Эксперты: Эстонии следует перейти на стратегию партизанского противостояния
Несколько недель назад в академическом издании Королевского Объединенного института оборонных исследований вышла статья, в которой эксперты советуют странам Балтии забыть о подготовке к защите от России традиционными способами и готовиться к партизанской войне, пишет Eesti Päevaleht.
Лесные братья»: ночные властители Прибалтики
Политолог Лондонского университета Александр Ланожка и профессор Университета имени Джорджа Мейсона и Военной академии Вест-Поинт Майкл А. Ханзекер пишут, что расположение в прибалтийских странах контингента НАТО не даст особых преимуществ в случае возможного нападения со стороны России. Если бы восточный сосед пожелал, то быстро справился бы с союзниками и силами обороны стран Балтии, потому что в его силах воспрепятствовать стягиванию в регион дополнительных сил НАТО. Ученые советуют Эстонии, Латвии и Литве полностью перейти на стратегию партизанского противостояния, что сделало бы любую агрессию со стороны Москвы крайне дорогой и недейственной. Британский эксперт Александр Ланожка ответил на вопросы издания.
Вы нарисовали для стран Балтии довольно неутешительную картину. По сути вы утверждаете, что поскольку Россия в силах перекрыть доступ и действия, то принятые на саммите в Варшаве решения о размещении батальонов НАТО в Эстонии, Латвии, Литве и Польше были довольно бесполезны. Почему вы так считаете?
Я не считаю, что боевые группы размером с батальон были бы совсем бесполезны. Они могут играть существенную роль сутенера.
Говоря это, мы предполагаем, что, несмотря на символическое значение присутствия батальонов НАТО, принимая во внимание соотношение сил, им было бы очень трудно противостоять масштабной российской агрессии. Во-первых, для уничтожения боемашин и войск НАТО Россия могла бы использовать высокоточную атаку. Во-вторых, она могла бы воспользоваться морским и воздушным преимуществом в регионе. Присутствие боевых подразделений НАТО приветствуется и увеличивает чувство уверенности, но мы должны честно признать их способность участвовать в войне.
В качестве альтернативы, если НАТО существенно не усилит свое присутствие в регионе, вы предлагаете Прибалтийским странам начать готовиться к партизанской войне. Почему это по-вашему лучше?
Странам Балтии нежелательно вести войну на условиях России. С точки зрения конвенциональных сил вас сравнивать нельзя, и вы быстро проиграете. В одном из недавних анализов отмечалось, что даже у Польши возникнут трудности, если ей в одиночку придется бороться с российской агрессией.
Кроме того, исследования показали, что более слабые игроки могут бороться с более сильным государствами, если сыграют на своих сильных сторонах. Такие страны ведут, как правило, партизанские войны, которые основываются не столько на больших сражениях, сколько на саботаже, на тактике маленьких быстрых нападениях и осведомленности о местных условиях. В итоге оккупация становится очень дорогой и тяжелой.
Страны Балтии могли бы инвестировать в такие стратегии, чтобы внедрить т. н. тактику сдерживания воспрещением, что означает сдерживание всех попыток во стороны России, что бы она не предприняла.
Значит, Эстонии, Латвии и Литве неразумно инвертировать в сложные и дорогие системы обычного вооружения?
Противовоздушное вооружение по-прежнему полезно. Страны Балтии могу хотеть приобрести крылатые ракеты, но это может расцениваться как провокация, даже если базовая неуравновешенность сил останется на прежнем уровне.
Но да, покупать много тяжелого военного вооружения для прибалтийских стран — не лучший способ потратить деньги. Покупка вооружения в необходимых для изменения соотношения сил объемах обошлась бы в астрономическую сумму.
Как может повлиять возможное более тесное сотрудничество Трампа и Москвы на восточное крыло НАТО, безопасность стран Балтии?
Трудно сказать, будет ли Трампу сопутствовать успех в российских делах. Несомненно, США и России следует сотрудничать, так как у них много общих интересов, например, ограничение распространения ядерного оружия, Сирия и Китай. Но их сотрудничество не должно происходить за счет более маленьких и уязвимых государств.
«Лесные братья»: ночные властители Прибалтики
В 2009 году президент Латвии Валдис Затлерс назвал "лесных братьев" героями и патриотами, но отношение к прибалтийским партизанским формированиям далеко не так однозначно.
После окончания Великой Отечественной войны в западных районах Советского Союза активизировались партизанские движения: бандеровцев — в Галиции, «Железной гвардии» — в Молдавии, «Лесных братьев» — в Прибалтике.
Противостояние с последними было наиболее кровавым: если количество жертв Украинской повстанческой армии во второй половине 1940-х годов составило порядка 10 тысяч человек, то в ходе столкновений с «Лесными» погибло около 25 тысяч.
Образ «лесного брата» своими корнями уходит в легенды о благородных разбойниках, которые присутствуют в фольклоре практически всех европейских народов. Действительность, как обычно, мало походит на миф. Отряды «лесных», впервые массово появившиеся в Прибалтике во время Первой русской революции 1905-06 годов, за неполные 2 года сожгли 57 помещичьих усадеб, убили десятки царских чиновников и присвоили несколько миллионов рублей в ходе экспроприаций (проще говоря — ограблений банков). С подавлением революции их разгул также сошёл на нет.
Куда более массовый характер движение приняло по окончании Великой Отечественной войны как реакция на не всегда гармоничную интеграцию прибалтийских республик в социалистическую систему. При легко доступных в местах недавних боёв запасах оружия, лесистые болотистые местности на стыке Литвы, Латвии и Белоруссии с немногочисленными уединёнными хуторами — стали питательной почвой для всевозможных парамилитаристских формирований. В их составе были и бывшие «национальные кадры» из территориальных батальонов СС, понимавшие, что после установления личности в лучшем случае ждёт отправка в Сибирь; и зажиточные крестьяне, согнанные со своих мыз в ходе коллективизации; и представители интеллигенции, у которых были достаточные основания считать приход Красной Армии оккупацией.
Тактика «Лесных братьев» весьма характерно описана в одноимённой народной песне. В предрассветном тумане пятеро вооружённых автоматами партизан приходят на хутор. Ни красноармейцев, ни милиционеров нет (да и не приставишь их охранять каждую избу). «Братва» демонстративно расстреливает сначала председателя колхоза, потом — русского комсомольца-агротехника, командированного для подъёма сельского хозяйства. А кто это спрятался в стоге сена? Деревенский почтальон. Свой, литовец, но — осведомитель МГБ. Что ж, никто из крестьян завтра не получит писем… Местные (из страха или по доброй воле) снабжают «лешаков» продовольствием, и с восходом солнца те уходят, чтобы залечь в чащобе ещё на несколько недель.
Как видим, «братский» террор был направлен не только против коммунистов и военнослужащих, но часто — и против рядового населения, что отнюдь не добавляло боевикам симпатий со стороны среднего прибалта.
Литва
Следует отметить, что сами литовские «Лесные братья» себя так не именовали — использовались названия «Армия Свободы Литвы» или просто «зелёные». Это была единственная из трёх прибалтийских республик, где антисоветские формирования имели единый координационный центр и были настолько многочисленны, что на первых порах, в 1945-47 году, даже нападали на небольшие гарнизоны Советской Армии.
Если же абстрагироваться от террористических методов и явной русофобии «братьев», рассматривая их исключительно как объект военной истории, следует признать: партизанско-диверсионное движение может быть успешным как дополнение к регулярной армии, но не как её заменитель.
Несмотря на поддержку со стороны западных спецслужб (в укромные прибалтийские бухты периодически заходили рыбацкие судёнышки, гружёные оружием и взрывчаткой), — ликвидация «зелёных» была лишь вопросом времени, притом, что советские военные не применяли против них бронетехнику и артиллерию, ограничиваясь «полицейскими» мерами. Приёмы были испытанными: создание широкой сети осведомителей на местах, аэрофотосъёмка, оцепление и прочёсывание лесных массивов, где скрываются диверсанты; арест и ссылка сочувствующих из числа крестьян и горожан.
Латвия
В этой республике «Лесные братья» в основном состояли из бывших бойцов латышского легиона СС, превзошедших в уничтожении евреев и других беззащитных жертв даже своих берлинских геноссе. Воевали в нацистской униформе и с оружием вермахта, жили в лесу в оставшихся со времён немцев бункерах. Отряды латышских «зелёных» заходили даже в приграничные районы Псковской области.
Борьбой с партизанами занимались не только части НКВД (с 1946 года — МГБ), но и латышские дивизии на службе Красной Армии. Поэтому некоторыми исследователями борьба с «Лесными братьями» рассматривается как заключительный для прибалтийских республик акт Гражданской войны, начавшейся ещё в 1918 году.
Эстония
Эстонские «братья» были самыми малочисленными — не более 500 бойцов на пике существования (если, конечно, не считать несколько тысяч сочувствующих, помогавших информацией, едой и кровом).
Хотя деятельность «зелёных» сошла на нет уже к началу пятидесятых (в том числе благодаря грамотным контртеррористическим действиям МГБ), именно в этой республике, как считается, дольше всех воевал последний «лесной брат». В сентябре 1978 года сотрудниками советских спецслужб был ликвидирован Аугуст Саббе, пребывавший на нелегальном положении с момента вступления в партизанский отряд в 1950 году. На момент гибели пенсионеру было 69 лет.
Социалистическое строительство
Успешное партизанское движение возможно только при поддержке народа и только при наличии социальной базы для антигосударственного протеста. Между тем непредвзятый анализ показывает, что коммунистическая власть действительно занималась развитием Прибалтики, превратив её из восточноевропейского захолустья, каким являлись «Лимитрофы» до войны, в наиболее зажиточный регион СССР.
Так, население Литвы между 1945 и 1965 годом увеличилось с 2,5 до почти 3 миллионов, причём численность всех этнических групп, как русских, так и литовцев, возрастала примерно в равной пропорции.
В Латвии за послевоенные годы состоялась масштабная индустриализация. Весь Советский союз ездил на электричках Рижского вагоностроительного завода, слушал радиоприёмники рижской фабрики «ВЭФ». В 1946 году вступил в строй Рижский электромашиностроительный завод, поставивший на конвейер первую в Союзе бытовую стиральную машину. В 1949 году — Рижская автобусная фабрика, снабжавшая микроавтобусами «РАФ» целый Восточный блок. Эти и многие другие промышленные предприятия, производившие высокотехнологичную продукцию, дали латышам десятки тысяч рабочих мест.
Эстония лидировала среди всех территорий СССР по объёму государственных вложений в экономику и инфраструктуру на душу населения. Строились дороги, больницы, школы — особенно в слаборазвитых сельских районах.
А сегодняшний интерес жителей Прибалтики к «Лесным братьям», думается, вызван в том числе и затяжным социально-экономическим кризисом, в котором три республики оказались после присоединения к Евросоюзу. Ибо в глубине народной души всегда теплится наивная надежда, что откуда-нибудь из леса выйдет благородный разбойник и искоренит все несправедливости.
Комментарии
Тогда зачем нам НАТО? Извините, не шмогла..
Смешно ! Лесные братья ? Так уже это не актуально,даже в будующем - Леса все вырубили !
Да пусть идут , пусть. Тут ОТМОРОЖЕНых эстонцев не много осталось , вот пусть и живут в болотах, готовятся. Те кто с головой сразу побегут к Янкам , преподавать в универах. Так что ИХ не много будет , сами потопятся
На НАТО надейся, а сам не плошай!
Партизанская война в лесах не актуальна со времен Второй Мировой. Разве что в джунглях Латинской Америки. Европейские партизаны (ну или террористы, как кому угодно) - ИРА, ЭТА, Красные Бригады, РАФ - все придерживались тактики т.н. "городской герильи". ЭТА так воевала 50 лет, Временная ИРА - 30, Красные Бригады тоже в свое время совершали в Италии до 1000 "акций прямого действия" в год. И вполне успешно пускали кровь весьма не слабым государствам.
В крупные отряды никогда не собирались - собирались ячейки человек по 5, делали свое дело, потом разбегались. И тд и тп.
Замечательная статья!
Всё изложено простым языком, только читайте.
" Они могут играть существенную роль сутенера." т.е. по сути НАТО даже не "танцует девушку" он ею торгует.
" мы предполагаем, что, несмотря на символическое значение присутствия батальонов НАТО..." Какие военные действия, просто бизнес - ничего опасного для здоровья.
Понравился совет покупать вооружение, которое все равно не поможет.
А про лесных братьев просто сказка! Правда забыли сказать, кто их будет кормить.
Вообще статью надо было назвать "Проблемы негров шерифа не волнуют".
В оригинале статьи на Дельфи на эстонском употреблено слово süütenöör, что означает отнюдь не "сутенер", а "запальный шнур". На русский (на том же Дельфи) переведено как "Я не считаю, что боевые группы размером с батальон были бы совсем бесполезны. Они могут играть существенную роль фитиля.". Откуда Стена взяла "сутенёра" - не совсем понятно. Наверное, модер решил так приколоться.
Смешно, да.
Сутенер гораздо правильнее в этом случае. Ошибка по Фрейду переводчика Дельфи. Именно таким был изначально перевод в статье на источнике.
Ну, теперь расскажите про " символическое значение присутствия батальонов НАТО" ,что автор имел ввиду и как переводчик исказил.
вот и новый союзнический пасквиль - немного издевательский, слегка циничный, но прагматичный...
Отправить комментарий