Эстонские учения: кому война, а кому гильзы на хлеб
Последний месяц зимы — время жестоких ”боёв”. Нет, не зимы с весной. ”Бои” разворачиваются в посёлке Сиргала. Солдаты Вируского пехотного батальона проходят здесь науку сражений в городских условиях. Декорациями служат мёртвые здания полупустого селения.
Foto: Инфопресс
…Двухэтажные домики с пустыми глазницами. Группы людей в камуфляже с автоматами. Хлопки выстрелов и зычные крики. Очередное отделение получает короткую вводную — в таком-то доме засели враги, надо произвести зачистку. Сколько ”врагов”, на каком они этаже, в каком помещении — неизвестно. Это уже задача солдат — построить тактику так, чтобы выяснить, где ”неприятель”, и уничтожить его. Естественно, чем меньше будет потерь, тем лучше.
Последнее, увы, получается не всегда. Хотя городской бой — он в любом случае ”трудный самый”: короткие дистанции, больше мест, откуда можно вести огонь, сложнее доставлять боеприпасы и эвакуировать раненых, как результат — и выше средний процент потерь. Тем не менее, вести его должны уметь не только пехотинцы, поэтому-то в последний день января в сиргаласких домах мы встречаем противотанковое подразделение Вируского пехотного батальона. В конце февраля те же навыки здесь будет отрабатывать подразделение пехотное. А вообще, Сиргала становится полем учений не менее четырёх раз в год — ещё здесь тренируются скауты, профессиональные военные перед отправкой в Афганистан.
Кстати, о профессионалах. Из фильмов мы знаем, что ”зачистки” проводятся тихо. Командир распределяет подчинённых знаками. А тут — крики, будто в старые времена, когда в психологическую атаку под знаменем ходили…
"Это спецгруппы тихо передвигаются, когда хотят без шума взять кого-то. А здесь ведь всё-таки бой, и уже поэтому, чтобы управлять солдатами, надо повышать голос. Так что это не совсем ”боевой клич”. Хотя бои в городских условиях поднимают дух, это интересно", — подтверждает командир противотанковой роты Маргус Калло. По его оценке, всегда можно добиваться лучших результатов, но сейчас он подчинёнными в целом доволен.
"На самом деле, очень интересно и захватывающе, — согласен младший сержант нарвитянин Максим Антонов. — Как азартная игра, причём, когда начинается ”экшн”, ты уже не задумываешься, реальность это или имитация, стараешься по-настоящему прятаться, аккуратно выходить из-за углов, всё проверять… Я не был особенно увлечён компьютерными ”стрелялками”, но думаю, что там ты смотришь на ситуацию как третье лицо, а здесь полностью включён в происходящее и надо реально проявлять свои физические и моральные качества".
”Killed” — сообщает в это время металлический голос. Это электронный жилет, надетый на сержанта. Мы беседуем в сторонке от ”сражения”, но, видимо, из соседнего дома долетела ”шальная пуля”. Такие жилеты, взятые у скаутов, надеты на всех солдатах и фиксируют ”ранения” и ”смерти”, в последнем случае отключая и автоматы. Одно движение маленького приборчика в руках офицера — и солдат опять ”жив”, готов к новому бою.
Среди пятнистых гостей посёлка мелькают и аборигены в цивильном. Чуть заканчивается бой в каком-то из домов — они устремляются туда. ”Гильзы собираем, потом сдаём. Сколько? Ну, килограмма три набирается. На хлеб… А что делать — у меня пенсия 130 евро”, — поясняет один из таких сборщиков Михаил. Действительно, ”война войной”, а реальная жизнь продолжается.
Комментарии
Детский сад. Купите эстонским солдатам компьютерные игры. Они способны только на это. И не тратьте государственные деньги даром, на игры в войнушку.
Отправить комментарий