Эстонский спирт, первые шаги — от крестьянских артелей до фабрики Розена
Ликёро-водочный завод «Ливико» — одно из тех предприятий, которые известны как всем жителям страны, так и её гостям, пожелавшим привезти домой алкогольную частичку Эстонии. Однако это производство — лишь малая часть истории эстонской спиртовой промышленности, имеющей многовековые корни. Есть в ней и «винная усадьба» Моэ, и доносы рыцарства на крестьян, продававших самодельный спирт, и спиртовая фабрика Розена, и контрабандные годы первой республики, и, конечно же, ставший крупнейшим ликёро-водочным заводом советской Эстонии «Ливико», пишет автор портала Tribuna.ee Дмитрий ЦЕХАНОВСКИЙ.
Музей спиртовой промышленности работает на территории исторической винной кухни усадьбы Moэ и выведенного из эксплуатации подвального помещения местного спиртового завода. Коллаж автора из фотографий архива газеты «Молодёжь Эстонии» и ERR
Спирт как источник пополнения госбюджета
Различные виды поступлений от продажи спирта и алкогольных напитков с давних времён являются одной из важных составляющих бюджета государств. Эстония — не исключение. Первое письменное упоминание об изготовлении эстонского алкоголя датируется 1485 годом, когда в Большую гильдию столицы был представлен на утверждение устав занимавшейся этим делом артели (сообщества).
Однако памятник, посвящённый этому событию, установлен не в столице страны Таллинне, а в небольшом посёлке Моэ, расположенном в волости Тапа уезда Ляэне-Вирумаа. Ведь именно здесь в 1887 году появился первый на территории Эстляндии спиртовой завод.
Памятник в честь 500-летия производства спирта в Эстонии в Моэ. Источник: архив газеты «Молодёжь Эстонии»
Архивы подтверждают, что ещё в 1550 году руководство столичной городской аптеки Раэ получило право на производство у себя алкоголя для продажи. В дальнейшем подобные права выдавались обществам сирот и вдов города. В 1558 году право на оформление лицензий на производство спирта получает и тартуская местная власть. Однако всё это было кустарное, а не фабричное производство, которое сейчас именуется ёмким словом «самогоноварение».
С середины XVI до окончания XVII века за право на получение дохода от производства и продажи алкоголя боролись рыцарство и крестьянство. При этом жалобы на разных уровнях власти со стороны первых, которые в немалом количестве есть в исторических архивах, никак не могли оторвать вторых от процесса производства и реализации. Вялотекущее противостояние мызного и крестьянского спирта то возрастало, то затихало вплоть до окончания шведского периода в истории Эстонии.
Хотя бы символического порядка в получении доходов от спирта не удалось достигнуть и после того, как по Ништадтскому мирному договору 1721 года земли Эстляндии и Лифляндии перешли к России. В 1765 году Екатерина II попыталась хотя бы частично получить с этих регионов пошлины, но, как и ранее, их итоговый сбор был значительно меньше, чем реально производилось алкоголя.
В исторических хрониках тех лет сохранились не только доносы рыцарей на крестьян, но и учебники по виноделию и изготовлению спирта. Автором первого из них, зарегистрированного на территории Эстонии, является пастор Саломон Губерт. Источник: книга «Музей спирта в Моэ»
Алкогольные монополии на территории РоссииВпервые на территории России государственная алкогольная монополия появилась в 1474 году. Учредил её Иван III, и действовала она до 1533 года. Вторая попытка введения госмонополии на производство спирта и напитков из него зарегистрирована в 1652 году, но и она просуществовала недолго — лишь 29 лет.
В 1696 году первый император России Пётр I учредил третью государственную монополию. Он же через двадвать лет, в 1716 году, ввёл свободу винокурения, обложив производителей «винокурной пошлиной». К 1862 году алкогольные пошлины составляли около 40 процентов доходной части бюджета Российской империи.
Четвёртая алкогольная монополия была введена в 1894 году по инициативе министра финансов Сергея Витте, но в полной мере по всей территории империи она действовала лишь с 1906 по 1913 годы. На большей части территорий прибалтийских губерний эта монополия вступила в силу в июле 1900 года.
Государственная монополия включала в себя в те годы как производство и очистку спирта, так распространялась и на торговлю крепкими спиртными напитками. Винокуренные заводы могли принадлежать частным предпринимателям, однако производимый ими спирт покупался казной, проходил дополнительную очистку на государственных складах и продавался в государственных винных лавках.
Макет винокурни на территории Эстонии в XVIII—XIX веках. Экспонат музея спирта. Источник: книга «Музей спирта в Моэ»
В конце XIX и начале XX веков государственная торговая монополия распространялась только на водку. Все прочие спиртные напитки на территории Российской империи продавались свободно, но были обложены акцизом (а ввозимые из-за рубежа — ещё и ввозной таможенной пошлиной).
Монопольные цены на водку были достаточно логично согласованы со ставками акцизов и пошлин. Поэтому массовый беднейший потребитель удовлетворялся казённой водкой, а более состоятельный клиент в зависимости от величины своего кошелька мог выбирать прочие напитки, которые были в свободной продаже.
К началу XX века спиртовая промышленность Российской империи, в состав которой в те годы входила и нынешняя территория Эстонии, была представлена в основном мелкими заводами, выпускавшими водку в качестве основного продукта. Именно в этот период произошло разделение спиртового и ликёро-водочного производств.
Спиртовые заводы остались в сельскохозяйственных районах, поблизости от источников сырья. Ликёро-водочные заводы сосредоточились в городах, которые были основным рынком сбыта алкогольных напитков.
На спиртовых заводах в те годы производили 40- и 57-градусную водку, а также 90- и 95-градусный спирт. Большая часть продукции разливалась в тару по 0,25 литра и 0,5 литра.
Моэ — от «винной усадьбы» к спиртовому заводуВо многом именно производство спиртных напитков позволяло хозяевам эстляндских мыз (усадеб) получать средства на их возведение и поддержание в достойном виде. Усадьба Моэ навсегда вошла в спиртовую историю Эстонии. Производство спирта здесь приостанавливалось очень ненадолго лишь в военное время и в периоды смены хозяев.
Первые письменные упоминания о производстве алкоголя в поместье Moэ датируются 688 годом. «Винная» усадьба за два века сменила немало собственников, но судьбоносным стал 1886 год, когда она стала собственностью семьи Курбергов. Купивший её аптекарь Яков Курберг уже в 1897 году создал у себя хорошо оборудованный для того времени спиртовой завод, начав применять паровую энергию.
Экспонаты музея спиртовой промышленности в Моэ. Источник: книга «Музей спирта в Моэ»
В настоящее время территория бывшей усадьбы принадлежит фирме Estonian Spirit, которая не только производит спирт, но и пытается поддерживать исторические традиции в производстве эстонской водки и других спиртных напитков. Спиртзавод в Моэ, по сути, остаётся единственным фабричным производством этилового спирта на территории нынешней Эстонии.
В 2020 году на территории усадьбы Моэ после крупной реконструкции открылся музей спиртового производства Эстонии вместе с гостевым центром и тематическим парком. В числе прочего, его посетители могут увидеть и «Винную кухню», построенную здесь ещё в XVIII веке.
Померанец, создавший спиртовую фабрику в РевелеВ 1870-х годах эстляндское рыцарство решило основать в Ревеле (ныне Таллинне), как центре губернии, современную фабрику по очистке спирта, но городской магистрат отказал в выдаче разрешения. В 1875 году для фабрики уже даже было выбрано место для неё — участок на бульваре Мере, но фабриканты вновь натолкнулись на сопротивление местных властей.
Судьбу предприятия решил господин Фридрих Раппухн, приехавший из немецкой Померании, который в отличие от местных предпринимателей смог без долгих разбирательств получить разрешение от магистрата. Покупка участка земли также была оформлена довольно быстро. Разрешение на строительство было выдано губернским советом уже в сентябре 1875 года.
Как сообщали газеты того времени, строительство также шло с невероятной скоростью. Уже в ноябре здание фабрики в псевдороманском стиле было подведено под крышу. Оснащение оборудованием заняло почти год, и в сентябре 1876 года на бульваре Мере прошли пробные выпуски спиртовой продукции, которая была признана отменной.
Ревельская спиртовая фабрика на бульваре Мере в конце XIX века. Источник: книга «Ливико-100»
Для эксплуатации фабрики было образовано товарищество под названием «Ревельская спиртовая компания», устав которой российский император утвердил 23 сентября 1876 года. Членов правления было пятеро, а в административный совет входили ещё шесть человек. Почти все они были представителями остзейского дворянства.
Продукция предприятия была настолько высокого качества, что уже в ноябре 1878 года именно она представляла Российскую империю на Всемирной выставке в Париже. Когда же в столицу Эстляндии прибывали представители правительства России, то одним из первых мест, которые они посещали в Ревеле, становилась именно фабрика на бульваре Мере.
Квартал постепенно расширялся. Бочки теперь изготавливались на месте, а склады готовой продукции постепенно расползались по району Копли. Часть ревельского спирта уже уходила за границу, давая бюджету империи дополнительные средства, а большая часть (до 90%) произведённого здесь спирта реализовывалась во внутренних губерниях России.
Густав Арвед фон Розен — главный винокур ЭстляндииВ 1893 году было образовано Ревельское объединение винокуренных заводчиков «Розен и Ко». Это было очень крупное для тех лет предприятие с уставным капиталом около одного миллиона рублей.
Групповое фото руководителей предприятий, входивших в состав объединения «Розен и Ко». Источник: книга «Ливико-100»
Головной офис находился в Петербурге. В него вошли 168 эстляндских, 24 лифляндские и 18 курляндских спиртовых фабрик, работавших при мызах. У объединения были склады в Москве, а также конторы в Риге, Варшаве и Ростове-на-Дону.
Крупнейшим собственником был Густав Арвед фон Розен, который в 1895 году взял в аренду фабрику на бульваре Мере и немного изменил рынок сбыта. Именно стараниями фон Розена спирт из Эстляндии пошёл не только на производство алкогольных напитков, но и для военной промышленности (в частности — на производство взрывчатки).
Стоит отметить, что в 1899 году на фабрике Розена, приносившей немалую прибыль как государственной казне Российской империи, так и владельцам предприятия, работало менее пяти десятков человек. В их числе были 35 производственных работников, два мастера, семь канцелярских служащих, а также управляющий и директор.
Копия внутреннего распорядка на спиртовой фабрике и фотография её владельца Густава Арведа фон Розена. Источник: книга «Ливико-120»
Во второй части публикации мы расскажем о том, как из основанного в Ревеле в 1898 году Казённого спиртового склада №1 выросло крупнейшее ликёро-водочное предприятие советской Эстонии, получившее название Liviko, о сортах продукции, которую оно выпускало, и о том, что с ним произошло после развала Советского Союза.
Дмитрий ЦЕХАНОВСКИЙ
Комментарии
Спасибо за интересную статью.
Я собираю материал по истории винокурения Эстляндской губернии, входившей в Российскую империю в конце 19 -начале 20 века.
С радостью приму любую помощь в поиске материалов по этой теме.
Все материалы просьба присылать на мой емэйл.
Алексей
Алекс.В. мой емэйл info@zeros.ru
Просьба откликнуться Дмитрию Цехановскому, автору статьи по истории Эстонского винокурения.
Вот поэтому всё население Эстонии спаивают )))
Как спаивают? Алкоголь в магазинах продают? Надо запретить?
Общество поддерживает и реклама не нужна ))
Так это общество само себя спаивает? А ты не спаивайся или тебе насильно в глотку заливают?
Эстонский спирт, эстонский спирт... А российская водка- вкуснее! На эстонской водке людей не споишь, скорее- наоборот.
Там 40 градусов и тут - 40 градусов. В чем разница? Разница лишь в том, что в России проще нарваться на палёную водку, сделанную не пойми из чего.
В любом случае, какой смысл пить раствор спирта-ректификата в воде? Ни вкуса (кроме спиртового), ни аромата.
Тартуский пивоваренный завод A. Le Coq» тоже водку выпускает. И джин!.
Отправить комментарий