Эстония могла бы откусить немного от военного пирога Европы
Эстония не способна производить ракеты или пулеметы, но она в состоянии поставлять замечательные шнурки для солдатских берец. Или компьютерные программы для военных, противоминное оборудование или небольшие роботизированные системы. Стране стоит использовать свой интеллектуальный потенциал для участия в распределении средств оборонного фонда Европы, считает высший офицер-аналитик военной разведки ГРУ в отставке Виллем Роода.
Фото: Kaitseväe Peastaap
Вашингтон настойчиво убеждает союзников по НАТО выполнять свои финансовые обязательства и повысить военные расходы до 2% валового внутреннего процента, а на закупки и разработку вооружений тратить не менее 20% от общей суммы оборонных расходов. В масштабах, скажем, Германии или Франции эта пятая часть военных затрат представляет собой исключительно лакомый куш для оборонных предприятий.
В случае Эстонии и других малых стран ЕС и НАТО, деньги получаются относительно небольшие, но и они очень пригодились бы национальным военно-промышленным "комплексам", которые еще только предстоит создать. Подготовленные правительством Эстонии и рассматриваемые сейчас парламентом поправки к действующим законам, которые позволят ремонтировать и производить вооружения, в этом смысле выглядят совершенно логично. Особенно если учесть, что Европа собирается финансировать военные разработки из общего многомиллиардного оборонного фонда.
Почему бы и Эстонии не поучаствовать в распределении этих средств?
Президент США Дональд Трамп во время недавней встречи с генеральным секретарем Йенсом Столтенбергом вновь критиковал Европу и Германию прежде всего за недостаточно высокие военные расходы, как пишет, например, Defense News. Он также заявил, что двух процентов ВВП для обороны маловато, расходы следовало бы увеличить до 4%. Европа сделала вид, что не услышала этих слов, но можно не сомневаться, что Трамп еще вернется к теме возведения оборонных затрат к новым вершинам.
Нет промышленности, но есть интеллект
Для малых стран ЕС, включая и Эстонию, вполне разумно было бы инвестировать в создание собственной оборонной промышленности. Какие типы вооружений и оборонной продукции способна производить Эстония? Да, в общем-то, никакие, во всяком случае ничего серьезного, сложного и в больших объёмах. Но это не значит, что страна, не имеющая соответствующего индустриального потенциала, вовсе ничего не способна предложить европейскому рынку вооружений.
У страны нет необходимого для серьезных военных производств промышленного потенциала, она не способна производить стрелковое оружие, орудия или противотанковые ракеты, бронемашины или танки. Но Эстония обладает интеллектуальными ресурсами, наработками в области IT-технологий и потому могла бы изготавливать, скажем, противоминное оборудование и средства обнаружения мин, военное программное обеспечение, малые роботизированные системы вспомогательного назначения, а также, конечно, комплектующие части и детали для более сложной военной техники, производимой другими странами ЕС.
Кроме того, крупная промышленность не заинтересована в изготовлении, скажем, шнурков для берец или пуговиц для обмундирования. С танками, самолётами или ракетами новички оборонных подрядов не справятся, зато они способны на многое такое, что может стать дополнением для основных видов вооружения.
Иными словами, Эстония способна производить и разрабатывать достаточно дорогие военные изделия, не рискуя при том осложнить и без того напряжённую конкуренцию на рынке вооружений, в том числе и между самими странами ЕС. Если не принимать во внимание очень удачный проект истребителя Eurofighter, то примеров взаимовыгодного сотрудничества между военно-промышленными комплексами стран Европы не существует.
А вот конкуренция между ними имеется и весьма жесткая.
После выхода Великобритании из состава ЕС список лидеров производства вооружений возглавит Франция, за ней идут Германия, Швеция, Италия и Бельгия. Предприятия остальных стран находятся под контролем того или другого лидера списка. Лишь Швейцария с ее удачной и специфической оборонной политикой остается исключением из общего правила.
Малые военные фирмы тоже нужны
Пожалуй, поддержка небольших военных производств в странах Балтии и в других государствах с маленьким потенциалом была бы даже в интересах основных конкурентов на рынке вооружений и в интересах ЕС в целом. Новые игроки позволят повысить общую обороноспособность Европы и снизить затраты за счет удешевления субподрядов. В конкуренции с США Старый свет имеет как минимум одно преимущество – большое количество маленьких, упорных и старательных фирм, которые могут добиваться хороших разработок, легко и быстро внедряемых на индустриальных мощностях крупных игроков.
Существует достаточно исторических примеров такого рода. Так, по одной из исторических версий свой знаменитый первый в мире пистолет-пулемет Томпсон не сам разработал, это сделал хозяин маленькой оружейной мастерской по заказу своего друга-мафиози, пожелавшего иметь скорострельный Winchester. Барабанный магазин появился в ходе попыток совместить винтовку с барабаном револьвера, а использование пороховых газов для автоматической перезарядки – в результате неудачных экспериментов со сложными зарядными системами.
Или взять, например, самый массовый во времена Второй мировой войны внедорожник Willys. Эту удачную модель тоже сконструировало небольшое, почти кустарное автопредприятие American Bantam. Объем потенциальных заказов оказался настолько большим, что все контракты на производство прибрала к рукам (а с ними и славу создателя) компания Willys-Overland Motors, получившая государственный военный подряд.
Инвестиции в национальную военную промышленность Эстония могла бы провести по статьям оборонных расходов и тем самым еще более повысить свой почти рекордный для стран НАТО показатель с нынешних 2,4% ВВП (по опубликованным на днях данным Eurostat до еще больших величин.
Следует в то же время учитывать, что военная промышленность удобна для властей еще и в том смысле, что обладает способностью уходить из-под контроля финансовых органов, поскольку использует возможности статуса секретности и конфиденциальности. Гриф "государственная тайна" позволяет засекретить в том числе и каналы движения денег. В основном как раз через отрасль оборонной промышленности перемещается большая часть скрытых от общественности средств, оседающих в карманах политических групп поддержки и лоббирования. Несомненно, точно так же будут использованы фонды оборонных предприятий и в Эстонии.
Виллем Роода
Комментарии
Откусить звучит очень грубо, правильно сказать отсосать.
Не подавится бы как этим пирагом, Россия рядом..
ну на счет одних шнурков перегнули конечно - беспилотники давно делают, гидролокацию, эриксон что-то клепает
Пусть этот гру сперва выучит матчасть . Изучит чем занимаются и с кем сотрудничают такие в Эстонии компании как cybernetica, milrem robotics, eli,uav, defendec, baltic workboats и уже после этого может хоть что-то сказать. Говорящая голова без знаний. Ыксперт.
Да другу Дональду мало уже двух процентов, на четыре намекает.
Отправить комментарий