Сталину, В. М. Молотову и М. И. Калинину письма с предложением ввести смертную казнь для детей, указывая на статистику детской преступности в Москве и, в частности, на ранение 9-летним мальчиком сына заместителя прокурора советской столицы. Письмо быстро дало результат в виде нормативно-правового акта. 8 апреля 1935 года было опубликовано совместное постановление ЦИК и Совнаркома СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», предусматривающее введение смертной казни с 12-летнего возраста. Об этом было известно за рубежом. Известный писатель Ромен Роллан в беседе со Сталиным 28 июня 1935 года усомнился в гуманности такой меры. Сталин ответил ему:
Этот декрет имеет чисто педагогическое значение. Мы хотели устрашить им не столько хулиганствующих детей, сколько организаторов хулиганства среди детей… Декрет издан для того, чтобы устрашить и дезорганизовать взрослых бандитов и уберечь наших детей от хулиганов… А могли ли мы дать разъяснение в том смысле, что этот декрет мы издали в педагогических целях, для предупреждения преступлений, для устрашения преступных элементов? Конечно, не могли, так как в таком случае закон потерял бы всякую силу в глазах преступников
20 апреля 1935 года датирован совершенно секретный циркуляр Прокуратуры СССР и Верховного суда СССР № 1/001537 — 30/002517, который подписан Прокурором СССР Андреем Вышинским и Председателем Верховного суда СССР Винокуровым. Циркуляр разъяснял прокуратурам и судам Постановление «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних»:
… надлежит считать отпавшими указание в примечании к ст. 13 «Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик» и соответствующие статьи уголовных кодексов союзных республик (22 ст. УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик), по которым расстрел к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, не применяется
Таким образом прокуратура СССР и Верховный суд СССР фактически отменили статью 22 Уголовного кодекса РСФСР, которая прямо запрещала применять расстрел в отношении лиц, не достигших 18 лет. 2 января 1936 года Постановление Пленума Верховного суда СССР указало, что в случае, если лица, достигшие 12 лет, совершают преступления, не перечисленные в статье 12 УК РСФСР, но соединенные с насилием, нанесением телесных повреждений, увечьем или убийством, то они подлежат ответственности по соответствующей статье УК РСФСР.
Секретный циркуляр № 1/001537-30/002517 также предписывал (в рамках предложения) органам прокуратуры и судам сообщать прокурору СССР и Председателю Верховного суда СССР «о всех случаях привлечения к уголовному суду несовершеннолетних правонарушителей, в отношении которых возможно применение высшей меры наказания».
16 января 1940 года Винничевский был приговорён советским судом к смертной казни через расстрел. Осуждённый подал прошение о помиловании, в котором утверждал, что готов в бою заслужить прощение, и выразил желание стать танкистом, так как в это время СССР вёл войну с Финляндией. В помиловании Винничевскому было отказано, и в мае того же года он был расстрелян.
Место захоронения
Ответ Государственного архива Свердловской области о наличии у них уголовного дела Винничевского
В СССР тела казнённых не выдавались родственникам для погребения, а хоронились в специальных секретных местах. Вероятно, Винничевский захоронен на 12 километре Московского тракта. Это единственное известное место захоронения казнённых в Свердловской области в 1930-е годы. Советские органы при захоронении тел казнённых не делили их по статьям, за которые они были приговорены к расстрелу. Поэтому в одной братской могиле оказывались казнённые как по политическим мотивам, так и по уголовным статьям, как Винничевский. В 1990-е годы захоронение на 12 километре Московского тракта было превращено в мемориальный комплекс памяти жертв репрессий 1920-х — 1950-х годов. 20 ноября 2017 года на этом комплексе был открыт памятник «Маски скорби: Европа-Азия» работы скульптора Эрнста Неизвестного, в прошлом — школьного друга Винничевского.
Комментарии
Лучше бы такие статьи оставлять телевидению. Ато молодёжь наша начитается .....и бегает с пистолетами по дворам .
В наше то нелёгкое время.
Да наоборот, надо рассказывать, что за полученные копеечные деньги подбный лох получает десятку (если несовершеннолетний) или пожизненное, если взрослый. Тогда вообще вышку давали, как видим. Этот ублюдок Нейланд мог гораздо больше заработать, разгрузив пару-тройку вагонов.
У меня так будущий батя в то время на поход в ресторан с будещей моей мамой зарабатывал. Десятку за ночь - легко! А стипендия тогда была 30 рэ в месяц.
Отправить комментарий