Эмиграция последней волны. В Прибалтику.
Пишет Юрий Алексеев, журналист из Латвии: В последнее время образовалась любопытная тенденция: из России за рубеж подались яркие личности 90-х — перестроечные журналисты. Выглядит это примерно так: та или иная известная в медийном цеху персона неожиданно шумно объявляет, что ей невтерпеж жить в стране, где властвует Путин, и единственный для нее способ избавиться от морального давления — эмигрировать. И эмигрирует.
Первой ласточкой был постаревший рокер и плейбой — Артемий Троицкий. Неожиданно вскричав — «Не могу с Путиным в одной стране жить!», он переселился в Эстонию. Артемию исполнилось 60, человек с богатой биографией. Нонконформист 80-х. Телезвезда 90-х. Редактором русского «Плейбоя» поработал. Мог бы уже и отдыхать…
Однако же, переехавши в Эстонию с семейством, он принялся давать трескучие интервью провинциальным газетам и сайтам. В них он ругал политику Кремля. Сейчас пописывает колонки на местный Инет-портал, где обращается к прибалтийским русским с наущениями, как надо правильно жить в чужой стране (сидеть под лавочкой и радоваться, что приютили). Латыши и эстонцы иногда переводят его колонки на свои языки. Типа: вот он, настоящий, годный русский!
Яркой звездой недавно пронесся через Латвию бывший блистательный главред «Коммерсанта», бывший блистательный главред программы «Время» Андрей Васильев. Васильев — не редкий гость в Латвии, отдыхал, тусовался, примелькался… Но в этот раз он шумно провозгласил, что с Путиным ему не по пути, что в России нормальному человеку делать нечего, что он скоро примет израильское гражданство, чтобы не мучиться с визами, и окончательно сменит родину. Как я понял — на Латвию. У него домик в Юрмале.
А год назад объявилась в наших краях и бывшая многолетняя редактор портала «Лента.ру» Галина Тимченко. Хозяева «Ленты» сместили Галину с должности за интервью с Ярошем. Объявивши, что «В России, скорее всего, нам работать не дадут», она тоже шумно эмигрировала в богоспасаемую Латвию. Купила квартиру и получила «инвестиционный» вид на жительство.
Среди местной журналистской братии прошел слух, что бывший главред «Ленты» нашла миллионы и сейчас будет запускать латвийский проект, который сожжет весь путинский Интернет глаголом напрочь. Местные голодные журналюги ходили за ней толпой с диктофонами и камерами, стараясь понравиться.
Слух подтвердился, Тимченко сняла офис и объявила набор сотрудников на сайте Службы занятости. Однако, получив кучу сивишек от соискателей, Тимченко сообщила, что местные журналисты ей не годны ввиду провинциальности, набрала редакцию в России и запустила интернет-сайт с названием «Meduza». С умопомрачительным для Латвии бюджетом в 1,5 млн евро и слоганом: «Кажется, вам опять есть что читать».
Не стану оценивать, есть ли там что читать, но ее деятельность привлекла внимание одной пакостной организации. Нет, не путинского ФСБ, а хуже — латвийского «Центра государственного языка». Языковые инспекторы устроили в офисе «Медузы» проверку, на предмет, использует ли компания Medusa Project в своей работе державну мову? И правда ли, что Тимченко не приняла на работу двух латышских специалистов только потому, что они плохо говорили по-русски?
Наш Центр госязыка обычно приходит с проверками по доносам. Полагаю, и в данном случае кто-то стукнул, возможно, те двое, которым отказали в вакансии. В Латвии это — обычное дело… Впрочем, от наших языковых карателей «Медуза» пока отбилась. Однако ж сама Тимченко призналась, что ходит вместе со своими сотрудниками на курсы, чтобы таки освоить латышский язык. Звоночек сработал.
Язык в Прибалтике — хитрая штука. Туристы в восторге: во всех кафешках-гостиницах с ними говорят по-русски. Российские либеральные журналисты пишут веселые репортажики: «Я весь день ходила по Риге, и со мной везде говорили по-русски. Здесь нет националистов! Тут милые и дружелюбные люди!»
Ага! Это пока вы тратите на них свои деньги по кафешкам. Но попробуйте просто пожить, и вы обнаружите, что за пределами туристических зон без латышского — хреново. В той же Финляндии для жизни и бизнеса вполне хватает английского. Финны понимают, что их экзотический язык, на котором говорит всего 5 миллионов народу, иностранцы вряд ли будут увлеченно осваивать.
А в Латвии — не-е-ет! Латышей чуть более миллиона, но они уверены, что их мову должны знать все, кто пересек границу страны. Все бумаги — только на латышском, общение с чиновниками — только по-латышски. Все законы-инструкции — без перевода. Сами чиновники русский, конечно, знают, но говорить с тобой на нем не будут.
Забавно: три года назад латышские националисты устроили русофобскую конференцию и пригласили в качестве почетных гостей Борового с Новодворской. Боровой и Новодворская выступали по-русски. Перевода не требовалось, латышские националисты русский знают прекрасно. Но вот, остальные выступления проходили только по-латышски. И тоже без перевода, даже в наушниках! Смешно было смотреть, как сладкая российская парочка сидела с глупыми лицами в президиуме, часами вслушиваясь в незнакомую речь.
Российские ново-эмигранты, узнавшие Прибалтику с туристической стороны и приехавшие тут пожить, неприятно удивляются, обнаружив, что их «милые и дружелюбные люди» вдруг превратились в фыркающих кошек: «Здесь Латвия! Здесь надо говорить по-латышски!» С бизнесом — еще хуже. В любой момент в офис может нагрянуть языковая проверка и потребовать предъявить удостоверение о сдаче экзамена по латышскому. Нет такового — штраф. Ну или ходи везде со штатным переводчиком…
Однако еще большую фрустрацию испытывают российские эмигранты-либералы при общении с прибалтийскими русскими. Они ожидают найти здесь «русских европейцев», прогрессивных и толерантных, не испорченных «киселевско-соловьевским зомбоящиком», то есть, таких же продвинутых, как они… А находят «быдло, крымнашевцев и ватников»! Иной раз еще более «ватных», чем в покинутой ими путинской России.
В одной из латвийских телепередач Галина Тимченко в сердцах заявила: «Когда я стою на рынке, или еду в трамвае, или когда я просто подслушиваю на улице, что говорят русские, то у меня ощущение, что я нахожусь у себя на метро «Профсоюзная» в Москве…» А на вопрос ведущего, так может, она нашла себе в Латвии друзей-латышей, она вздохнула: к сожалению, нет, языка не знаю… Что тут сказать? Это — эмиграция, детка…
Процесс «ближней эмиграции» в Прибалтику идет давно. Случалось, приезжали творческие личности и бизнесмены средней руки, чем-то обиженные на родине — подышать «свежим воздухом европейской свободы», где все понимают по-русски. В их представлении Прибалтика эта такая микро-Россия-2, чистенькая, цивилизованная и без Путина.
Но вот, как-то не приживались. Пара лет — и либо ехали дальше, либо (большинство) возвращались. Поглядим, надолго ли хватит нынешних буревестников борьбы с режимом.
Почему так легко дружить против России
Приходилось ли вам в последнее время читать неприятные тексты про Россию, российское государство, русский народ, нашу культуру и историю? Мне — приходилось.
Приходилось так часто, что за последний год я выработал к ним неплохой иммунитет.
Несмотря на то, что среди таких русофобских текстов нередко можно встретить и «произведения» российских авторов (в основном эмигрантов) для российской аудитории, большинство все же написаны иностранными журналистами для иностранного читателя. И их целью, очевидно, является не столько создание негативного образа России и русских в мире, сколько сокрытие собственных недостатков.
Справедливости ради нужно заметить, что и наши авторы используют этот прием по отношению к другим странам не так часто и далеко не так искусно, но огорчает это не меньше.
Сравнение — основной способ познания. Мы всегда сравниваем себя с кем-то и пытаемся понять, в чем мы лучше или хуже.
Но психика человека устроена таким образом, что если мы оказываемся хуже, то первым делом пытаемся найти того, у кого все еще хуже, вместо того чтобы попытаться самим стать лучше. Этим и пользуется «машина пропаганды» независимо от того, кому она принадлежит.
Так вышло, что образ России стал в международных отношениях чем-то вроде «исчадия ада».
Если в 90-е русские, по мнению иностранцев, поголовно пили, играли на балалайках и выгуливали медведей, то сейчас они «захватывают» территории, ежедневно устраивают военные парады для запугивания соседей и мечтают о возрождении Российской империи или, как минимум, СССР.
Да и вся российская история — это история угнетения свободных народов. Вот только в зеркало наши «западные партнеры» смотреть не любят, копание в своей истории может выйти боком: вдруг всплывет какая-то неприятная история вроде геноцида коренного населения Северной Америки или бессмысленной и беспощадной бомбардировки Дрездена.
Это лишнее — гораздо интереснее копаться в грязном белье соседа. А оно у нас действительно есть, как, собственно, у всех: и к политикам есть вопросы, и борьба с коррупцией — все больше на бумаге, и дороги — все еще не ахти, и в футбол играть не научились.
Мы и сами это все прекрасно знаем, но у любой проблемы есть две стороны — это раз, а у России и ее жителей есть много других положительных качеств, не говоря уже об исторических победах страны, — это два.
И тем не менее дорога к тому, чтобы Россию любили и уважали в мире, к тому, чтобы целые народы не пытались построить свою идентичность по принципу «мынетакиекакрусские», а, наоборот, искали, чем же они похожи на нас, начинается с нас самих, с каждого из нас.
Общечеловеческие ценности — доброту, честность, заботу о слабых, заботу об окружающей среде, уважение друг к другу — никто не отменял, вот с них и нужно начинать.
Находясь за границей, мы часто сетуем на то, что у нас не так чисто, не так аккуратно, ПДД не так хорошо соблюдают, будто бы это не мы сами мусорим, не выходим на уборку в субботник, хамим в очередях и на дорогах, а кто-то другой, который во всем и виноват.
Нет, это все мы с вами — ленимся забрать мусор с пляжа, считаем допустимым объехать пробку по встречке, незаконно сливаем нечистоты в соседний ручей, проходим мимо человека, которому стало плохо на улице, надеясь, что найдется кто-то другой, кто поможет ему.
Это мы хотим меньше работать (а лучше — не работать вообще) и больше зарабатывать, это мы не можем договориться между собой, чтобы скинуться на деревья возле подъезда и бросаем машину на местах для инвалидов, чтобы не идти лишние 50 метров.
Так можно продолжать до бесконечности, потому что привычка задумываться о своих негативных чертах присуща многим нациям, я встречал это и в немцах, и в поляках, а Джером К. Джером даже написал об этом ироничный рассказ «Почему мы не любим иностранцев».
Но если нам удастся направить всю нашу энергию не на поиск тех, у кого все «еще хуже», или тех, «кто во всем виноват», а на улучшение нас самих, когда реальный образ будет разительно отличаться от описанного в газетах, журналах или на телевидении, то нам самим будет комфортно и хорошо жить в такой стране с такими людьми, и никакая пропаганда не будет способна исказить положительный образ российского гражданина.
Владимир Балобаев, политолог
Клопс.Ru
Комментарии
КОЗЛЫ
Замечательный и честный текст, большое спасибо автору!
Ещё наблюдение: в среде российской либеральной оппозиции удивительно легко принимается замена чёрного на белого, при этом абсурд ситуации сами оппозиционеры не замечают. Яркий пример - "Дождь", который заявляет о себе как Optimistic Channel. Смотришь на заголовки новостей на сайте, а там одна желчь и мрачняк: мол, ещё немного и Россия провалится под землю... Зашибись оптимисты ))
Просто в России начали травить тараканов,вот они разбегаются кто куда!
А когда на украине начнут травить, вот европа подпрыгнет!
Знать государственный язык это нормально. Разве нет?
А статья какая-то ватнически-унылая.
"Не путайте туризм с эмиграцией!" (с)
Очень советую посмотреть клип исполнителя Нич Кайфович "Во всем виноват Путин". Моралфагам и детям до 16 смотреть не рекомендую, берегите ваши нежные ушки.
Пусть уезжают, чем больше уедет, тем лучше для нас. Понятно, что уехавшие кроме обливания дерьмом ничего делать не хотят и не умеют, всем известно в чью сторону будет нацелено это дерьмо, но у них не будет аудитории, местным они неинтересны, у местных русских другие заботы есть, чем выслушивать их галиматью. Так что это недолговечно. Пофигу. Вот, Чирикова когда в Эстонию перебралась? А с тех пор кто-то что-то о ней знает?
Отправить комментарий